Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста




 

Подготовила: Егорова З.Н

 

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности мною была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Подробное описание использованной мной диагностической методики по всем четырем заданиям представлены в приложении 1.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта (см. табл. 1).

Таблица 1.

К ритерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

В таблице 2 представлены результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица 2. Уровни сформированности финансовых представлений старших дошкольников на начало учебного года.

Имя ребенка Знания о потребностях Знания о ресурсах Знания о деньгах и цене Знания о рекламе Всего баллов Средний балл Уровень  
1.Юлиана А.             высокий  
2 Юля Б.             низкий  
3 Настя Е.             средний  
4.Денис Е.           1,6 Ниже среднего  
5.Саша З.           2,5 Выше среднего  
6.Юля К.             низкий  
7 Настя П.             высокий  
8.Вика И.           1,25 Ниже среднего  
9 Данил Р.           2,5 Выше среднего  
10 Лиля А.             Средний  
Средний балл по группе 1,9 2,0 2,2 2,1   2,0    

Таким образом, по результатам диагностики на начало учебного года:

- высокий уровень финансовой грамотности показали 2 дошкольника (Юлиана А. и Настя П.) - 20 %;

- средний уровень финансовой грамотности показали 4 дошкольника - 40 %;

- низкий уровень показали 4 дошкольника (Юля Б., Денис Е., Юля К., Вика И.) - 40 %;

- в целом группа показала средний уровень финансовой грамотности (средний балл - 2,0).

Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 3-м и 4-м задании. Высокий уровень знаний о деньгах, рынке и цене показали четверо детей, а уровень ниже среднего - двое. Высокий уровень знаний рекламе показали трое детей, а уровень ниже среднего - двое.

Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний о потребностях человека, животных и растений показали двое детей, а уровень ниже среднего - четверо. Высокий уровень знаний о ресурсах показали трое детей, а низкий уровень - четверо.

Применение диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей старшей группы.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Рисунок 1. Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале реализации проекта

Для оценки результативности проведенной работы по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по окончанию учебного года был проведен сравнительный мониторинг.

Результаты диагностики старших дошкольников на конец учебного года представлены в таблице 5.

Таблица 5. Уровни сформированности финансовых представлений старших дошкольников на конец учебного года.

 

Имя ребенка Знания о потребностях Знания о ресурсах Знания о деньгах и цене Знания о рекламе Всего баллов Средний балл Уровень  
1.Юлиана А.             Высокий  
2 Юля Б.             Низкий  
3 Настя Е.           2,5 Выше среднего  
4.Денис Е.           2,5 Выше среднего  
5.Саша З.             Высокий  
6.Юля К.           1,7 Ниже среднего  
7 Настя П.             Высокий  
8.Вика И.             Средний  
9 Данил Р.             Высокий  
10 Лиля А.             Высокий  
Средний балл по группе 2,4 2,5 2,7 2,4   2,5 Выше среднего  

По результатам диагностики на конец учебного года:

- высокий уровень сформированности экономических знаний показали 5 дошкольников (Юлиана А., Саша З., Настя П., Данил Р.) - 40 %;

- средний уровень сформированности экономических знаний показали 6 дошкольников - 60 %;

- низкий уровень в целом не показал никто, хотя в четвертом задании Юля К. показала результат ниже среднего;

- в целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний (средний балл - 2,5).

Рисунок 2. Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей по окончании реализации проекта.

Рис.3. Динамика уровня сформированности экономических знаний старших дошкольников.

Прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности. Данные рисунков 1 и 2 убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: