ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ САНАТОРИЯ




Вступление

В СВЯТЫЕ МЕСТА

 

Вся наша планета Земля – это святое место, сотворённое для нас Человеков Творцом всего.

Есть на земле точки, особо благостные, там, где выход «доброй энергии». Издавна строили на таких местах Храмы или приходили общаться с Творцом, так как чувствовали в таких местах, особо быстрый контакт. Есть такие места в горах, где выходы мощных скальных пород, есть места, где стоят Дольмены, самые первые Храмы, построенные человеческими руками древних цивилизаций, есть более поздние православные Храмы, есть просто места, связанные каким-либо образом с именами Святых. На Кавказе и в районе Геленджика, этого чудесного города-курорта таких мест столько, что можно «потягаться» с заграничным Иерусалимом. И это наша родная Русь! Со своей древнейшей историей, которая только начинает открывать свои тайны! Про Дольмены я уже писала. Про Храмы Камней ещё время не пришло. А вот про те места, куда нынче возят экскурсии «К Святым источникам» – напишу.

Экскурсоводов много. Каждый говорит, то, что резонирует с ним. Можно съездить на официальную экскурсию и получить, то чего заслужил и экскурсовода в том числе, и можно прочитать эту книжку и «своим ходом», не торопясь на автобус к объявленному времени, спокойно со смыслом посетить эти боголепные места.

Здесь заочным экскурсоводом буду я, автор этой книги. И так уважаемые экскурсанты, начнём нашу с вами экскурсию.

Совершится она по местам, связанным с именами православных святых, каким-либо образом оставивших свой след в здешнем крае.

Нам предстоит преодолеть путь длиною почти 90 км. Он пройдёт по территории курорта Геленджик, по Восточному и Приморскому округам Новороссийска и по Крымскому району. Почти до центра Новороссийска дорога будет идти вдоль берега Чёрного моря, затем повернёт в сторону гор и поднимется на перевал «Волчьи ворота», дальше – по межгорной долине приведёт нас сначала в посёлок Горный к пустыньке Феодосия Кавказского и потом в районе Неберджая повернёт к древним источникам «Святой Ручки».

Начинаем мы своё путешествие из Геленджика.

 

 

ЦЕРКВИ ГЕЛЕНДЖИКА

 

В настоящее время на территории курорта действуют 9 православных храмов и 2 подворья Троице-Сергиевой Лавры. Относятся они к Екатеринодарской епархии Московской патриархии.

Три церкви Геленджика освящены именем Николая Чудотворца. Одна, частично разрушенная во время Советской власти, сияет сейчас, после реставрации, золочеными куполами в селе Адербиевка. Другая – монументальным Храмом приветствует всех в районе автовокзала села Архипо-Осиповка. Построенная в 1906 году, является она памятником церковного зодчества. Третья – Никольская церковь была открыта в селе Береговое в память коронования их Императорского высочества, последнего самодержавца Николая II в 1896 году. Сейчас в ней Дом Культуры и заложено место для постройки новой церкви.

В 1896 году был построен ещё один храм - в селе Прасковеевка, который тоже является памятником церковного зодчества и освящён в память Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Церковь Целителя Пантелеймона в селе Кабардинка, построенная в 1872 г. – в годы Советской власти была полностью разрушена и в 1992-1995 году построена новая.

В селе Пшада церковь Дмитрия Солунского в 1966 году была построена деревянной. На её месте сейчас стоит Дом культуры. Новую открыли совсем недавно, строительные работы ещё продолжаются.

Новый храм и монастырь – подворье Троице-Сергиевой Лавры построены в селе Дивноморское. Освящён он 17 июня в канун Троицы в 2005 году ныне покойным патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Если посмотреть через бухту в сторону Тонкого Мыса можно увидеть шпиль церкви-часовни во имя святого благоверного князя Михаила Черниговского, замученного татарами в Золотой Орде за отказ поклониться на Юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам у входа в шатёр хана Батыя. Его ответ был: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари». К лику святых Михаил причислен с 1774 года. Церковь была построена по проекту придворного архитектора академика Покровского В.А. в традициях русских шатровых храмов XV-XVII веков к 300-летию царствования дома Романовых. Предполагается, что планировалось построить 300 таких храмов, но оказалось, что существует только один. Сложен он из камня-дикаря. Построен на частные пожертвования неизвестного лица, возможно именитого дачевладельца, высококультурного человека и «камергера его императорского величества» М.М.Рейнке. Для богослужений открыт в 1913 году. К сожалению после реставрации он потерял свой облик и превратился в приземистую кирпичную часовню.

Церкви, построенные ещё в царские времена, при Советской власти были закрыты. Действовала только кладбищенская церковь по ул. Горной. Поэтому её какое-то время использовали как Храм Вознесения. Построена она была в 1909 году как часовня на открытом и освящённом в 1904 году кладбище. С 1993 года она становится Свято- Преображенским Храмом. Преображение Господне — в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа, «когда Он, совершив половину своего земного служения и доказав достаточно свою божественность дивным учением и чудесами, решил ещё особым необычным способом показать ученикам Славу своего Божества. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как Солнце».

 

Самый большой и красивый храм Геленджика находится в центре, у здания администрации. Пятиглавый храм с центральным большим куполом, имеющий в плане конфигурацию вытянутого креста с 3-х ярусной колокольней является памятником церковного зодчества русско-византийского стиля. В послеоктябрьский период его то закрывали, то вновь открывали. С 1984 года в нём размещалась археологическая экспозиция историко- краеведческого музея. В 1990 году храм был передан православной общине. Усилиями прихожан и епархии внешний вид его полностью восстановлен. Сегодня это самый посещаемый храм Геленджика. Назван он в честь Вознесения Господня на небеса (перед своими учениками). На 40-й день по Пасхе «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благославлял их, стал отдалятся от них и возноситься на небо».

Раньше своим ученикам Он велел не уходить из Иерусалима, пока не придёт к ним Учитель, т.е. Дух Святой. «Доколе не облечётесь Силою свыше». Апостолы, на которых Дух Святой сошёл в виде языков пламени, получили чудесные благодатные дары, в том числе умение говорить на разных языках, и стали проповедовать дело Христа, обращая тысячи людей.

 

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

 

Среди апостолов наблюдавших Вознесение Господне был и Андрей Первозванный, которому по жребию, брошенному 12 апостолами для проповедования Евангелия достались страны, лежащие вдоль побережья Чёрного моря и Северная часть Балканского полуострова.

По церковному преданию апостол проповедовал христианство скифам. А скифы – это наши древние предки, которые жили в этих краях на южных, восточных и северо-восточных берегах Чёрного моря.

Так по берегу моря, по той же дороге, которой едем мы, первый ученик Христа, неся слово Божие, дошёл до Тамани, до мыса разделяющего Чёрное и Азовское моря. Высота этого мыса около 30 метров, что хорошо виден берег Крыма и пролив.

Долго молился здесь Андрей Первозванный, а затем срубил дуб и за шесть дней и ночей (чтобы дуб не высох) сделал из него крест. Крест великий в честь Матери Божией поставил он на мысе так, чтобы на кораблях проходящих по проливу, видели его и молились. После этого апостол дал мысу имя «Панагия», что означает «Дар Божий». Потом вновь долго молился. Приносящие ему пищу удивлялись слезам его обильным. Сейчас верующие приходят на этот мыс помолиться в день Успения Богородицы.

Водрузил крест святой апостол на берегу Днепра, там, где потом был основан Киев. По преданию дошёл до Новгорода.

После возвращения в Грецию, апостол Андрей остановился в городе Патра. Через возложение рук он многих людей исцелял от недугов. Многие жители уверовали во Христа. За это правитель города приговорил его к распятию на кресте. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы «Х», не вбивая гвоздей, чтоб подольше страдал. Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его Души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошёл в вечное Царство Божие.

Как же увековечена память Андрея Первозванного в России?

Петром I учреждён орден Андрея Первозванного, который считался высшей наградой в Российской Империи!

И белый флаг с синим косым крестом...., который и сегодня можно увидеть на кораблях Черноморского Военного Флота, части которого базируются в Новороссийской бухте.

 

АДМИРАЛ УШАКОВ

 

Много побед совершил Черноморский флот под Андреевским флагом. Великие флотоводцы ходили под ним. Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин отдали весь свой талант и любовь Черноморскому флоту.

Именем адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова названа Морская Академия в г. Новороссийске. Он поправу считается образцом русского моряка и флотоводца. За всю жизнь он не проиграл ни одного сражения на море. Храбрый, грамотный, предусмотрительный он воспитал великолепно обученные экипажи, где каждый знал, что делать в любой ситуации.

При штурме крепости Корфу он впервые в мире организует и осуществляет взаимодействие десанта и артилерии кораблей. Эта победа потрясла современников. Суворов писал ему «Ура русскому флоту!..».

Александр I, вступивший на престол в 1801 году не оценил великих заслуг русского адмирала. В 1802 г. он был назначен на третьестепенные должности, а в 1807 г. уволен по болезни в отставку. Он уехал в своё небольшое Тамбовское имение, где и умер и был похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова.

В 1944 г. – Советской Властью были учреждены орден Ушакова 2-х степеней и медаль Ушакова.

В 2001 г. – 5 августа Фёдор Фёдорович Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью как Святой праведный воин, адмирал Флота Российского. Дни памяти — 5 августа и 15 октября по новому стилю. Мощи его хранятся в раке в форме корабля.

 

ЗАТОПЛЕННЫЙ ФЛОТ

 

Перед крушением царизма командующим Черно-морским флотом был адмирал А.В.Колчак. Отчаянные усилия предпринимал он, чтобы в условиях войны сохранить на флоте единоначалие и дисциплину, а, следовательно, и его боеспособность, но революционная анархия всё больше и больше захватывала матросов. С падением царизма флот стал ареной борьбы различных партий за привлечение на свою сторону матросов и офицеров. Агитировали за себя анархисты, эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, украинские националисты.

В марте 1918 г. Россия заключила с Германией унизительный Брестский мир, который был нарушен Германией. Ленин принял решение: «В виду безысходности положения, флот уничтожить немедленно». Решение было принято, а вот выполнить его было трудно. Работал психологический фактор. Для моряка – его корабль был дорог как родной дом, а уж потопление целой эскадры – гордости России – казалось поистине кощунством. Кроме того, далеко не весь личный состав флота был привержен идеям Советской Власти, что тоже осложняло задачу. Часть кораблей под Андреевским флагом ушла в Севастополь, что вызвало ярость вождя и сожаление, что их не расстреляли. Команды остальных кораблей сошли на берег. Им, матросам революции предстояли новые бои.

И стоит в их честь огромный каменный памятник из розового гранита 10 метров высотой в коленопреклонённой фигуре матроса, скорбно смотрящего на место, где были потоплены корабли. Под ним, на другой стороне дороги, в каменном кубе – составленный из цветных стёкол, флажный сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!», тот, что взвился над потопляемыми кораблями.

Долго не могли потопить линейный корабль «Свободная Россия» (бывший «Екатерина II»).

Флагманский механик эскадры генерал-майор Берг, был удивлён, что после трёх торпедных попаданий линкор «Свободная Россия» не переворачивается и не тонет. А медленно оседает в воду, оставаясь на ровном киле. Это заинтересовало Берга как специалиста. На катере он подошёл к линкору, поднялся на борт, спустился в офицерскую кают-компанию. Вода плескалась уже у самого подволока, а у трапа плавала икона Святого Николая Мирликийского, которой был крещён линкор при спуске. Берг взял икону и сошёл на катер. Четвёртой торпедой корабль был потоплен.

Весть о спасении иконы молниеносно распространилась по всему Новороссийску. Утверждалось, что Святой Николай не давал линкору затонуть пока не сняли икону!

 

ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ САНАТОРИЯ

 

Красива Новороссийская или Цемесская, по названию реки Цемесс, бухта. Большая, в форме запятой, открытая в безбрежное море... По верху скалистого берега – змейкой вьётся дорога. Выше её можжевеловые арчевники – украшение Маркотхского хребта, оздоравливают воздух выделяемыми фитонцидами... Красота... Исцеление Души и тела…

Ещё одно ущелье и опять история... На глубине ущелья, у самой кромки моря два здания над которыми когда-то развивался белый флаг с изображением Красного Креста. Елизаветинской санаторией называлось это чудесное место. Елизавета Фёдоровна, супруга сына императора Алек-сандра II, великого князя Сергея Александровича, облю-бовала это место для лечения раненых в Русско-Японской войне. Как писала газета «Черноморское побережье» – 450 пудов багажа прибыло в Новороссийск из Москвы для Елизаветинской санатории. Всё оборудование «до последнего гвоздя». Были обустроены два здания, в одном из которых находились: столовая, аптека, помещение для ванн, кухня, прачечная, склад и комнаты заведующей, сестры милосердия и обслуживающего персонала, который прибыл из Москвы; а в другом располагались в уютных комнатах больные.

К моменту открытия санатория уже получила в качестве пожертвования двух коров и лошадь. Любой, кто вносил в кассу санатории 25 рублей (стоимость месячного проживания в Новороссийске в 1-2 комнатах) мог в течение месяца «содержать кровать своего имени». Торжественное освящение Елизаветинской санатории состоялось осенью 1904 года. О готовности санатории Великой княгини было сообщено по телеграфу, а вскоре прибыла первая партия раненных с Дальнего Востока.

Сама же она для нужд фронта трудилась в Москве. Организовала несколько санитарных поездов, устроила госпиталь для приёма раненных, а в Кремлёвском дворце – швейную мастерскую.

Внучка (по матери) английской королевы Виктории, она приехавшая в Россию 20-летней скромной принцессой в жёны четвёртому сыну императора, обладая красивой внешностью, умом и добрым нравом посвятила себя делам милосердия и благотворительности.

В 1891 году она, не смотря на протесты родственников, принимает православие.

В 1905 году после долгого траура вызванного трагической смертью мужа Елизавета Фёдоровна решает полностью посвятить себя страдающим и обездоленным.

Великая княгиня основывает в тихом районе Замоскворечья на Большой Ордынке Марфо-Мариинскую обитель труда, милосердия и молитвы. Работать и консультировать в обительской больнице полагали за честь лучшие московские врачи. Обитель эта жила по уставу, написанному самой Елизаветой Фёдоровной с благословения старцев Троице-Сергиевой Лавры и Оптиной пустыни. Устав был основан на опыте многих монастырей, но в нём была одна особенность: для послушниц обители не был обязателен монашеский постриг, поэтому в ней могли трудиться и те, кто в будущем хотел создать свою семью. Сама Елизавета Фёдоровна строго исполняла все монашеские правила. Она была для послушниц примером самоотверженного служения людям и истинно христианской любви. Все дни она проводила в монастырской больнице, ухаживала за самыми тяжёлыми больными; посещала лечебницы и ночлежки, спасала бездомных и бесприютных детей.

Русской не по крови, а по духу стала она за годы жизни в России. Когда в 1918 году германский посол уговаривал её уехать в Германию, она будучи немкой по происхождению, категорически отказалась покинуть Россию: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня». Вскоре, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, великая княгиня Елизавета Фёдоровна была арестована. С нею же была арестована 35-летняя монахиня Варвара, не пожелавшая оставить свою настоятельницу. Вместе с членами императорской фамилии они были увезены в уральский городок Алапаевск и сброшены в одну из шахт рудника живыми. Когда спустя 3 месяца, следственная комиссия белой армии подняла тела погибших наверх, оказалось, что голова одного из юношей была тщательно перевязана косынкой великой княгини. Израненная, умирающая она нашла в себе силы облегчить страдания ближнего.

Останки великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары были вывезены сначала в Пекин, а затем в Иерусалим и погребены под сводами храма Святой равноапостольной Марии Магдалины. Частицы её мощей есть и в храме на Большой Ордынке, где в 1980 году создано Марфо-Мариинское благотворительное общество.

В 1981 году – за рубежом Русская православная церковь причислила Великую княгиню Елизавету к лику святых.

В 1992 году – архиерейский собор Русской православной церкви канонизировал великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, причислив их к новомученникам Российским и установил днём празднования их церковной памяти – 5 июля.

А в её детище Елизаветинской санатории после революции 1917 года и до Великой Отечественной войны поправляли своё здоровье служащие Владикавказской железной дороги. В военное время в скале рядом со зданиями бывшей санатории был построен подземный командный пункт, в котором осенью 1942 года располагалось коман-дование Новороссийского оборонительного района и Новороссийской военно-морской базы. С февраля 1943 года там же располагался вспомогательный пункт управления 18-й армии, которая вела жестокие бои на Малой Земле. Именно об этом говорит мемориальная доска Новороссийского государственного исторического музея – заповедника, прикреплённая к одному из зданий бывшей Елизаветинской санатории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: