Методические рекомендации к выполнению контрольных заданий




Группы 489/С «Логопедия»

на 10 семестр с 11.02.13 по 07.03.13

 

Предмет Форма отчета
1. Логопедия (Нарушения письменной речи) Экзамен
2. Логопсихология Зачет
3. Семейное воспитание детей с нарушениями речи Зачет
4. Основы олигофренопедагогики Зачет
5. Логопедическая ритмика Зачет
6. Методика преподавания литературы (спец.), 1ч.из 2-х Зачет
7. Индивидуальные формы логопедической работы 3ч., посл. Экзамен
8. Фронтальные формы логопедической работы Зачет
9. Итоговая конференция по практике №2 (ДОУ. Заикание) Экзамен
10. Установка на курсовую работу №2  
11. Установочная конференция по практике №3 (практика на логопункте)  

 

Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов заочного отделения по курсу: «Основы олигофренопедагогики»

 

1. Познакомиться с содержанием учебника или учебного пособия по данному курсу (на выбор студента):

 

1.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) /Под. Ред. Б.П. Пузанова.- М., 2003.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В.В. Воронковой – М,1994.

3. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – М,2002.

 

2. Изучить материал в учебном пособии: «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)» Под ред. Б.П. Пузанова - М., 2000. – С.6-13.

По изученному материалу составить таблицу:

«Краткие сведения о становлении дефектологической науки в Западной

Европе»:

 

 

Период Персоналии Содержание деятельности
     
     

 

 

3. Познакомиться с программой обучения и воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

- основные разделы программы;

- количество часов на изучение того или иного предмета;

- основные задачи обучения в каждом классе;

- какие предусматриваются коррекционные занятия.

 

4. Составление «словаря терминов»: на основании знакомства с научной литературой, а также используя дефектологический и педагогический словари, дать определение понятиям:

интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), олигофрения, деменция, социальная адаптация, декомпенсация, депривация, дефект, сложный дефект, первичный дефект и вторичный дефект (Л.С. Выготский), зона актуального и зона ближайшего развития (Л.С. Выготский), коррекция, компенсация, сензитивный возраст.

 


Методика преподавания литературы (специальная)

в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методические рекомендации к выполнению контрольных заданий

Контрольная работа включает в себя две части – теоретическую и практическую.

Для выполнения теоретической части студенту необходимо выбрать по одному вопросу из каждого раздела и представить на каждый из них развернутый ответ в письменной форме (шрифт 14, интервал одинарный, не менее 2 страниц), обязательно иллюстрируя его примерами из практики. Список использованной литературы является обязательным.

Практическая часть предполагает посещение любого урока литературного чтения в начальных классах и представление его подробного конспекта с методическим анализом. Выводы и практические рекомендации являются обязательными. В случае отсутствия возможности посетить урок чтения в школе V вида, студент представляет самостоятельно подготовленный подробный конспект урока на любую избранную тему с методическими комментариями

Контрольная работа оценивается с учетом следующих требований:

Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует осмысленные знания и умеет применять их при методическом анализе урока. Ответ студента проиллюстрирован самостоятельно подобранными примерами. При ответе используются сведения не только из литературы, указанной в списке, но и подобранной самостоятельно.

Оценка «хорошо» ставится, если студент допускает не более 1-3 недочетов в методическом анализе; при этом ответы на теоретические вопросы представлены в полном объеме, а их изложение достаточно стройно и логично.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент продемонстрировал поверхностное изложение теоретического материала. Ответы на теоретические вопросы не отличаются логикой изложения, приводимые примеры взяты только из учебников. Представленный методический анализ проведен не в полном объеме и содержит 3-5 недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не ориентируется в излагаемой методической проблематике, в теоретической части наблюдается отсутствие логики и системы, а практическое задание выполнено на низком уровне.

Разделы 1, 2, 3. «Методика преподавания литературы в коррекционной школе как наука», «Содержание и этапы литературного образования школьника», «Методы и приемы изучения литературного произведения в школе».

1. Реализация принципа наглядности в обучении литературе учащихся специальной (коррекционной) школы.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся специальной (коррекционной) школы на уроке чтения.

3. Коррекционная направленность обучения литературе учащихся специальной (коррекционной) школы.

4. Связь обучения чтению и начальному анализу художественного текста с логопедической работой в специальной (коррекционной) школе.

5. Требования программы к освоению курса литературного чтения учащимися специальной (коррекционной) школы и реализация их в учебниках.

6. Анализ одного из учебников чтения с точки зрения общеобразовательных целей и задач и требований коррекционного обучения.

7. Методы и приемы обучения литературному чтению, наиболее целесообразные в условиях коррекционного обучения.

Раздел 4. «Урок как основная форма организации учебного процесса. Основные этапы изучения литературного произведения в специальной школе»

1. Структура урока чтения в специальной школе. Взаимосвязь структуры урока и этапов изучения художественного произведения.

2. Приемы работы над развитием памяти, воссоздающего и творческого воображения, ассоциативного мышления на вступительном этапе изучения произведения (при подготовке к восприятию художественного текста).

3. Особенности восприятия художественного произведения детьми с тяжелыми нарушениями речи. Приемы подготовки восприятии детей при изучении лирики.

4. Приемы подготовки восприятия при изучении эпических произведений. Обучение слушанию как виду речевой деятельности.

5. Приемы анализа художественных образов (героев) на уроке чтения. Использование устного словесного рисования.

6. Место стилистического анализа на уроке чтения в специальной школе. Возможности его использования на уроке.

7. Приемы работы над выявлением авторской позиции и идеей произведения.

8. Цели и задачи заключительного этапа работы над художественным произведением. Приемы и виды заданий.

9. Организация самостоятельной работы на уроке чтения. Виды самостоятельной работы.

10. Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке чтения с учетом речевого дефекта.

Раздел 5. «Чтение художественного произведения в специальной школе»

1. Цели и задачи обучению чтению в коррекционной школе. Специфические особенности чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Предложите методику и речевой материал для исследования навыка чтения у учащихся младших классов с ТНР.

3. Приемы работы над формированием навыка выразительного чтения у детей с ТНР.

4. Организация чтения на уроке. Виды чтения, используемые на уроке чтения в коррекционной школе.

5. Приемы коррекционной работы при обучении чтению младших школьников с ТНР.

6. Формирование навыка сознательного чтения. Приемы работы над пониманием содержания и структуры художественного произведения.

7. Цели и задачи уроков внеклассного чтения. Виды уроков внеклассного чтения. Организация самостоятельной читательской деятельности детей.

8. Требования к формированию читательских умений в младших классах коррекционной школы для детей с ТНР.

Раздел 6. «Методика изучения произведений разных жанров»

1. Приемы работы над сюжетом и структурой сказки (волшебной или о животных). Составление плана. Варианты работы с иллюстрациями.

2. Анализ сказочных героев. Обучение рассказыванию о герое.

3. Использование наглядности и ТСО при изучении сказок.

4. Приемы анализа языка художественного произведения. Организация словарной работы на уроке чтения.

5. Приемы работы над характеристикой героя эпического произведения 9рассказа) и выявлением авторской позиции.

6. Специфика анализа лирических произведений. Приемы работы над лирическим стихотворением.

7. Особенности басни как жанра. Приемы работы над басенными героями, языком и идеей в школе для детей с ТНР.

8. Анализ изобразительно-выразительных средств в процессе работы над художественным текстом. Приемы работы над языком произведения на уроке чтения.

9. Обучение анализу сюжета художественного произведения на уроке чтения в младших классах.

10. Элементы проблемного анализа художественного произведения в младших классах коррекционной школы.

Раздел 7. «Развития речи на уроках чтения в коррекционной школе».

1. Сравнительная характеристика речевого развития учащегося массовой школы и специальной (коррекционной).

2. Приемы работы над фонетической стороной речи на уроках чтении. Развитие фонематического слуха.

3. Организация словарной работа на уроках чтения в специальной (коррекционной) школы.

4. Развитие устной речи учащихся младших классов при работе с иллюстрацией к художественному произведению (или над серией иллюстраций к художественному тексту).

5. Обучение рассказыванию о герое художественного произведения по плану.

6. Обучение подробному и сжатому пересказам на уроке чтения.

7. Обучение творческим видам пересказа на уроках чтения в коррекционной шеоле.

8. Использование кино- и диафильмов для развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы.

9. Проведение речевых игр с учащимися специальной (коррекционной) школы на уроках чтения.

10. Творческие работы по развитию речи учащихся на уроках чтения в специальной школе для детей с ТНР.

 

Литература

Основная

 

1. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1987.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида (экспериментальные). – М., 1997.

3. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982.

4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – М.. 1988

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1997.

6. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1998.

7. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Дополнительная

1.Агейкина З.А., Забелин Б.К. некоторые приемы работы над интонацией на уроках чтения // Начальная школа. – 1984., № 2.

2.Берестень И.И. Из опыта работы по развитию речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная школа. – 1965. Вып. 2.

3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. – М., 1968.

4.Глухов В.П. Формирование связанной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 1989. Вып. 1.

5. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965.

6.Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русский язык в школе.

– 1985. № 1.

7. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Репродукции картин для развития речи на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 1996. № 4.

8.. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план // Начальная школа. 1990. № 12.

9. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. – М., 1987.

10. Крылова Н.Л. Использование чтения как коррекционного средства в работе над речью // Специальная школа. – 1967. Вып. 4.

11. Куприянова К.Н., Елкина А.И. Внеклассное чтение в начальных классах. М., 1970.

12. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 1983.

13. Левина Р.Е. Формирование речи учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Совещание-семинар по вопросам специального обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи: Материалы по формированию речи. – М., 1964.

14. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.

15. Приступа Г.Н. О типах, структуре и системе уроков // Начальная школа. – 1990. № 11.

16. Романова Т.В. Анализ текста как средство развития речи учащихся // Русский язык в школе. 1989. № 1.

17. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения у учащихся. – М., 1991.

18. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). – М., 1980.

19. Тугова Н.А. Развитие выразительности речи у детей с речевыми нарушениями // Дефектология. 1994. № 2.

20. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М, 1978.

21. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД ПО КУРСУ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ »

  1. Дайте определение семьи. Охарактеризуйте функции семьи.
  2. Охарактеризуйте типы негармоничного семейного воспитания
  3. Раскройте этапы развития реакции родителей на диагноз ребенка с отклонениями в развитии.
  4. Охарактеризуйте особенности детско-родительских отношений в семье ребенка с нарушениями речи.
  5. Раскройте формы работы специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.

Литература

Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ// Дефектология. - 1984. - № 6.

Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением//Дефектология. – 1996. №3.- С. 47-56.

Бабенкова Р.Д., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1981

Волкова Г.А. Взаимоотношения в семье заикающегося ребенка // Заикание: проблемы теории и практики/ Под ред. Л.И.Беляковой. М., 1991. с.88-99

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Родители и логопед – партнеры//Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. – 2004.№6. - С.47-50.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход. - М.: Сфера, 2005.

Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями//Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. – 2004. №4,5.

Захарова Т.В. Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-речевого процесса в школе // Логопед, 2006, №6, с.92-

Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием // Заикание: проблемы теории и практики/ Под ред. Л.И.Беляковой. М., 1991. с.100-107

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А.Стребелевой. М., 2004. 128с.

Крапивина Л.М. Работа с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста//Дефектология.-1998.№4.-С.80-84.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии /Под ред. В.И.Селивёрстова. – М., 2004.

Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с ОНР// Дефектология. – 2001. №2. – С.77-80.

Половинкина О.Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическими поражениями нервной системы в условиях стационара // Дефектология. 2005, №1, с.14-20

Рау Е.Ю, Садовникова Е.Н. Логопсиходиагностика как основа дифференцированного подхода к коррекции личности заикающихся дошкольников в процессе их реабилитации // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред Ю.Ф.Гаркуши. М., 2003. с.171-184

Ткачева В.В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. – 2004.№3. - С.46-50.

Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. – 2004.№1. – С. 81-87.

Филипович И.В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребенка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе // Логопед. 2004. №6 с.40-47

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990


Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов

заочного отделения по курсу:

«Логопсихология»

I. Познакомиться с содержанием учебного пособия по данной теме (на выбор):

 

·Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.·Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005.·Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006.

II. Сделать конспект 2х статей, касающихся особенностей ВПФ у лиц с различными речевыми нарушениями, из журналов:

1. Дефектология: научно-методический журнал.

2. Логопед: научно-методический журнал.

3. Логопед в детском саду: научно-методический журнал.

4. Коррекционная педагогика: научно-методический журнал.

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал.

6. Дошкольная педагогика: научно-методический журнал.

 

Конспект выполняется следующим образом:

  • фиксируются те основные положения автора работы, которые представляются

более значимыми для раскрытия темы;

  • далее в тексте конспекта выделяются те положения автора, которые, по мнению

студента, являются самыми важными и интересным;

  • на полях около выделенных фрагментов, студент записывает свое обоснование,

почему именно эта мысль кажется важной и интересной, комментирует выделенный фрагмент;

  • в конце пишется заключение по прочитанной работе в виде самостоятельных

выводов - обязательно!!!) несколько вопросов по прочитанному тексту (что осталось непонятным, вызвало сомнения, требует уточнения).

 

III. На основании знакомства с учебной и научной литературой, а также
используя дефектологический, психологический словарь и словарь логопеда, дать определение понятиям: логопатопсихология, логопедия, олигофренопсихология,

Сурдопсихология, тифлопсихология; первичный дефект, вторичный дефект; дислалия, дизартрия, заикание, дисграфия, дислексия, алалия, афазия; сенсорные функции, оптико-пространственные представления, восприятие, внимание, память, мышление, моторика, познавательная деятельность, игровая деятельность; агнозия, апраксия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: