Тема 4. Молодежь и образование




Система образования - важнейший фактор социализации молодежи. Единство воспитания и образования. Характеристика функций системы образования. Образование как социальная ценность. Система образования и социальная структура общества. Перестройка образования и ее воздействие на процесс формирования нового поколения молодежи. Гуманитаризация и гуманизация образования. Актуальные вопросы социологических исследований проблем воспитания и образования.

36. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это

понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории

человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или

иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не

зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые

предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного

замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех

членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства

невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной

жизни.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких -

либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат

специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном

контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с

физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с

нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и

производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви,

здравоохранения, правительственного управления и с историческими

трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое

отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который

считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития"

труда, с одной стороны, и с другой - семьи.

Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах

родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль

в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на

государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного

возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение

семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны,

разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до

элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это

проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным

(родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет

социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся

за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и

наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи

подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на

пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры

оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического

развития.

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими

социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала

всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки

осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим

подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного

это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества:

восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот,

личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи

как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику

социологического подхода к изучению семьи.

 

37. Семья: сущность, исторические типы, этапы жизненного цикла.

Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения

этапы развития семьи:

1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

2. Брак – принятие супружеских социальных ролей.

3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям

семьи.

1.Промискуитет характерен для низшей ступени дикости, когда половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной.
Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи - кровнородственной.

2.Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи - пуналуальной.

3.В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальиая семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.

3.Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов.

4. Моногамная семья отличается тесной связью, между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.

 

38. Социология конфликта: объект, предмет, теоретическое осмысление.

 

Социология к-та, исследующая конфликтное социальное взаимодействие различных соц-х субъектов и их причины, способы их противоборства, пути разрешения социальных конфликтов, способы и методы предупреждения конфликтного противостояния, является специальной социологической теорией.
Объектом социологии конфликта выступает социальный конфликт, являющийся частью объективной реальности и социальным процессом. Социальный к-т выступает способом разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия различных социальных субъектов личностей, групп, классов, народов, государств и проявляющийся в их противодействии друг другу.
Предметом социологии конфликта являются общие закономерности возникновения, развития, разрешения конфликтов, возникающие в социальном взаимодействии групп, социальных общностей и социальных организаций.

 

39. Типология, динамика, разрешение социальных конфликтов.

 

1. Конфликты интересов Характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств.
2. Вынужденные конфликты Намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей.
3. Ложно соотнесенные Запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин.
4. Иллюзорные конфликты Основанные на неправильном вос-приятии или непонимании.
5. Замещенные конфликты В них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем.
6. Экспрессивные конфликты Характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм.

 

общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

• завершение конфликта

Разрешение конфликта в ситуации расхождения во мнении относительно определённого вопроса, как правило, осуществляется между двумя (или более) конфликтующими сторонами с участием человека, или группы, которая считается нейтральной в обсуждаемом вопросе. Часто случается, что последнее условие оказывается необязательным, когда посредник — группа или человек, которые пользуются уважением у всех противостоящих сторон. Разрешение конфликтов может включать примирение, посредничество, арбитрирование или судебный процесс.

 

40. Социальная экология и глобалистика. Основные глобальные проблемы современности.

 

Социальную экологию можно определить как отрасль социологии, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой.
Социальная экология, понимаемая в таком контексте, изучает отношения "природа - промышленная система - общество". Она должна помочь найти ответ на вопрос: что такое "хорошая природа" для дальнейшего развития общества и что такое "хорошее общество" с точки зрения сохранения экологического равновесия в природе. Социальная экология должна заниматься познанием основных закономерностей взаимодействия в системе "общество - природа" и определять возможности создания модели оптимального взаимодействия всех ее элементов. В этом случае она может внести свой вклад в разрешение глобальных проблем современного общества.

Глобальные проблемы - это общечеловеческие проблемы, которые затрагивают коренные интересы всей цивилизации, каждого человека. Возникновение данного направления социологической мысли связывают с деятельностью Римского клуба, в котором известные ученые, политические деятели сделали небезуспешные шаги по моделированию возможных сценариев мирового развития, глобальных оценок состояния человечества к рубежу двух тысячелетий.
В настоящее время сформировалась и отечественная глобалистика, то есть научное направление, изучающее глобальные проблемы современного человечества.

ПРОБЛЕМЫЭКОЛОГИИ
из истории
с точки зрения философии
утилизация отходов
вырубка лесов и опустынивание
ЗАГРЯЗНЕНИЯ
водоёмов
атмосферы
почвы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: