Учетная политика является для организации основополагающим внутренним нормативным документом, регулирующим учетный процесс на местном уровне в развитие требований внешних нормативных документов, которые выполняют аналогичную функцию на законодательном, методологическом и методическом уровнях системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В связи с этим следует проанализировать учетную политику МУП «Аптека № 27.
Вопросник для проведения контроля учетной политики предприятия
№ п/п | Содержание вопроса | Нормат. акт, кот. предост. право выбора | Положение учетной политики организации |
Наименование документа, которым определена учетная политика | ПБУ 1/2009 | Приказ по учетной политике на 2009 год.№65 от31.12.2008год | |
Основные направления учетной политики: | - | - | |
2.1 | Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения: | - | |
а) по методу отгрузки; | - | ||
б) по методу оплаты | - | ||
2.2 | Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в бух учете | - | - |
2.3 | Порядок начисления амортизации по основным средствам: | Линейный способ | |
а) ежемесячно, в течение нормативного срока их эксплуатации; | - | - | |
б) применение ускоренной амортизации | - | - | |
2.4 | Определение предметов для их учета в составе средств в обороте: | - | - |
а) имущество, используемое в процессе производства менее 12 месяцев в пределах установленного законодательством лимита; | - | - | |
б) установлен руководителем самостоятельно | - | - | |
2.5 | Порядок начисления износа нематериальных активов: | ПБУ 14/2000 | Линейный способ |
а) ежемесячно по нормам, рассчитанным с учетом срока их полезного использования; | - | - | |
б) установлен перечень нематериальных активов, по которым начисление износа не производится; | - | - | |
в) если срок полезного использования невозможно установить – ежемесячно, из расчета норм на 10 лет | - | - | |
2.6 | Порядок отражения в учете приобретения и заготовления материалов: | ПБУ 5/2001 | - |
а) по фактической себестоимости приобретения; | - | По факт. себестоимости с применением счета 10 | |
б) по учетным ценам с применением счетов 15 и 16 | - | - | |
2.7 | Методы оценки производственных запасов: | ПБУ 5/2001 | - |
а) по средней себестоимости; | - | По себестоимости каждой единицы | |
б) ФИФО; | - | - | |
в) ЛИФО; | - | - | |
г) по себестоимости закупаемых материалов | - | - | |
2.8 | Порядок списания ОХР | - | - |
2.9 | Порядок учета ремонта основных средств: | - | - |
а) по фактическим затратам | - | Затраты на ремонт осн. ср-в включаются в себест. отч. периода, в кот. были произведены ремонт | |
б) путем образования резервов предстоящих расходов и платежей | - | - | |
2.10 | Порядок учета курсовых разниц при учете операций в иностранной валюте. | - | - |
2.11 | Порядок учета выпуска продукции: | - | - |
а) по фактическим затратам; | - | - | |
б) на счете 43, без использования счета 40 | - | - | |
2.12 | Порядок отражения в учете выплаты дивидендов | - | - |
2.13 | Порядок создания резерва предстоящих расходов и платежей: | - | - |
а) на оплату отпусков; | - | - | |
б) на выплату вознаграждений за выслугу лет; | - | - | |
в) на ремонт основных средств; | - | - | |
г) на другие цели; | - | - | |
д) создание резерва не предусмотрено | - | - | |
2.14 | Порядок списания не истребованной дебиторской задолженности: | - | - |
а) в течение 4-х месяцев; | - | - | |
б) по истечению 3-х лет по решению руководителя | - | - | |
2.15 | Порядок учета товаров приобретенных для продажи: | - | - |
а) по розничным (продажным) ценам с применением счета 42; | - | по розничным ценам с применением счета 42 | |
б) по покупной стоимости | - | - | |
2.16 | Сроки погашения расходов будущих периодов: | - | - |
а) в теч. срока, кот. они относятся; расходы сезонного характера, в период выпуска продукции; | - | - | |
б) расходы на основании новых предприятий, производств, новых установок и агрегатов | - | - | |
2.17 | Порядок создания резерва по сомнительным долгам | - | - |
2.18 | Методы распределения прибыли | - | - |
2.19 | Порядок оценки задолженности по полученным займам | - | - |
а) с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода; | - | - | |
б) без учета причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода | - | - | |
3. | Организационные аспекты учетной политики | - | - |
3.1 | Инвентаризация имущества и обязательств | - | Инвентаризация ТМЦ 1 раз год, ОС 1 раз в 3 года |
3.2 | Выбор формы ведения бухгалтерского учета | - | - |
3.3 | Организация формы бухгалтерской службы: | - | - |
а) учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; | - | - | |
б) ввести в штат бухгалтера; | - | - | |
в) передать на дог. началах ведения бух. учета спец. организации или бухг.-специалисту; | - | - | |
г) бухгалтерский учет ведет руководитель лично | - | - | |
3.4 | Организация внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля | - | - |
3.5 | Выделение подразделенной на отдельный баланс | - | - |
3.6 | Рабочий План счетов бухгалтерского учета | - | - |
3.7 | Формы первичных документов для оформления хоз. операций, которым предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности | - | - |
3.8 | Правила документооборота и технология обработки учетной информации | - | - |
3.9 | Порядок контроля хозяйственных операций, а также за другими решениями | - | - |
При исследовании приказа об учетной политике МУП «Аптека № 27» выявлены следующие нарушения:
· не указаны основные направления учетной политики
· не указано, каким способом определяется выручка от реализации работ (услуг) для целей налогообложения и в бух учете;
· не указан порядок курсовой разницы при учете операций в иностранной валюте.
· не указан порядок учета выпуска продукции;
· не описан порядок списания не истребованной дебиторской задолженности;
· не указаны сроки погашения расходов будущих периодов:
· не указан порядок создания резерва по сомнительным долгам
· не отражены методы распределения прибыли
· не отражены организационные аспекты учетной политики;
· не утвержден рабочий план счетов
· не указана форма ведения бухгалтерского учета; не отражаются формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· отсутствуют график документооборота
· не прописан порядок контроля хозяйственных операций.
Выявив недостатки в учетной политике МУП «Аптека № 27» надо внести на следующий отчетный год кардинальные поправки такие как:
· указать один из методов определения выручки.
· указать основные направления учетной политики
· указать методы распределения прибыли
· отразить организационные аспекты учетной политики;
· указать форму ведения бухгалтерского учета;
· отразить формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· не утвердить рабочий план счетов;
· разработать и утвердить документооборот, который разграничит обязательства между рабочим персоналом, и все будут соблюдать свои обязательства, что позволит предприятию своевременно сдавать отчетность.
Проанализировав приказ об учетной политике в МУП «Аптека №27» для получения более подробной информации о предприятии следует провести оценку системы внутреннего контроля.
Вопросник для оценки и системы внутреннего контроля
№ | Проверяемые вопросы | Примечания |
1. Среда контроля | ||
Имеется ли четкая структура управления предприятием? | Нет | |
Четко ли продумано разделение обязанностей, взаимосвязи и процедуры контроля с учетом квалификации и опыта специалистов? | Да | |
Имеются ли должностные инструкции? | Да | |
Надежен ли учет финансовых и материальных ресурсов, не допускаются ли расточительство и хищения? | Нет | |
Соблюдается ли хозяйственное законодательство? | Да | |
Имеется ли отдел внутреннего аудита? | Нет | |
Создана ли ревизионная комиссия или постоянно действующие инвентаризационные комиссии? | Да | |
Кадровая политика. Имеются ли компетентные специалисты? | Нет | |
2. Система бухгалтерского учета | ||
Разработана ли учетная политика организации, её организационно-технические и методические аспекты? | Да | |
Организационная структура бухгалтерии. | Да | |
Распределены ли обязанности и полномочия между исполнителями? | Да | |
Соблюдается ли порядок оформления первичных документов? | Нет | |
Организован ли документооборот? | Нет | |
Система бухгалтерских записей. Определен ли порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета? | Нет | |
Составляется ли промежуточная бух. отчетность? Качество бухгалтерской отчетности. Соблюдается ли график отчетности? | Да | |
3. Средства контроля | ||
Достаточно ли четкое разделение функций управления и учета активов? | Нет | |
Авторизация (то есть разрешенность) операций. | Да | |
Насколько полно и своевременно оформляются документы и отражаются в учете совершенные операции? | Нарушались сроки | |
Обеспеченна ли сохранность активов и бухгалтерских записей (специальные помещения, сейфы, охрана) | Нет | |
Осуществляется ли руководство организации проверки систем внутреннего контроля? | Да |
Была проведена оценка системы внутреннего контроля МУП «Аптека №27», ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля главный бухгалтер. За организацию бухгалтерского учета несёт ответственность руководитель организации.
В процессе аудита обнаружены факты несоответствия системы внутреннего контроля МУП «Аптека № 27», в том числе:
1. не определен порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета;
2. не организован документооборот;
3. при исследовании правильности оформления первичных документов было обнаружено, что работниками в документах изменялись суммы без проставления своих подписей; в счетах допускались ошибки в количествах; нарушались сроки предоставления отчетов материально ответственными лицами, а к отчетам иногда прилагались документы с нарушением порядка установленной нумерации;
4. недостаточно надёжен учёт финансовых и материальных ресурсов.
Выявленные нарушения отрицательно влияют на обеспечение сохранности активов, точность учётной и отчётной информации. Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что на МУП «Аптека №27» внутренний контроль не эффективен, следовательно, надо провести более полную проверку.