ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 13
«Строение сцепных устройств автопоездов»
ОП.05. Технические средства (по видам транспорта)
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
Разработал преподаватель
Вороненков В.А.
2018 год
Практическая работа № 13
Тема: «Строение сцепных устройств автопоездов»
Цель работы: обобщить и закрепить полученные теоретические об устройстве и строении сцепных устройств автопоездов и их работе.
Организация работы и оборудование учебных мест.
Работа проводится на 2х учебных местах:
Учебное место № 1 Общее устройство и работа сцепного устройства втомобиля.
Оборудование: Плакаты, учебная литература.
Учебное место № 2 Общее устройство сидельно-сцепного устройства автомобиля.
Оборудование: Плакаты, учебная литература.
Время проведения работы - 80 мин.
Организация работы; проведение инструктажа по БЖД во время выполнения лабораторной работы[Инструкция по безопасности жизнедеятельности № 79 во время проведения занятий со студентами в лаборатории и кабинете устройства автомобилей № 117] - 10 мин;
Работа на учебных местах - 2 х20 мин. - 40 мин;
Изменение учебных мест - 2 мин;
Защита работы - 20 мин;
Подведение итогов - 8 мин.
Изменение учебных мест осуществляется по команде преподавателя:
УМ №1 - УМ №2.
Теоретические сведения.
Тягово-сцепное устройство
Одним из элементов лонжеронной рамы, установленным на задней траверсе, является тягово-сцепное устройство.
Тягово-сцепное устройство предназначено для буксирования прицепов.
В грузовых автомобилях для этой цели устанавливают специальные сцепные устройства двустороннего действия, позволяющие смягчать осевые толчки, возникающие во время движения автопоезда в обоих направлениях.
Тягово-сцепное устройство (рис. 1) представляет собой стальной крюк 12, проходящий внутри резинового упругого элемента 4 зажатого между двух опорных шайб 3 и 14. Опорные шайбы вместе с упругим элементом помещаются в массивном цилиндрическом корпусе 5, с одной стороны закрытом колпаком 1, а с другой - крышкой 13, которая болтом крепится к поперечине рамы. Резиновый упругий элемент смягчает ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места и при движении по неровной дороге.
Защелка 11 крюка застопорена собачкой 7 и шплинтом с цепочкой 10, предотвращающими самопроизвольный выход дышла прицепа из зацепления с крюком. На автомобилях, не имеющих тягово-сцепного устройства, устанавливают петли, предназначенные только для кратковременного буксирования автомобиля, но исключающие работу с прицепом.
Рис. 1 - Тягово-сцепное устройство
1 - колпак гайки; 2 - гайка; 3 и 14 - опорные шайбы; 4 - упругий элемент; 5 - корпус; 6 - задняя поперечина рамы; 7 - собачка; 8 - отверстие для шплинта; 9 - ось собачки; 10 - цепочка шплинта; 11 - защелка; 12 - крюк; 13 - крышка корпуса.
Седельно-сцепное устройство.
Седельно-сцепное устройство предназначено для буксирования полуприцепа с седельным тягачом, обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом.
Седельное устройство монтируется на кронштейнах 3 (рис. 2) сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 26 седла с резинометаллическими шарнирами. Седло устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 29, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами 4, закрепленными болтами. Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается его продольный наклон. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла. Седельное устройство подобной конструкции (с двумя степенями свободы) разгружает рамы тягача и полуприцепа от деформаций кручения, которые могут в них возникать при движении по дороге с неровностями.
Сцепной механизм размещен под опорной плитой 10 седла. Запорный кулак имеет два положения: заднее - губки закрыты, переднее - губки открыты. Шток запорного кулака 21 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем 16 саморасцепки. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рукояткой 23 управления расцепкой и фиксируется в этом положении собачкой 20. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются и кулак 21, освобожденный от фиксации защелкой, перемещается и упирается в затылок губок. При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 19 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их отпирание.
Рис. 2 - Седельно - сцепное устройство.
1 - рама; 2 – поперечина седельного устройства, 3 - кронштейн седельного устройства; 4 - пластина стопора, 5 – масленка; 6 – седло; 7 - опора. 8 – силиз; 9 - левая губка; 10 - опорная поверхность плиты; 11 - палец губки. 12 – шплинт; 13 – масленка; 14 - шпилька крепления рукоятки; 15 - ось предохранительной планки; 16 - предохранитель саморасцепки; 17-пружина; 18 – ось собачки запорного кулака; 19 – пружина запорного кулака. 20 - собачка запорного кулака; 21 - запорный кулак; 22 – ось; 23 - рукоятка замка
захвата.24 - правая губка; 25 – шарнир; 26 - кронштейн.