Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.7 Физические характеристики вредных производственных факторов
20.03.01 Техносферная безопасность
Форма обучения
(заочная)
Квалификация (степень) выпускника
(бакалавр)
Год набора 2014
Виды занятий | Объём занятий, час | ||||
всего | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | |||||
Практические (семинарские) занятия | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Домашние задания | |||||
Курсовой (ая) проект/работа | |||||
Итого: | |||||
Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация): | зачет | ||||
Документ: Дата разработки: Дата изменений: | |||||
Ханты-Мансийск
2016 Год
Рабочая программа учебной дисциплины
Предисловие
1. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению
подготовки/ специальности 20.03.01 Техносферная безопасность
(код и наименование)
утвержденного 21.03.2016 _______ № 246 _________________
(дата и номер государственной регистрации)
ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры
«Физики и общетехнических дисциплин » протокол № _____ от ____________.
|
(наименование кафедры) (дата)
2. Разработчик (и)
доцент, к.ф.м.-н. __________________________ А.В. Орлов
(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)
3. Зав. обеспечивающей кафедрой
доцент, к.ф.м.-н. __________________________ В.И. Зеленский
(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки/специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности, действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки/специальности
20.03.01 Техносферная безопасность
(код и наименование направления)
доцент, к.ф.м.-н. __________________________ В.И. Зеленский
(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)
5. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ
Директор Научной библиотеки _________________________ Кузнецова И.Е.
(подпись) (И. О. Фамилия)
Цели освоения дисциплины
2. Цель дисциплины «Физические характеристики вредных производственных факторов» – привить будущим специалистам по охране труда физическое понимание процессов, происходящих в среде обитания, овладение методами измерений уровней физических опасных и вредных производственных факторов.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина Физические характеристики вредных производственных факторов относится к базовой части блока Б1 учебного плана (вариативная дисциплина по выбору).
|
Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции (перечень и виды компетенций определяются ФГОС ВО)
Таблица 1
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины (группы дисциплин) |
Общекультурные компетенции | |||
ОК-8. Способность работать самостоятельно | Высшая математика, Физика, Гидрогазодинамика | Надежность технических систем и техногенный риск | |
Профессиональные компетенции | |||
ПК-14. Способность определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду | Медико-биологические основы безопасности, Производственная санитария и гигиена труда | Расчёт и проектирование систем безопасности труда, Расчёт и проектирование систем обеспечения комфортных условий труда | |
ПК-15. Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации | Математическое моделирование | Метрология, стандартизация и сертификация | |
и другие компетенции предусмотренные ФГОС ВО |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
Таблица 2
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Планируемые результаты освоения ООП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина[1] | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине[2] | |
Коды компетенции | Содержание компетенций | |
ОК-8 | Способность работать самостоятельно | Знать: реакции основных функциональных систем организма на воздействие физических опасных и вредных факторов окружающей среды; фундаментальные физические законы, лежащие в основе действия опасных и вредных факторов; методы и средства измерения уровней производственных факторов; единицы измерения физических величин в системе СИ. Уметь: измерять уровни физических опасных и вредных производственных факторов; применять и использовать методы и средства измерения уровней производственных факторов; пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач; пользоваться нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда и экологической безопасности. Владеть: навыками измерения физических характеристик производственных факторов. |
ПК-14 | Способность определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду | Знать: реакции основных функциональных систем организма на воздействие физических опасных и вредных факторов окружающей среды; фундаментальные физические законы, лежащие в основе действия опасных и вредных факторов; методы и средства измерения уровней производственных факторов; единицы измерения физических величин в системе СИ. Уметь: измерять уровни физических опасных и вредных производственных факторов; применять и использовать методы и средства измерения уровней производственных факторов; пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач; пользоваться нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда и экологической безопасности. Владеть: навыками измерения физических характеристик производственных факторов. |
ПК-15 | Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации | Знать: реакции основных функциональных систем организма на воздействие физических опасных и вредных факторов окружающей среды; фундаментальные физические законы, лежащие в основе действия опасных и вредных факторов; методы и средства измерения уровней производственных факторов; единицы измерения физических величин в системе СИ. Уметь: измерять уровни физических опасных и вредных производственных факторов; применять и использовать методы и средства измерения уровней производственных факторов; пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач; пользоваться нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда и экологической безопасности. Владеть: навыками измерения физических характеристик производственных факторов. |
5. Структура и содержание дисциплины (модуля).
|
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Таблица 3
Объём дисциплины по видам учебных занятий
Вид учебной работы | Всего часов | Контактная работа[3] | Семестр | |||
Лекции | ||||||
Практические (ПЗ) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Самостоятельная работа (всего) | ||||||
в том числе: | ||||||
Курсовой проект (работа) | ||||||
Расчетно-графические работы (РГР) | ||||||
Реферат | ||||||
Другие виды самостоятельной работы | ||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен (час.)) | ||||||
ИТОГО: час. Зач. Ед. |
Содержание теоретического раздела дисциплины
Таблица 4
Лекции
№ п/п | Наименование и краткое содержание | Трудоемкость, часов |
7 семестр | ||
ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫИ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Общие сведения об опасных и вредных производственных факторах. Параметры микроклимата. Показатели, характеризующие микроклимат в производственных помещениях. Температура воздуха и ее измерение. Давление атмосферы и ее измерение. Парообразование. Кипение. Влажность воздуха и ее характеристики. Измерение влажности. Тепловое излучение. Интенсивность теплового излучения и ее измерение. Температура поверхностей и ее измерение. Скорость движения и ее измерение. | ||
8 семестр | ||
ШУМЫ. Звук и его характеристики. Субъективное восприятие звука. Классификация шумов. Источники шума и их характеристики. Отражение, поглощение и прохождение звука на границе раздела двух сред. Реверберация. Способы защиты от шума. Приборы и методы измерения шума. | ||
ОПТИЧЕСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Источники света. Основные характеристики светового излучения. Законы освещенности. Светотехнические величины. Отражение и рассеивание света. Оптическая пирометрия. Световые измерения и измерительные приборы |
Содержание практического раздела дисциплины
Таблица 5
Лабораторные работы
№ ЛР | № раздела | Наименование и краткое содержание лабораторных работ | Трудоемкость, часов | Формы отчетности |
7 семестр | ||||
Общее знакомство с правилами работы и оборудованием лаборатории. Инструктаж по технике безопасности. Семинар по теме «Системы единиц измерения и их использование в лабораторном практикуме» | Отчет, УО-1 | |||
8 семестр | ||||
Измерение параметров микроклимата | Отчет, УО-1 |
Таблица 6