(практические, семинарские, лабораторные)
Тема 8 – Овладение техникой и методиками количественного определения «лекарственных ядов».
2. Цель: На основе знаний физических и химических свойств исследуемых веществ студенты должны овладеть техникой и методиками количественного определения «лекарственных ядов» выделенных из биоматериала.
3. Задачи обучения: Научиться проводить количественное определение «лекарственных ядов».
4. Основные вопросы темы:
1. На чем основан метод фотоэлектроколориметрического определения «лекарственных ядов»?
2. Метод экстракционной фотометрии в ХТА.
3. Метод спектрофотометрии в УФ- и видимой областях спектра в ХТА «лекарственных ядов»?
4. Метод ГЖХ в ХТА «лекарственных ядов»?
5. Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.)
- групповое обсуждение теоретического материала,
- работа в малых группах,
- письменный опрос.
Литература
1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
3. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.:
Медицина,1976.
4.Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия. – М.:МЕДпресс, 2009.
7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)
1. Методика количественного определения морфина ФЭК методом в ХТА.
2. Методика количественного определения стрихнина ФЭК методом в ХТА.
3. Методика спектрофотометрического определения барбитуратов.
4. Современное состояние и перспективы развития газовой хроматографии в ХТА.
5. Мицеллярная электрокинетическая хроматография (МЭКХ). Принцип методик определения
|
лекарственных средств в биологических жидкостях основанных на экстракции и без
экстракции.
1. Тема 9 – Решение практической задачи по проведению ненаправленного химико-токсикологического анализа на лекарственные вещества.
2. Цель: Студенты должны овладеть техникой и методиками обнаружения веществ кислого, нейтрального, слабоосновного и основного характера методом ХТС, микрокристаллоскопических и цветных реакций, а также методологией комплексного подхода к идентификации лекарственных веществ в биологических объектах.
3. Задачи обучения: Научиться проводить обнаружение веществ кислого, нейтрального, слабоосновного и основного характера методом ХТС, микрокристаллоскопическими и цветными реакциями, а также методологии комплексного подхода к идентификации лекарственных веществ в биологических объектах.
4. Основные вопросы темы:
1. Какие лекарственные вещества кислотного характера имеют наибольшее химико-токсиколо-
гическое значение?
2. Напишите формулу барбитала или других барбитуратов, ноксирона, фенацетина.
3. Какие физико-химические свойства обуславливают реакции окрашивания группы веществ
нейтрального и слабоосновного характера? Назовите эти вещества.
4. Какие методы обнаружения этих веществ используются при исследовании биологического
материала?
5. Какое значение имеет метод ТСХ при исследовании биологического материала на наличие
«лекарственных ядов»?
6. Какие процессы лежат в основе микрокристаллоскопических реакций на барбитураты?
5. Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.)
|
- групповое обсуждение теоретического материала,
- работа в малых группах,
- письменный опрос.
Литература
1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. (разделы 4.1-4.5)
2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. (часть 2, глава 2)
3. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом
экстракции. – Алматы, 2002.
4. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. – Киев: Высшая школа, 1989.
5. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. – М.: Медицина,1975.
6. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.:
Медицина,1976.
7.Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия. – М.:МЕДпресс, 2009.
7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.) письменный опрос по следующим вопросам:
1. Какие лекарственные вещества кислотного характера имеют наибольшее химико-токсиколо-
гическое значение?
2. Напишите формулу барбитала или других барбитуратов, ноксирона, фенацетина.
3. Какие физико-химические свойства обуславливают реакции окрашивания группы веществ
нейтрального и слабоосновного характера? Назовите эти вещества.
4. Какие методы обнаружения этих веществ используются при исследовании биологического
материала?
5. Какое значение имеет метод ТСХ при исследовании биологического материала на наличие
«лекарственных ядов»?
6. Какие реакции окрашивания дают барбитураты, ноксирон, фенацетин, кофеин, производные
пиразолона?
7. Какие процессы лежат в основе микрокристаллоскопических реакций на барбитураты?
|
8. Какие структурные особенности обуславливают поглощение веществ в УФ-области?
9. На какие группы можно разделить лекарственные соединения в зависимости от характера
поглощения в УФ-области?
10. Напишите формулу амидопирина и объясните характер его поглощения.
11. На основании чего можно сделать заключение о нахождении в объекте лекарственного
соединения?
12. Какие вещества называются алкалоидами? Назовите основные физико-химические свойства
алкалоидов.
13. Какие синтетические соединения основного характера имеют наибольшее токсиколо-
гическое значение?
14. На какие алкалоиды проводится, фармакологическое испытание? Каково значение этих
проб?