Доводы ученых, которые считали, что молитва тарауих состоит из двадцати рак’атов




То, что молитва тарауих состоит из двадцати рак’атов, является мнением большинства ученых. Некоторые из сторонников этого мнения даже заявили о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’). Однако это большая ошибка, о чем, с соизволения Аллаха, ниже станет ясно.

Нередко в качестве довода эта сторона использует хадис, который приводит Ибн Абу Шейба со слов Ибн ‘Аббаса, что «пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал в Рамадан двадцать рак’атов и уитр».

Этот хадис является слабым по единогласному мнению мухаддисов. В цепи этого хадиса передатчик по имени Абу Шейба Ибрахим ибн ‘Усман, чьи хадисы являются неприемлемыми. В связи с этим такие имамы, как аль-Байхакъи, аль-Миззи, аз-Захаби, аль-Хайсами, аз-Зайля’и, Ибн Хаджар, ас-Суюты, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ас-Сан’ани, аль-Альбани и мн. другие назвали этот хадис слабым. См. “Фатхуль-Бари” 4/205-206, “Насбу-ррая” 2/153, “аль-Хауи лиль-фатауа” 2/73.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса слабый, и к тому же это сообщение противоречит хадису ‘Аиши, который приводится в двух сборниках достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима (что пророк (мир ему и благословение Аллаха) за ночь не совершал больше одиннадцати рак’атов). А ‘Аиша лучше других знала о ночной молитве пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатхуль-Бари” 4/206.

Имам ас-Суюты сказал: “Не установлено пророком (мир ему и благословение Аллаха) совершение двадцати рак’атов за ночь”. См. “аль-Хауи лиль-фатауа” 2/73.

А самым главным доводом сторонников того мнения, что молитва тарауих состоит из двадцати рак’атов, является поступок ‘Умара, который повелевал совершать тарауих в двадцать рак’атов, что приводит имам аль-Байхакъи с непрерывным иснадом через Язида ибн Хусайфу. См. “ас-Сунан аль-кубра” 3/496.

Внешне иснад этого сообщения является достоверным, по причине чего некоторые имамы назвали это сообщение достоверным. Однако у этого сообщения есть некоторые недостатки. Имам ас-Синди говорил: “Версия Язида ибн Хусайфы является отклоненной по причине того, что он противоречит тому, кто был сильнее и надежнее него!” См. “Тахкыкъ аль-Мисбах” 47.

Т.е. по причине его противоречия версии имама Малика, в которой сообщается, что ‘Умар повелел одиннадцать рак’атов, а не двадцать.

Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури сказал: “Что касается версии Язида ибн Хусайфы от ас-Саиба, то у аль-Байхакъи она приводится двумя путями. Одна с Абу ‘Усманом ‘Амром ибн ‘Абдуллах аль-Басри, а другая с Абу ‘Абдуллахом Хусайном ибн Фанджауайхом. Я не нашел ничего об их биографии, и их положение неизвестно”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/33.

Доктор Мухаммад Дыяуррахман аль-А’зами сказал: “Упоминание Абу ‘Усмана у аль-Байхакъи я не нашел, но что касается Абу ‘Абдуллаха Хусайна, что его биография неизвестна, то это верно. После долгого исследования в поисках его биографии все, что я нашел о нем, это слова аз-Захаби: «Его зовут Тамам ибн Абу Хусайн» без упоминания степени его надежности!” См. “Саляту-ттарауих” 19.

А что касается передатчика Язида ибн Хусайфы, то многие имамы, среди которых Ахмад, Ибн Ма’ин, ан-Насаи, Абу Хатим, считали его надежным. Но несмотря на его надежность, имам Ахмад также сказал о нем: «Хадисы его отвергаемые!» См. “Мизан аль-итидаль” 4/430, “Тахзиб аль-камаль” 8/1535.

Хафиз Ибн Хаджар, упомянув эти слова Ахмада, сказал, что смысл этого в том, что подобный передатчик надежный, но в случае, когда он противоречит тому, кто был надежнее него, его сообщение не принимается. См. “Хадью ссари” 453.

Более того, сам Язид ибн Хусайфа запутался в переданных количествах рак’атов, и в некоторых сообщениях говорит уже не о двадцати рак’атах, а о двадцати одном, причем с сомнением. Исма’иль ибн Умайя рассказывал, что спросил Язида о количестве рак’атов тарауиха при ‘Умаре и он сказал: “Я полагаю, что ас-Саиб сказал о 21 рак’атах”.

Таким образом, мы видим, что Язид не утверждает о количестве рак’атов тарауиха в сообщении от ‘Умра на основании убежденности, поскольку хорошо не запомнил это. Только на основании одного этого сомнения данное сообщение Язида можно отвергнуть, а что говорить о том случае, когда плюс к этому его версия противоречит достоверному сообщению, в котором сообщается, что ‘Умар повелел выстаивать тарауих в одиннадцать рак’атов?! См. “Саляту-ттарауих” 51.

Также Ибн Абу Шейба 2/393 передал от Яхъи ибн Са’ида, что ‘Умар повелел одному человеку провести тарауих в двадцать рак’атов.

Однако иснад этого сообщения является прерванным, поскольку Яхъя ибн Са’ид не застал ‘Умара. Имам Ибн аль-Мадини говорил: “Я не знаю, чтобы Яхъя слышал от кого-либо из сподвижников, кроме Анаса”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 11/223.

Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури писал: “У этого сообщения прерванный иснад, и на него нельзя опираться. Вместе с тем, это также противоречит сообщению с достоверным иснадом, что ‘Умар повелел Убай ибн Ка’бу и Тамиму ад-Дари совершать с людьми одиннадцать рак’атов. А также это противоречит тому, что достоверно передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/85.

Также упомянутому противоречит версия, которую приводит ‘Абдур-Раззакъ 7730, в которой сообщается, что при ‘Умаре совершали не одиннадцать и не двадцать, а двадцать один рак’ат.

Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури сказал: “Абдур-Раззакъ был единственным, кто привел версию о том, что рак’атов (повеленных ‘Умаром) было двадцать один, и никто помимо него, насколько мне известно, такого не передавал. А ‘Абдур-Раззакъ хоть и был надежным и хафизом, стал слепым в конце жизни и изменился (в хадисах), как об этом говорил Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». А что касается имама Малика, то он всегда был имамом Дома Хиджры (Медины)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/527.

Имам Ахмад и ан-Насаи говорили, что хадисы ‘Абдур-Раззакъа после того, как он ослеп, не принимаются. См. “Мукъаддима улюм аль-хадис” 408.

Среди мухаддисов известно, что когда надежный передатчик по какой-либо причине поменялся в отношении хадисов, например, сгорели все его записи, или потерял память, или ослеп и т.д., то его хадисы делятся на три категории. Те, о которых известно, что они были переданы до его изменения, – такие хадисы принимаются. Те, которые передаются от него после его изменения, и такие хадисы не принимаются. И те, которые неизвестны, были ли они переданы до или после его изменения, такие хадисы тоже не принимаются, тем более, когда противоречат другим достоверным сообщениям. См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 391.

Также передается от Язида ибн Румана, который говорил: “Во времена ‘Умара люди совершали двадцать три рак’ата”. Малик 1/115.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Иснад этого сообщения прерванный”. См. «‘Умдатуль-Къари» 11/126.

Хафиз аз-Зайля’и сказал: “Язид ибн Руман не застал ‘Умара”. См. “ан-Насбу-ррая” 2/154.

И имам ан-Науауи назвал это сообщение слабым. См. «аль-Маджму’» 4/33.

Таким образом, мы видим, что сообщение от ‘Умара, что в его время тарауих совершали в двадцать рак’атов, что многие именуют Сунной ‘Умара, не является твердо установленным сообщением, к тому же этому противоречат многие другие версии, в которых говорится об одиннадцати, двадцати одном и двадцати трех рак’атах.

Также сторонники мнения о том, что молитва тарауих состоит из двадцати рак’атов опирались на предание от ‘Абдуль-‘Азиза ибн Рафи’а, что Убай ибн Ка’б совершал в Медине с людьми двадцать рак’атов тарауиха и три рак’ата уитра. Ибн Абу Шейба 1/90.

Однако ‘Абдуль-‘Азиз ибн Рафи’ не застал Убайя, в чем нет разногласий. Между ними было почти сто лет, поскольку Убай умер в 19-ом или же в 33-ем году по хиджре, а ‘Абдуль-‘Азиз умер в 130-ом году, что исключает возможность того, что он слышал от Убайя.

Также в качестве довода сторонники этого мнения использовали сообщение о том, что ‘Али ибн Абу Талиб велел одному человеку проводить тарауих в двадцать рак’атов.

Это сообщение приводит имам аль-Байхакъи, который после того, как его упомянул, сказал: “Его иснад слабый”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 2/497.

В иснаде этого сообщения неизвестный передатчик по имени Абуль-Хусна. См. “ат-Такъриб” 2/412.

Сторонники того мнения, что молитва тарауих состоит из одиннадцати рак’атов говорили, что после тщательного исследования этих сообщений становится ясно, что их нельзя использовать в качестве довода, несмотря на то, что на них опирались многие имамы. Как можно опираться на эти версии, если они, с имеющимися в них недостатками и слабостью, противоречат достоверным сообщениям от самого ‘Умара, в которых сообщается об одиннадцати рак’атах?!

Хафиз Ибн ас-Салях говорил: “Если какой-то передатчик передает что-то, что никто помимо него не передавал, то следует смотреть, не противоречит ли он тому, кто был надежнее него точностью и памятью. И если он противоречит такому, то его сообщение является отклоняемым (шазз), которое не принимается!” См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 86.

И нет никаких сомнений в том, что иснад и передатчики в версии имама Малика об одиннадцати рак’атах надежнее всех упомянутых.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Стало распространенным среди некоторых ученых принятие любой версии сообщения без разбирательств! Это не является методом мухаддисов, которые делали условием принятия сообщения, чтобы оно не было отклоненным (шазз)”. См. “Нузхату-нназар” 30.

Тут следует обратить внимание на то, какую именно версию о количестве рак’атов тарауиха, веленных ‘Умаром, выбрал и привел имам аль-Бухари в своем Сахихе:

‘Абдур-Рахман ибн ‘Абдуль-Къари рассказывал: “Однажды с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом в одну из ночей Рамадана мы вышли к мечети, и люди молились по отдельности. И тогда ‘Умар сказал: «Я считаю, что если соберу этих людей за одним чтецом, это будет лучше!» И он собрал их за Убай ибн Ка’бом”. аль-Бухари 2010.

Имам аль-Бухари привел это сообщение, но при этом не упомянул ни одну версию, в которой говорится о количестве рак’атов, которые они совершали. Этот факт указывает на то, что сам аль-Бухари не считал их достоверными. Более того, после упоминания этого сообщения ‘Умара, аль-Бухари привел ниже хадис ‘Аиши, которая говорила о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни в Рамадан, ни в другое время не делал за ночь больше одиннадцати рак’атов. См. “Саляту-ттарауих” 21, доктора Дыяуррахмана аль-А’зами.

На основании всего сказанного сторонники того мнения, что молитва тарауих состоит из одиннадцати рак’атов говорили, что нет нужды в объединении этих сообщений, как это сделали некоторые ученые, говоря, что вероятно один раз ‘Умар велел сделать 11 рак’атов, в другой раз 20, в третий 21, а потом 23. Шейх аль-Альбани говорил: “Объединять различные по содержанию версии можно только в том случае, когда все версии являются достоверными, однако эти сообщения (с упоминанием различных рак’атов тарауиха) не являются достоверными. Более того, при таком совмещении получается противоречие”. См. “Саляту-ттарауих” 60.

То есть, шейх аль-Альбани считал, что такое объединение приведет к противоречию достоверному сообщению, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не делал более одиннадцати рак’атов за ночь, и что сам ‘Умар, следуя Сунне, велел совершать одиннадцать рак’атов.

Таким образом, утверждение некоторых факъихов: «Среди сподвижников было единогласное мнение (иджма’) о дозволенности тарауиха в двадцать рак’атов», не является верным. И об этом «единогласном» мнении шейх аль-Мубаракфури сказал: “Поистине, это заявление ложное!” См. “Тухфатуль-ахуази” 2/76.

Шейх Сыддикъ Хасан Хан говорил: “Некоторые из приверженцев определенных мазхабов полагают, что то, в чем единогласны сторонники его мазхаба, является единогласным мнением (иджма’). Это является великим нечестием!” См. “ас-Сираджуль-уахадж” 1/3.

Нет ничего достоверного о двадцати рак’атах тарауиха ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от его сподвижников.

Имам ас-Сан’ани, упомянув о слабости хадиса про тарауих пророка (мир ему и благословение Аллаха) в двадцать рак’атов в Рамадан и различные сообщения от ‘Умара, сказал: “И если ты понял это, то тебе становится ясно, что ничего относительно двадцати рак’атов от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не передается! Более того, придет хадис ‘Аиши, в достоверности которого единогласны все: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более, чем в одиннадцать рак’атов». Из всего этого тебе становится понятно, что молитва-тарауих в том количестве, на котором сошлось большинство, является нововведением (бид’а)! Конечно, ночное выстаивание в Рамадан, без разногласий, является Сунной, и иногда совершение добровольных намазов в джама’ате не порицается, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) по ночам совершал совместно намаз с Ибн ‘Аббасом и другими. Однако делать какую-либо форму или какое-либо количество тарауиха Сунной, а затем придерживаться этого – это является нововведением!” См. “Субулю-Ссалям” 2/11-12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: