Неделя
После Пятидесятницы
О страшном суде
Содержание:
13-го февраля 1911 года……………………..2
29-го января 1912 года……………………..14
22 февраля 1925 года………………..……..26
7 марта 1926 года…………………………….32
7 марта 1926 года……………………………….
(За вечерним чаем в воскресенье)……48
27 февраля 1927 года……………………….54
№ 26. ПИСЬМО БРАТЦА ИОАННА……..
братьям и сестрам…………………….……..61
Беседа «Братца Иоанна» Чурикова
Го февраля 1911 года
Неделя мясопустная
В воскресенье, 13 февраля, на беседу «Братца Иоанна» собралась такая громадная толпа слушателей, что не могла поместиться в зале, и многие остались за дверями.
В 4 часа «Братец» вошел в зал и, взойдя на кафедру, сказал:
– Сегодняшнее Евангелие говорит о страшном суде. В 25-й главе Евангелия Матфея мы читаем: «Сказал Христос: когда приидет Сын Человеческий во славе Своей со святыми Своими, тогда соберутся народы, и по Евангелию отделит Христос одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую. И скажет Он тогда: придите, благословенные, т. е. мученики за Евангелие, наследуйте царство, т. е. государство, которое есть, в котором ныне мы живет. Ибо Я алкал ради Евангелия и все святые апостолы алкали – и вы дали Мне есть. Я был странником ради Евангелия, и все святые апостолы были странниками – и вы приняли Меня. Я был в темнице, и все святые апостолы были в темницах – и вы пришли ко Мне. Итак, примите уготованное вам царство, т. е. государство от создания мира.
– Спасибо! – говорят слушатели.
– Спаситель благословлял и благословляет одних и укорял и укоряет других. Он сказал: «примите царство, т. е. государство, котораго тогда еще не было. Если человек не верит в это царство, т. е. государство, которое он видит, то как он поверит в то царство, котораго он не видит? Мы видим из Евангелия, что государство устроилось из кротких людей, как из овец. Чем более их мучили, тем более они распространялись.
|
Также сказал Христос (и доныне Он говорит) бывшему еврейскому государству: «Я был голоден с учениками Своими и собирал колосья – и вы не дали Мне есть. Я был странником с учениками Своими – и вы гнали Меня».
– И тебя, дорогой Братец, гнали, – говорят слушатели.
– Оставьте: теперь не гонят за Евангелие, – говорит «Братец» и продолжает читать:
– Я жаждал с учениками Своими – и вы дали мне вместо воды уксус. Я был в темнице с учениками Своими за слово Евангелия. И вы кричали: «распни, распни!»
– И тебя гнали, дорогой Братец! – опять повторяют слушатели.
– Оставьте такия вещи; мало ли каких недоразумений не было, но мы должны сеять евангельский мир, – говорит «Братец» и спокойно продолжает читать: «Я был в темнице за слово Евангелия и вы кричали: «распни, распни!», а Варраву разбойника просили отпустить». И что же вышло? Господь отнял у евреев государство во свидетельство всем народам. За что!
– Скажи, за что? – спрашивают слушатели, а «Братец» отвечает:
– За то, что евреи гнали Христа, апостолов и всех святых.
– И тебя гнали, гнали! – кричит какой-то человек, и тотчас швейцары выводят его из зала и говорят ему: «нехорошо так кричать и возмущать народ», а он отвечает: «я сам гнал и ругал Братца и был за это наказан». А «Братец» в ответ на крик этого человека говорит:
|
– Оставь, зачем нам судить? Это суд человеческий, а мы говорим о страшном евангельском Божьем суде. Христос проповедал Евангелие, и кто принял Евангелие, у тех он устроил государство, а кто не принял, у тех отнял его. Что может быть страшнее этого суда, когда еще здесь мы наказываемся за непослушание?». Поэтому мы должны принять Евангелие, чтобы и у нас не отнялось то, что имеем.
– Помолись! – говорят слушатели.
– Господь отнял у евреев государство. Что еще страшнее такого суда? Было еврейское государство, евреи отвергли Христа, и Господь отверг их. Мало того: они освободили разбойника, а проповедников Евангелия не только не освободили, но казнили. За то Господь и отнял у них государство.
И ныне у второго Израиля, т. е. у нас, если мы не примем слов Евангелия, Господь отнимет все: и здоровье, и имущество, и мужей, и жен, и детей. И таковые от горя кончают позорною смертью – самоубийством. Как же они могут войти еще в Царство Небесное. И всегда Господь так будет судить второго Израиля. Так Он осудил и перваго Израиля за то, что он гнал Христа и Его апостолов. Тогда евреи мучили христиан, а теперь им воздается: их гонят во всех государствах: во Франции, Англии, Америке и в прочих державах, что еще страшнее такого суда? Хотя, между евреями и есть богатые, но все-таки они скитальцы на земле, потому что у них нет своего государства, и над ними сбылось слово Христа: «виноградник отдал другим».
Что еще страшнее такого суда?
Но люди не верят в него и не боятся его. А если человек не верит в суд, который он видит, то он не поверит и в тот, который еще не видит. Но если человек верит в суд, который видит, и боится его, то он может поверить и в тот суд, котораго еще не видит. Этот суд не противоречит второму суду.
|
Поэтому Христос и говорит: «Я был голоден – и вы не накормили Меня, Я был странником за Евангелие – и вы не приняли Меня. Я был в темнице за слово Евангелия – и вы не посетили Меня. За это-то и отнимается у вас государство. Покайся!
– Грешны! – громко восклицают слушатели.
Хотя только некоторые евреи гнали Христа и апостолов и не приняли их слова, но осужден весь еврейский народ и оставлен без государства.
– Прости! – говорят слушатели.
– Никого, – говорит «Братец», – так не стесняют, как евреев. И во Франции, и в Англии, и в Германии, и в Америке – всюду их стесняют. Для чего Господь допускает это? Для того, чтобы этими стеснениями привести евреев к покаянию и чтобы они поверили в учение Христа. И если они поверят в него, тогда у них и государство будет.
Господь через пророков многократно говорил евреям: «отниму у вас государство за то, что оставили Меня. Я говорил, говорил вам, я посылал, посылал к вам пророков, но вы не слушали их и оставили Меня. За это-то и отниму у вас государство». Он так и поступал с ними, предавая и в плен царя вавилонскаго, царя персидскаго и опять возвращая им царство.
Господь долго терпел отступничество евреев. Наконец, он посылает им Христа, надеясь, что они Его послушаются, Христос проповедал им Евангелие и целил их от болезней, нужды и печали, но они и Его отвергли. И тогда Господь перестал терпеть их непослушание и отнял у них государство навсегда.
Тогда евреи говорили: «лучше умереть, нежели видеть разрушение Иерусалима». По-видимому, им не хотелось разстаться с своим царством, но все-таки Господь отнял его.
Так и в настоящее время многие соглашаются лучше умереть, чем разстаться с женами, мужьями, детьми и со всем, что у них есть. Так это и бывает.
Для чего такой страшный суд с наказанием? Для того, чтобы грядущий Израиль не поступил так вероломно. покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели и поют «Отверзу уста моя».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам Евангелие, которое читается в масленицу. Святая церковь видит, что пред постом люди особенно предаются пьянству, разврату и другим безобразиям.
– Прости! – говорят слушатели.
– И потому, – говори «Братец», – церковь постановили читать теперь Евангелие о страшном суде.
Люди обыкновенно думают, что суд будет потом и не верят в тот суд, который совершается в настоящее время. Но если человек не будет верить в тот суд, который видит, то как он поверит в суд, котораго еще не видит? Если же он поверит в суд, который видит, то он может верить и в тот суд, котораго еще не видит, а только ожидает.
Мы видим, что одно государство, – еврейское, – которое не признало Христа, разрушилось, а другое государство, – христианское, – царствует уже две тысячи лет. Евреи невиновны, что их предки отвергли Христа, но Бог отнял у них государство за грех их предков, и теперь у них нет государства и они везде стеснены. Господь этим стеснением призывает их к покаянию, познанию Евангелия и к церкви.
Для чего все это написано, для чего все это читается и говорится? Для того, чтобы производить суд над народом. И многие будут читать или слушать это и поверят и скажут: «если и я не поверю учению Христа, то и у меня Господь отымет все, что имею: здоровье, имущество, жену, детей, как отнял Он у евреев».
– Помолись!
– Для того и написано Евангелие, чтобы производить суд над народом. И когда придет Сын Человеческий, то возсядет на престол славы Своей. Теперь мы видим этот суд и Христа, сидящаго в славе, потому что еврейское государство разрушено, а христианския государства процветают во всех странах. И теперь Христос близко, близко к нам. Иными словами: учение Христа близко, близко к нам. А то мы видим, что люди ко Христу приходят кланяться, а от учения Христа отворачиваются и бегут. Ныне Христос на всяком месте. Где только собраны два или три во имя Его Евангелия, там и Он посреди их. Признаком Его присутствия служит то, что люди исцеляются от пороков, пьянства, разврата, болезней и делаются кроткими, как овцы.
Пришествия Христа ожидают все. Но если бы Христос появился человеком, то было бы много Христов. Христос же один и Евангелие одно, а учение Его иже везде сый. И если мы говорим, что Христос с нами, то это значит, что Его слово, Его Евангелие с нами и оно должно судить человечество, как Он и Сам сказал: «слово, которое я говорил, оно будет вас судить» (Иоан. 12, 48). Покайся!
– Грешны!
И все запели «Отверзу уста моя».
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Напомню послание апостола Павла к коринфянам.
– К нам.
– В 9-й главе перваго послания к коринфянам мы читаем: «Не апостол ли Я! Не свободен ли Я».
– Апостол, – восклицают слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Не видел ли я Иисуса Христа? Если для других Я не апостол, то для вас апостол».
– Апостол, – говорят слушатели.
– Из этого мы видим, что когда апостол Павел проповедывал, то некоторые говорили о нем, что он не апостол».
– Апостол, – снова говорят слушатели, а «Братец» повторяет прочитанное:
– Не апостол ли я? Не свободен ли я?»
– Свободен и нас освободил от пьянства, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Про апостола Павла говорили: «какой он апостол? Он и Христа не видал».
– Видал, – говорят слушатели, а «Братец» читает:
– Не мое ли дело вы в Господе?».
– Твое, – говорят слушатели.
– Подождите, – говорит «Братец», – это апостол Павел о себе говорит: «не мое ли дело вы в Господе?».
Раньше вы были в разврате и пьянстве, а ныне хорошо, что вы в Господе.
«Если для других я не апостол, то для вас апостол».
– Апостол, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Вот и печать моего апостольства – вы в Господе».
У апостола Павла не было ни письма, ни печати от земной власти, и потому он и говорил: «печать моего апостольства – вы в Господе».
– Мы – твоя печать, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Так и я смело могу сказать: вот прошло уже 16 лет, как я читаю и поясняю слово Божие и у меня не было ни бумаги, ни печати. Но этот недостаток я восполнял Божией печатью, т. е. приводил людей к покаянию и миру. Мои уста никогда и никому не наносили оскорбления за все время моей проповеди.
Но хотя теперь я и имею бумагу с печатью, однако, если я понадеюсь на нее, а Бог не даст мне разумения, то я могу принести вред слушателям, себе и правительству, и от этого может быть смута.
Поэтому одной бумаги с печатью недостаточно. Она может вызвать во мне гордость. Нужно еще просить Господа, чтобы Он управлял моими устами, чтобы я не льстил языком моим и приводил людей к покаянию и устроил мир в Господе.
Я 16 лет проповедую благополучно, потому что надеюсь на печать Божию более, нежели на печать человеческую.
И всякому, кто хочет проповедывать слово Божие, надо просить у Бога, чтобы Он дал свою печать, т. е. духа любви, кротости и мира.
– Помоги тебе Господи, – говорят слушатели.
– И тогда, – говорит «Братец», – все будет мирно и благополучно.
Далее читаем: «Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или мы не имеем власти иметь спутницею сестру, жену, как и прочие апостолы и братья Господни, и Кифа?»
Из этого мы видим, что апостолы имели своими помощниками лиц женскаго пола. За это его осуждали, а он в свое защищение и говорит это.
Еще апостол Павел говорит: «или я не имею власти не работать?».
Хотя апостол Павел и имел право не работать, но он не пользовался этой властью, дабы не поставить преграды благовествованию Христову, и потому он работал. Так и написано в одном месте, именно в Деяниях апостолов (18-я глава), что когда апостол Павел жил в Коринфе у Акилы и Престиллы, то, по одинаковости ремесла, занимался с ними деланием палаток, а каждую субботу проповедывал слово Божие. И этим своим примером он научал ленивых работать. А то у нас иные много говорят, а ничего не делают, и потому им никто и не верит.
Но так как апостол Павел имел право и не работать, то поэтому он и говорит: «или я не имею власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не есть плодов его? Кто, пася стадо не есть молока от стада? По человеческому ли только разсуждению я это говорю? Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящаго». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое».
Но если человек пашет и сеет без надежды, то у такового посеянное плохо родится. А если он пашет и сеет с верою и надеждою и говорит: «я селя, а Ты Господи, возрасти посеянное», то у такого оно и вырастает.
– Помолись!
– Христос для того и пришел на землю, чтобы посеять семя, для того и принял мученическую смерть, чтобы возрастить посеянное. – Спасибо!
Христос сказал: «ищите прежде Царства Божия и правды его, а остальное все приложится вам». Поэтому и апостол Павел говорит: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?».
Кто кому подчинен, тот тому и служить должен. Кто подчиняется Господу, тот и служит Господу, а кто подчиняется разврату, тот разврату и служит.
«Однако, – говорит апостол Павел, – мы не пользовались властью», не хозяйничали и не хозяйничаем. Все апостолы сами несли свое иго, дабы не обременять других.
Далее читаем: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
Если балалаечники утешают балалайками, то они питаются от своих балалаек. Тем более, если проповедующие Евангелие доставляют утешение, то они питаются от Евангелия и не будут иметь нужды ни в чем.
Далее читаем: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!».
Так это и бывает: кто что любит, тот о том и говорит. Если он любит пить, то он о пьянстве и говорит; а кто любит Христа, тот о Христе и говорит, и горе ему, если он не побеседует о Христе.
Далее читаем: «Если я делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона».
Поэтому в другом месте (Деяния апостолов, 17-я глава) апостол Павел и сказал афинянам: «Я обошел ваши святыни, и нашел, что вы неведомому Богу кланяетесь». Он не сказал: «Я обошел ваших идолов» для того, чтобы не оскорбить афинян. И афиняне, не будучи обижены им, сказали ему: «разскажи нам про ведомаго тебе Бога».
Вот он и стал разсказывать им о Христе, как Он хромых делал ходящими, слепых зрячими. А если бы апостол Павел сказал: «у вас идолы слепые и глухие», то он оскорбил бы афинян, и они не стали бы его слушать и просить разсказать о Христе. Если бы нищий попросил у тебя хлеба, а ты его ударил бы, а потом дал бы ему рубль, то и он сказал бы тебе: «О, Бог с тобой, с твоим рублем. Буду ли я жив?».
Так и оскорбительная проповедь подобна таковому удару, и слушатели отказываются слушать ее, хотя бы в ней и говорилось о Христе.
– Прости!
– Апостол Павел говорил: «для чуждых закона и я был чужд закона». Он как бы так говорил: «и я чужд закона», но в душе он не был чужд закона и этим приобретал чуждых закона ко Христу.
– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для все я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником Евангелия».
– Спасибо.
– Далее читаем: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить».
– Спасибо!
– Иные могут понять это по букве и подумать, что апостол Павел будто советует идти на скачки. Нет, он говорит здесь духовно. Он советует нам прибегать к закону Божию, чтоб получить награду.
– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец», применяя это к слушателям, говорит:
– Так бегите и вы, и получите награду.
– Получили, – говорят слушатели и поют «Верую во единаго Бога».
После пения «Братец», желая обратить внимание слушателей на слова символа веры: «паки грядущаго со славою судити живых и мертвых», говорит:
– Господь будет судить живых и мертвых. Тогда Он сядет на престол славы Своей и будет делить одних людей от других. Мы видим, что дележка уже и теперь идет по Евангелию. Христос или слово Божие делит людей на два рода: кто не научился слову Божию, тот не может бороться со злом и делается козлом, т. е. сердитым; а кто поучается слову Божию, тот может побороть зло и сделаться кроткой овцой; и если его мучают, то он говорит: «пусть мучают, они соединяют меня со Христом, который обещал мне царство. Мученики получили царство, а чрез них устроилось во Христе и то государство, в котором мы живем.
– Спасибо, дорогой Братец!
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Напомню книгу пророка Даниила. В 14-й главе его книги мы читаем:
«Во дни Даниила у вавилонян был идол по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и шесть ведер вина».
Такой был Вил! Как раз похож на нашу масленицу.
– Похож, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– Царь вавилонский чтил Вила и ходил каждый день поклоняться ему; Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь: «почему ты не поклоняешься Вилу?».
Так и теперь многие скажут вам: почему вы по обряду не справляете масленицы? не пьнствуете, не гуляете, не катаетесь?
И отвечал Даниил: «потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но поклоняюсь живому Богу». Ваш бог глухой и немой, а мой Бог всегда говорил чрез пророков.
Так если и трезвенников спросят: «почему вы не справляете масленицы?», то они ответят: «потому что масленица устроена языческими временами и в эти дни творятся всякия безобразия».
Далее читаем: И сказал царь: «не думаешь ли ты, что Вил не живой бог? Не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?».
Он много ел, как и у нас на масленице съедают много блинов и выпивают много вина.
Слышится смех, а «Братец» продолжает читать:
– А Даниил улыбнувшись сказал: «не обманывайся, царь; этот идол внутри – глина, а снаружи – медь и никогда не ел и не пил». Тогда царь разгневавшись призвал жрецов своих и сказал им: «если вы не скажете мне, кто съедает все это, то умрете». Если же вы докажете мне, что съедает это Вил, то умрет Даниил, потому что произнес хулу на Вила». И сказал Даниил царю: «да будет по слову твоему». И пришел царь с Даниилом в храм Вила, и сказали жрецы Вила: «вот, мы выйдем вон, а ты, царь, поставь пищу и, налив вина, запри двери и запечатай перстнем твоим. И если завтра ты придешь и не найдешь, что все съедено Вилом, мы умрем или Даниил, который солгал на нас».
И в настоящее время существует еще языческая закваска, языческий обычай: если кто построил дом, то он, устраивая новоселье, кладет во двор хлеб домовому; и если домовой съест его, то это служит признаком благополучия в доме, а если не съест, то признаком неблагополучия. Бывает, что собака съест этот хлеб, а новоселы думают, что домовой съел хлеб, и считают это признаком благополучия.
Слышится смех, а «Братец» говорит:
– И у нас православных много, много еще такого язычества!
– Много! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Жрецы под столом сделали потаенный вход и им всегда входили и съедали принесенную Вилу пищу. Когда они вышли из храма, царь поставил пищу пред Вилом, а Даниил приказал слугам своим посыпать весь храм пеплом в присутствии одного царя. Потом вышедши заперли двери и запечатали царским перстнем и отошли. Жрецы же, по обычаю своему, пришли ночью с женами и детьми своими и все съели и выпили.
Слышится смех, а «Братец» поясняет:
– Праздник справили.
– Масленицу, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «На другой день царь встал рано и Даниил с ним, и сказал: «целы ли печати, Даниил?». Он сказал: «целы, царь». И как скоро отворены были двери, царь, взглянув на стол, воскликнул громким голосом: «велик ты, Вил, нет никакого обмана в тебе!».
Велик бог, потому что все съел.
Слышится смех, а «Братец» читает далее:
– «Даниил улыбнувшись удержал царя, чтоб он не входил внутрь, и сказал: «посмотри на пол и заметь, чьи это следы». Царь сказал: «вижу следы мужчин, женщин и детей».
Так и я скажу: чьи следы по масленице? Тут следы мужчин, следы женщин, следы детей, – все объедают и опивают друг друга, как во времена Вила.
Далее читаем: «И разгневавшись царь приказал схватить жрецов, жен их и детей, и они показали потаенныя двери, которыми они входили и съедали, что было на столе. Тогда царь повелел умертвить их и отдал Вила Даниилу, и он разрушил его и храм его».
Так и теперь кто верует в слово Бога, то таковой не поклоняется масленице и тем разрушает языческий праздник.
Далее читаем: «Был также на том месте большой дракон, и вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу: «не скажешь ли и об этом, что он – медь? Вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог не живой; итак поклонись ему».
И в настоящее время зеленый змей все пожирает: и мужа, и жену, и детей, и отца, и мать, и одежду, и дома, и все имение.
– Все, – говорят слушатели, а «Братец» читает:
– Но Даниил сказал: «Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла». Царь сказал: «даю тебе». Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон разселся. И сказал Даниил: «где ваши святыни?».
– Разбил, – говорят слушатели.
– Где ваша масленица? – спрашивает «Братец».
– Разрушилась, дорогой Братец!
– Даниил без меча и жезла уничтожил Вила и дракона, и до сего дня наука Даниила и учение Христа и жития святых отец уничтожают без меча всякий разврат и пьянство, и теперь словами пророков, Христа и апостолов мы легко можем уничтожить зеленаго змея, которому и доныне люди поклоняются в трактирах и ресторанах.
– Спасибо! Помолись!
– Иные скажут: «если мы разрушим масленицу и зеленаго змея, то как же мы справим масленицу? Гости придут и смеяться будут, потому что нечем их увеселить».
– Слава Тебе, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– В древнее время ни один праздник, ни один прием гостя не обходился без зеленаго змея. И теперь многие говорят: «как я обойдусь без этого идола?». Соберу друзей на масленице и поставлю им 6 ведер вина».
Для чего все это написано? Для того, чтобы сравнить то, что было, с тем, что есть, и тогда легко будет бороться с пороками и преступлениями. Лучше сделаться настоящим христианином, нежели подражать языческому преданию – масленице.
Далее читаем: «когда вавилоняне услышали, что дракон разселся, то сильно вознегодовали и возстали против царя и сказали: «царь сделался иудеем, Вила разрушил и убил дракона и предал смерти жрецов, и, пришедши к царю, сказали: «предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой». И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней».
Даниил был брошен в львиный ров за то, что он уничтожил идола и зеленаго змея. Тогда люди придерживались предания и неохотно принимали Даниилово новшество. Как же разстаться с Вилом и драконом? И ныне многие говорят с грустью: «как же теперь нам без масленицы?».
– Хорошо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– И оправдался Даниил в прежнее время и в настоящее время оправдывается и уничтожает масленицу без меча и жезла единым словом Божиим.
И сказал царь Даниилу: «даю тебе повеление, уничтожь его!».
– Спасибо! – говорят слушатели и поют «Твоя песнословцы, Богородице».
После пения «Братец» говорит:
– Вот напомнил я вам…
– Спасибо!
– Напомнил о страшном суде. Что ещё может быть страшнее того суда, когда еврейское государство было отнято, а мученикам, проповедникам Евангелия, оно было дано? И доныне мы пользуемся этим царством через пролитую кровь мучеников.
В настоящее время в каждой деревне есть дворец, т. е. церковь и на престоле находится Евангелие, которое воинствует в народах и судит. У древних евреев за то, что они не приняли Христа, было отнято государство. А в настоящее время Господь за неверие в слова Бога отнимает у тебя жену, детей и все имение и отдает тебя в рабы к тем, которых ты не любишь.
– Помолись!
– Но если ты будешь исполнять то, чему учит тебя Господь через книги Моисея и Евангелие, то Он подчинит тебе все, как Даниилу, который из пленнаго раба сделался князем за то, что умертвил змея.
Если и ты будешь бороться с зеленым змеем, то не бойся, что ты – раб, говори только слово Божие, и Господь выведет тебя из рабства пьянаго плена, и ты будешь царствовать со Христом.
– Спасибо, дорогой Братец, и ты вывел нас из плена.
– Еще напомню вам житие преподобнаго Авкентия, празднуемаго завтра, 14 февраля.
Сказав это, «Братец» стал читать из книги «Жития святых. наложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за февраль, с 279 страницы следующее место:
«Однажды к святому пришли два человека: один православный, а другой еретик. Православнаго святой принял с лакой и долго беседовал с ним о душевой пользе, а с еретиком он и слова не сказал, провидя его неверие. Когда они отошли от святого, тогда тот еретик начал хулить преподобнаго и порицать его, называя лицемером.
«Не успели они еще дойти до своих домов, как на пути встречает еретика слуга, который сообщил ему, что в дочь его вселился бес, который сильно ее теперь мучит. Весть сия сильно опечалила еретика; он раскаялся в своих грехах, отвел дочь свою, одержимую нечистым духом, к преподобному Авксентию и стал смиренно молить святого, чтобы он исцелил его дочь.
– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «И она исцелилась от мучений беса, а ея отец – от своего злоречия».
И еретик не стал более хулить святого. Христос говорит, что хула на Сына Человеческаго простится, но хула на Духа Святого не простится. Так и хула евреев на Христа не простилась, потому что они воспротивились против духа Его учения. Хула против Христа, как Сына Человеческаго, может проститься, но хула против духа Его учения и чудес, каковы: воскрешение на мертвых, исцеление слепых, хромых и бесноватых и другия, и уподобление духа Христова духу Веельзевула никому не простится, потому что кто слышал учение Христа и видел Его чудеса, и все-таки хулит то и другое, тот не может жить по учению Христа и пользоваться Его чудотворной силой, и потому таковый ни в чем не может иметь успеха.
Поэтому и смех еретика над святым Авксентием не простился ему. Еретик говорил о святом, что он лицемер.
– Нет, не лицемер, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– А раз еретик назвал святого лицемером, то этим он похулил не только его, как человека, но и дух его поучений, и потому Господь наказал его дочь, допустив бесу вселиться в нее.
– Помолись!
– К тому же потом нужно было ему обратиться?
– К Братцу, – говорят слушатели, а «Братец» поправляет:
– Нет, не к Братцу, а к святому. Но мы не ищем святых и не просим у них поучений и потому живем дурной жизнью, а от дурной жизни болеем и ни в чем не имеем успеха. А потом начинаем пить лекарства, но и они не успокаивают нас, потому что нам нужно духовное успокоение – слово Божие, слово Христово. Оно только может успокоить и исцелить нас, как исцелило оно и Марию Магдалину.
Еще другой раз приходят к преподобному Авксентию два прокаженных и просят его исцелить их. Святой спрашивает их: «какия же вещи согрешения, что на вас ниспослано Богом такое наказание?». Они молчат, потом, поклонившись святому, говорят: «помилуй нас, раб Христов, и помолись о нашем исцелении», а о грехах ничего не говорят.
Тогда святой говорит им: «братия, вас постигла болезнь за то, что вы привыкли часто клясться и божиться, чем и воздвигли Божий на себя».
И в настоящее время многие устраивают пирушки–гульбушки с музыкой, плясками и неприличными разговорами, и думают, что это не грех и никогда не каятся в этом, и потому Господь отнимает у них здоровье, семью и имение. А когда они покаятся, то ради покаяния Господь дает им царство, т. е. государство.
Далее читаем: «Услышав сии слова святого, прокаженные сильно изумились тому, что святой знает их согрешения».
– И ты знаешь наши согрешения, – говорят слушатели, а «Братец» читает:
– Прав пред святым на землю, прокаженные раскаялись в своем грехе. Авксентий сжалился над ними, помазал их священным елеем с головы до ног и сказал: «исцеляет вас Иисус Христос, а я сам – человек грешный». И прокаженные тотчас исцелились от недуга своего».
– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Святой себя не восхвалял, а делал то, что делал Христос, и прославлял Бога.
– Будем прославлять, – говорят слушатели, а «Братец» читает:
– И еще третий раз привезли к святому на колеснице лежащаго на одре разслабленнаго; родители сего человека, припав к преподобному, с плачем говорили ему: «нашего сына постигло разслабление по множеству грехов наших». Тогда Авксентий спросил их: «веруете ли, что Бог может чрез меня грешнаго подать исцеление вашему сыну».
– Веруем, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «И сказали родители святому: «воистину ты ангел, ниспосланный на спасение наше, и мы верим, что Богу все возможно». На сие преподобный отвечал: «по вере вашей да будем вам».
– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «И взяв священный елей, святой помазал им все тело разслабленнаго; последний тотчас же поднялся совершенно здоровым, и все, видевшие это чудо, прославили Господа».
Как просто и как легко! Всегда исцеления были и всегда будут. Все святые целили и этим утверждали веру во Христа. Для того это и написано, чтобы от чтения происходила вера, а от веры покаяние, исцеления и добрыя дела.
– Спасибо!
На этой беседе присутствовали: протоиерей церкви Вознесения, Николай Покровский, и сотрудник миссионерской газеты «Колокол», г. Маркианов. После беседы «Братец» подошел к протоиерею Покровскому за благословением. Поблагословив его, Покровский поцеловался с ним и сказал: «здравствуйте, добраго здоровья, и затем вышел из зала вместе с Маркиановым.
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА
Го января 1912 года.
НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ.
В воскресенье, 29 января, на беседу Братца Иоанна собралось более двух тысяч человек, вследствие чего многие из них не могли поместиться в зале и остались за дверями.
Взойдя на кафедру, Братец сказал:
– Сегодняшнее Евангелие говорит о страшном суде. Был страшный суд в древнее время; он есть и в настоящее время. Как я уже много раз говорил, Господь истреблял людей за грехи водой и огнем, а у евреев отнял даже целое государство, и до сего времени они не пользуются им за то, что не приняли учения Иисуса Христа.
И в настоящее время совершается страшный суд над теми, которые забыли Его слово, Его заповеди, и у которых нет никакого страха от своих грехов.
Сказав это, Братец стал читать и пояснять 25-ую главу Евангелия Матфея, с 31-го стиха: «Сказал Иисус: когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей судить народы по Евангелию».
Эту речь Господь сказал тогда, когда Он еще не был прославлен. Хотя и была у Него слава во исцелениях, но Он еще не был распят; но когда его распяли и когда Он воскрес из мертвых, тогда слава Его дополнилась тем, что Он сел на престоле славы своего воскресения и осудил еврейское государство на разрушение за то, что евреи не приняли его учения.
Такой же суд Господь производит и над нынешним народом за непослушание Его Евангелию.
Это и есть страшный суд, который Господь производит над некоторыми людьми, как над Иудою: они травятся, стреляются и, как гадаринския свиньи, топятся. Что еще страшнее этого? Покайся! И тебе будет такой же суд.
– Грешны! Помолись! – восклицают слушатели.
– Далее читаем: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».
Кто не управляется со злом, тот делается козлом.
– Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:
– «И поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую».
Из этих слов мы видим, что Христос не касался личностей, а говорил символами или образами: говорил про овец и про козлов. Так и мы не должны касаться личностей. Зачем сердить сердитых? Они и так сердиты.
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, т. е. Государство, уготованное вам от создания мира».
Это царство составилось из хромых, слепых, нищих и несчастных. Все они были в болезнях, нужде и нищите, а Господь исцелил и обогатил их и устроил из них государство, которое и стало славить Иисуса Христа.
– Спасибо!
– А потому этому верующему государству и говорит Господь: «Я алкал ради Евангелия, и вы дали Мне есть».
Когда Иисусу не давали есть, то Он ходил по полям с своими учениками и утолял свой голод тем, что срывал колосья и ел. Но фарисеи и за это укоряли Его, говоря, что не должно делать этого, да еще в субботу. На это Он сказал им: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священника? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма. Он же есть и Господин субботы». (Матф. 12, 1–8). Т. е. здесь Тот, Кто хромых делает ходящими, слепых – зрячими, бедных – богатыми.
– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает:
– Войдите в Мое царство, «ибо Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня».
– Одели, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: