Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.




На первом уроке нашего курса даётся много теоретической информации. Не обязательно пытаться запомнить все сразу, просто поймите саму суть. В конце урока дан краткий перечень изученных понятий.

Свойства звука. Все окружающие нас звуки делятся на музыкальные и шумовые. Шумовые звуки - это скрип, шум ветра, треск и т.д.. В музыке такие звуки не используются. Музыкальные звуки характеризуются следующими свойствами: высота, тембр и громкость. Остановимся на каждом свойстве чуть подробнее.

Высота звука. Определение гласит следующее: "высота звука зависит от частоты колебания вибрирующего тела (струна, голосовые связки и т.д.). Чем чаще колебания, тем выше звук". Это определение рассматривает звук с точки зрения физики - так проще объяснить. Людям, ещё не знакомым с физикой, а также тем, кто с этой наукой "не дружит", понять это определение не просто. Подключим наше воображение: представьте рычащего медведя. Рык его грубый, страшный, низкий. А теперь представьте поющую птичку. Песня её будет на более "высоких нотах", нежели низкий рык медведя. Если всё ещё нет полной ясности, что такое высота звука, не переживайте, просто читайте дальше. Когда будем изучать расположение нот, Вы увидите наглядно, что более высокие ноты находятся выше, а более низкие ноты расположены ниже. И сразу всё станет ясно.

Тембр звука. Когда говорят, что звук мягкий, густой, резкий, звенящий - это говорят именно о тембре звука. Вы можете по голосу узнать своего знакомого, потому что тембр его голоса не такой, как у других. Вы можете отличить звук гитары от звука флейты, потому что этим инструментам присуща своя окраска звука, свой тембр. Различие тембров объясняется тем, что у каждого звука есть так называемые добавочные звуки, "призвуки". Их называют обертонами. Образуются обертоны вследствие сложной формы звуковой волны. Здесь мы не будем углубляться в физику, т.к. наша цель - просто понять, что такое тембр звука.

Громкость звука. Тут, я думаю, всё понятно. Как мы воспринимаем громкость звука в обычной жизни, точно также она воспринимается и музыке.

Длительность звука. Отдельно отметим, что в музыке используется такое понятие, как длительность звука. Это одно из основных свойств звука с точки зрения музыки. Немного дальше мы уже вплотную столкнёмся с длительностью звука, а пока просто возьмем на заметку.

Итоги 1 урока. Теперь мы знаем об основных свойствах звука: высоте, тембре и громкости, а также об очень важном его свойстве - длительности звука. Теперь мы знаем, что звуки составляют звукоряд, что ступени (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Знаем, что октава состоит из 7 основных ступеней (белые клавиши), расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.

Звукоряд. В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано), расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

Ступень звукоряда. Каждый звук называется ступенью звукоряда. Как лесенка: 88 ступенек вверх. Существует всего семь основных ступеней звукоряда, которые имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Есть еще пять производных ступеней, которые своих названий не имеют, а образуют их от имен основных путем прибавления к ним суффиксов -диез или -бемоль. На клавиатуре пианино звуки основных ступеней извлекаются посредством нажатия на белые клавиши, а производных - на черные. Как же так - спросите вы - Ведь если в звукоряд входят 88 звуков, а ступеней основных и производных всего двенадцать? Тут нет ничего странного, так как все ступени периодически повторяются через один и тот же интервал, именуемый октавой.

Буквенное обозначение ступеней звукоряда. Обычно используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=В. В старину вместо ноты си использовалась си-бемоль, она имела обозначение "B". Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку - будет проще запомнить названия ступеней.

Если при буквенном обозначении нот необходимо указать октаву, которой принадлежит нота, то поступают следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав - маленькой. Цифры расставляют следующим образом:

для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, например: A2 (ля субконтроктавы)
для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы)
для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы)
для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)
для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.

Октава. Расстояние между соседними звуками ступеней с одинаковыми названиями назвали октавой. Например: между соседними двумя до - ровно октава, между двумя соседними ля - тоже октава. Термин октава кроме своего основного значения (как расстояние между нотами, интервал), также применяется для обзначения части фортепианной клавиатуры. В этом значении октавой назвали часть звукоряда, в которую входят все 7 нот. Т.е. ряд звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си тоже называется октавой. Звукоряд фортепьяно насчитывает 7 полных и 2 неполных октавы. Кстати, как и звуки (ноты), октавы имеют свои собственные названия. Запоминать их не обязательно, для полноты информации приведу названия октав от самых низких до самых высоких: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.

Полутон. Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.

Целый тон. Тут всё просто: целый тон - это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши - полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши - тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) - расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон - это расстояние до соседней клавиши, а тон - расстояние через клавишу. Только не выбрасывайте из рассмотрения чёрные клавиши!

Итоги 1 урока. Теперь мы знаем об основных свойствах звука: высоте, тембре и громкости, а также об очень важном его свойстве - длительности звука. Теперь мы знаем, что звуки составляют звукоряд, что ступени (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Знаем, что октава состоит из 7 основных ступеней (белые клавиши), расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.

Не прощаюсь! Жду от вас вопросов.

Ваша Ирина Чуваева.

До новых встреч!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: