Ложный авторитет родителей




А.С. Макаренко отмечает, что, к сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать такой авторитет на ложных основаниях. Он выявляет много сортов такого ложного авторитета. После их рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.

 

1) Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Он приносит вред: запугивает детей, делает мать нулевым существом. Этот авторитет ничего не воспитывает, он приучает детей держаться подальше от страшного папы, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает в ребенке жестокость.

 

2) Авторитет расстояния. Чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. У отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка как первосвященник. Бывают такие и матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или гувернантки. Такой авторитет не приносит никакой пользы.

 

3) Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но более вредный. Некоторые родители считают, что самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе. Они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом. Встречается такой авторитет и у матерей. В этой атмосфере высокомерия важный папа (мама) уже не может разобрать, куда идут его (ее) дети и кого он (она) воспитывает.

 

4) Авторитет педантизма. Родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

 

5) Авторитет резонерства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбок.

 

6) Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям родительскую любовь. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Здесь вырастает семейный эгоизм; дети начинают замечать, что папу и маму можно как угодно обмануть (можно даже запугать). Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов.

 

7) Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они боятся всяких конфликтов. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.

 

8) Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родитель остаются старшими членами семейного коллектива, а дети - воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Нет взаимного уважения.

 

9) Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями. Ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям.

 

Это - только некоторые виды ложного авторитета. Кроме них, еще есть много сортов. Есть авторитет веселости, авторитет учености, авторитет " рубахи - парня", авторитет красоты. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Часто отец придерживается одного вида авторитета, а мать - другого. Наконец бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии.

 

А.С. Макаренко утверждает, что главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Наша жизнь есть жизнь всего общества. Перед своими детьми отец и мать должны выступать как участники этой жизни. События международной жизни, достояния литературы - все должно отражаться в мыслях отца и матери, в их чувствах, в их стремлениях. Только такие родители, живущие полной жизнью, граждане нашей страны, будут иметь у детей настоящий авторитет. Родители должны искренне, на самом деле жить такой жизнью, они не должны особо стараться демонстрировать перед детьми. Дети сами все увидят.

 

Но родители не только граждане, они еще и отец, и мать. И прежде всего родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет их ребенок. Родители должны знать, с кем их ребенок дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, родителям должно быть известно, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все родители должны знать всегда, с самых малых лет их ребенка. Родители не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, родители должны их предугадывать и предупреждать. Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что родители должны преследовать своего ребенка постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети сами им рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось родителям рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, Когда он нуждается в помощи и в совете. Может он не попросит родителей о помощи, потому что не умеет это сделать, родители сами должны прийти с помощью. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда, даже нужно, чтобы ребенок видел родительскую настороженность, внимание и доверие к его силам. Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что руководство семьей и им самим есть родительское удовольствие или развлечение. Он должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед всем обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой строгой форме, не допускающей возражений. Такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка. [цит. по 16, с 139]

 

Итак, А.С. Макаренко подчеркивает, что действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, помощи ему и на ответственности за его воспитание.

 

 

Методы воспитания

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

- влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;

- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что "им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие". И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка - дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

 

Заключение

Подводя итог, запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: