УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЧУВСТВОВАТЬ НАСТРОЕНИЕ И СОПЕРЕЖИВАТЬ ОКРУЖАЮЩИМ




Консультация педагога-психолога для воспитателей

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других, это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.

В детях чувство эмпатии (понимание чувств других, сопереживание) заложено изначально.

Помните: дети чувствуют, кто их любит, и редко ошибаются.

Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением: перевозбуждаться, капризничать, упрямиться.

Подобное поведение можно расценить, как бы это ни звучало абсурдно, как форму сопереживания, стремление «взять на себя» мамины тревоги.

Грусть в глазах мамы непременно отразится на душевном состоянии ребенка и поселит в нем тревогу и беспокойство.

Следите за проявлением своего настроения, занимайтесь «гигиеной» своей души: ребенок рожден для радости, познания, самореализации.

Благоприятный психологический климат вокруг него поможет ребенку, как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих.

Радости и печали вы будете делить со своим ребенком.

Но и в печали вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратится к вам, самым любимым и близким ему людям, попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки.

Ведь он надеется на вас, уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие, сопереживание, что вы никогда не предадите его!

Не предавайте!

Главным формирующим фактором в развитии эмпатии, как вы уже поняли, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.

Вот лишь несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей.

 

«Фотография» (для детей с 4 лет)

Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом.

Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребенка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д.

Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография.

Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

 

«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка:

Нахмурься, как:

- осенняя туча;

- рассерженный человек;

- злая волшебница.

 

Улыбнись, как:

- кот на солнце;

- солнце;

- Буратино;

- Хитрая лиса;

- Радостный ребенок;

- Будто ты увидел чудо.

 

Позлись, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое;

- два барана на мосту;

- как человек, которого ударили.

 

Испугайся, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу;

- заяц, увидевший волка;

- котенок, на которого лает собака.

 

Устань, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый груз;

- муравей, притащивший большую муху.

 

Отдохни, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак;

- ребенок, который много потрудился, но помог маме;

- как уставший воин после победы.

 

«Колечко» (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко.

Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получит в свои ладони колечко от ведущего.

Угадавший ребёнок становится ведущим.

 

«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй передать разные эмоции.

Например: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!».

Потом обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.

 

«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)

Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.

 

«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)

Ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

- какие нравятся;

- какие не нравятся.

Затем ему необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, объяснить, почему он так их разложил.

 

«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)

Можно использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна.

Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребенок – «плохую».

Затем они берут карточку из противоположной кучки и меняются. Интересно понаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д..

Обсудите, как можно «помирить» эмоции.

 

«По грибы» (для детей с 6 лет)

Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики, жестов какой-либо гриб: съедобный или несъедобный. Водящий – «грибник», он бродит между «грибами» и по внешним признакам пытается рассортировать их.

Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: «Хороший грибок, полезай в кузовок» - и уводит игрока в одну сторону.

Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону.

В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: