Основные направления работы с Д. детьми.




Причины и профилактика аутодеструктивного поведения

 

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир и запаздываем с принятием мер.

 

Итак, что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….? (слайд) По словарю Ожегова д евиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

 

Выделяют три формы девиантного поведения: (слайд)

· Антисоциальное поведение

§ Асоциальное поведение

§ Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно третью форму, так как тема моего выступления (слайд) «Причины и профилактика аутодеструктивного поведения».

(слайд) Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.

Поступки являющиеся аутодеструктивными: (слайд)

- курение;

- токсикомания;

- аркомания;

- вскрытие вен;

- алкоголизм;

- суицид.

 

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом те, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями.

- Как вы думаете, кто или что влияет на такой результат?

 

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение. (слайд – факторы риска)

· Семья

· Наследственность

· Проблемы в подростковом возрасте

· Отсутствие прочных социальных связей.

- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Скажите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка?

- Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи,тунеядство ипьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. Также, причиной формирования такогоповедения, являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. Это:

- поражение нервной системы в родах;

- проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….;

- физические дефекты;

- наследственность (рождение от наркомана или алкоголика).

- Проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей.

- Какие по вашему мнению распространённые проблемы подросткового возраста?

Взаимоотношения со сверстниками.

Конфликтное отвержение со стороны сверстников;

· Вымогательства денег, давление, шантаж;

· Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;

· Принуждение совершать поступки против воли.

Учителя, учеба.

· Негативное отношение учителя к ребенку;

· Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

· Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми;

· В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.

 

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим. Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе. У таких детей появляется сильное стремление к независимости. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

 

Для того, чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий (слайд – алгоритм)

Алгоритм действий:

1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях).

2. Диагностика нарушений.

3. Анализ полученных данных. Выявление причин отклонений.

4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении).

5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.)

6. Реализация плана работы.

7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

 

И первое, что нужно предпринять, это выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования, проективных методик, диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка.

 

Нужно отметить, что для достижения положительных результатов необходимо строить работу с ребенком во взаимодействии со всеми структурами общеобразовательного процесса. Это могут быть: (слайд – модели профилактики)

 

 

Основные направления работы с Д. детьми.

 

После того, как мы провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Направления могут быть самыми разнообразными, это:

- индивидуальная работа классного руководителя, соцпедагога, психолога с родителями и ребенком;

- проведение часов общения, бесед, практикумов;

- создание комфортных условий ребенку в коллективе. Включение ребенка в школьное самоуправление, кружки доп. образования, вовлечения ребенка в деятельность класса, школы и т.п. с последующей положительной оценкой его деятельности.

 

По проблемам нарушений предлагаю вам использовать:

· Памятки для родителей;

· Рекомендации;

· ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ и педагогической ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Организовать с ними систему семинаров-практикумов по обучению навыкам эффективного взаимодействия.

 

Хочу закончить своё выступление притчей.

 

 

Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти». Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.

Нам всем необходимо с помощью внеурочной воспитательной работы найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: