Методика расчёта винтового домкрата




 

Простейший винтовой домкрат (рис. 1) состоит из корпуса 1, в который запрессована бронзовая втулка-гайка 2 с прямоугольной или трапецеидальной нарезкой, винта 3 и пяты 4. Винт перемещается при вращении рукоятки 5.

  Рис. 1. Расчетная схема винтового домкрата: 1 – корпус; 2 – гайка; 3 – винт; 4 – пята.  

 

  Рис. 2. Схема сил и основные конструктивные элементы винтового домкрата

 

Чтобы пята домкрата хорошо прилегала к поверхности груза, ее делают самоустанавливающейся. При подъеме груза она не вращается. Винтовые домкраты самотормозящиеся, вследствие чего безопасны в эксплуатации. Винт домкрата изготавливается из стали 40 и 45. Головка винта обязательно подвергается термообработке до твердости HRC = 40...45.

КПД самотормозящихся винтов всегда меньше 0,5. Для самоторможения необходимо, чтобы , где – угол подъема винтовой линии, – угол трения. При коэффициенте трения в паре винт-гайка f = 0,1, = 5,5°, = 4...5°.

Внутренний диаметр винта dв ориентировочно определяет из расчета на сжатие по пониженному на 30 % допускаемому напряжению.

, (1)

где Q – сила, действующая да винт.

Отсюда внутренний диаметр винта:

, (2)

Величина ,

где n = 2,5...3 – коэффициент запаса; =1800...2000 МПа.

Рассчитав dв, по ГОСТу выбирают для трапецеидальной, прямоугольной или упорной резьбы шаг Р, средний диаметр резьба dср и наружный диаметр dн. Затем проверяют условие самоторможения винта по условию.

, где . (3)

Если необходимо уменьшить шаг винта. Крутящий момент, прилагаемый к винту, вычисляется по формуле:

, (4)

где dп – диаметр подпятника домкрата, м; f = 0,1 – коэффициент трения в контакте между пятой и винтом.

Для создания крутящего момента использует рукоятку, длина которой R = 0,4...0,6 м, а сила на рукоятке не должно превышать 300 Н.

Задавшись длиной рукоятки, находим силу:

, Н (5)

Если условие не выполняется, необходимо увеличить длину рукоятки (что крайне нежелательно) или уменьшить шаг винта. Винт проверяют на совместное действие сжатия и кручения, а при значительной длине и на устойчивость.

Приведенные напряжения:

, (6)

где – касательные напряжения.

Условие достаточной прочности имеет вид .

Для большинства сталей, применяемых для изготовления винтов можно принять МПа.

На устойчивость винт проверяет по формуле Эйлера:

, Н (7)

где Pкр – критическая сила, Н; Е = 2·1011 МПа – модуль упругости стали.

,

l – максимальная высота подъема, м.

Запас устойчивости:

(8)

Затем определяют число витков гайки:

(9)

где [ q ] – допускаемым удельные давления в контакте винта и гайки, Н/м2. Значения допускаемых удельных давлений приведены в табл.1.

 

Таблица 1

Материал винт-гайка [ q ], МПа Материал винт-гайка [ q ], МПа
Сталь-чугун (5-6)106 Сталь-сталь (7-13)106
Сталь антифрикционный чугун (10-13)106 Сталь-бронза (7-13)106

 

Число витков резьбы гайки не должна быть более 10, так как остальные витки не будут работать. Если все же Z > 10, то берут другой материал или увеличивает диаметр винта.

Высота гайки: (10)

КПД домкрата вычисляется по формуле: ,

 

где An – работа по поднятию груза за 1 оборот винта, т.е. An = QP, Дж.

– работа, совершаемая рабочим за 1 оборот винта, Дж.

Более подробно материал для выполнения КР изложен в МУ по СРС.

 


Библиографический список рекомендуемой литературы

1. Технологическое оборудование предприятий автомобильного транспорта (Часть 1. Типаж технологического оборудования): Учеб. пособие / В.И. Петров, Н.В. Григорьева. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. - 384 с.

2. Технологическое оборудование предприятий автомобильного транспорта (Часть 2. Типаж, проектирование и эксплуатация технологического оборудования): Учеб. пособие / В.И. Петров, Н.В. Григорьева. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - 546 с.

3. Иванов, В.П. Оборудование автопредприятий [Электронный ресурс]: учебник / В.П. Иванов, А.В. Крыленко. — Электрон. дан. — Минск: Новое знание, 2014. — 302 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49453 — Загл. с экрана.

4. Коваленко, Н.А. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — Минск: Новое знание, 2014. — 229 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=64772 — Загл. с экрана.

5. Круглик, В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. — Электрон. дан. — Минск: Новое знание, 2013. — 260 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=43876 — Загл. с экрана.

 

Периодические издания

 

1. Журнал «Автотранспортное предприятие».

2. Журнал «Автомобильная промышленность».

3. Журнал «За рулем».

Интернет ресурсы

 

1. https://www.zr.ru – сайт журнала «За рулем».

2. https://www.elibrary.ru – научная электронная библиотека в области науки, технологии.

3. https://www.mashin.ru – журнал «Автомобильная промышленность».

4. https://www.ecology-npf.narod.ru – журнал «Двигателестроение».

5. https://www.sorokin.ru – сайт компании «Сорокин-инструмент» - технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: