Основные проблемы теории прогресса




Ключ к пониманию теории прогресса – философия О.Конта, его закон трех состояний, согласно которому общество в своем развитии проходит три стадии: теологическое понимание мира; метафизическое понимание мира; позитивное или научное понимание мира. Тем самым утверждается, что религия, религиозное сознание – временное, проходящее явление. Но на самом деле религиозное чувство – это врожденное чувство человека. Нерелигиозных людей нет, есть лишь благочестивые и нечестивые, праведники и грешники. Религию имеют и атеисты.

 

 

Необходимо понимать, что и религия, и метафизическое мышление и положительное знание отвечает основным духовным потребностям человека, и их развитие может привести к их взаимному прояснению, а не уничтожению.

Булгаков доказывает, что на самом деле теория прогресса играет для современного человека роль религии. Цель прогресса «возможно больший рост счастья большего числа людей». Но, хотя счастье и является естественным стремлением человека, «нравственным является лишь то счастье, которое есть попутный и непреднамеренный результат нравственной деятельности, служения добру. Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом». Нравственная жизнь не возможна без борьбы и страданий. Стремление облегчить страдание других – форма нравственной жизни, сострадание – добродетель.

 

И экономическая жизнь и экономическая наука подлежат нравственной оценке. с 618

и именно эта оценка может предупредить от впадения в грубый материализм, добавим в создание спекулятивной экономики…ложной экономической науки

эвдемонический идеал прогресса, когда счастье равно удовольствиям, получаемым от роста потребностей и возможности их удовлетворения (счастье оценивается через рост потребностей) эгоистичен он ведет к росту чувственных удовольствий, потребительства, к разрушению мира.

Основные проблемы теории прогресса

 

О социальном идеале

Действия человека причинно обусловлены, необходимо мотивированны. Человек склоняется к тому или иному мотиву, делает между ними выбор. Выбор предполагает различение и сравнительную оценку. Возможность оценки предполагает присутствие в нашем сознании критерия или нормы для этой оценки.

 

«Нормы социального поведения, присутствующие в сознании у каждого предполагают известный социальный идеал, с высоты которого и оценивается социальная действительность, а в соответствии такой оценке определяется и деятельность людей.» с. 666

 

«.. содержание социального идеала: заповедь любви = социальной справедливости = признанию за каждой личностью равного и абсолютного достоинства = требованию наибольшей полноты прав и свободы личности. Обоснование этого идеала дается религиозно-этическим учением о природе человеческой души и вытекающих отсюда обязанностей человека к человеку» с 673-674

Содержание социального идеала, задаваемое православием, по некоторым параметрам, влияющим на социальное и экономическое поведение, очень сильно отличается от того, которое задает протестантизм.

Любовь предполагает справедливость и равное отношение ко всем людям, не зависимо от вероисповедания, национальности, пола или других характеристик и тем более от имущественного или социального статуса. Православная мораль не только отрицает двойные стандарты, но не дает ни малейшего повода для их существования, тогда как протестантизм вольно или невольно задает именно двойные стандарты социального поведения. Общество делиться на избранных и неизбранных, к первой группе относятся, безусловно, единоверцы, а если более жестко то те из них, кто преуспели в накоплении благ и славе, успехах.

Безусловно и человек, формально исповедующий православие может действовать также по принципу двойных стандартов как имеющий свободу выбора. И его выбор в данном случае зависит не от формальной его принадлежности к вере, а от его реальных ценностей, воспитания и культуры, прежде всего. Тоже можно сказать и о любом человеке, формально принадлежащем к той или иной вере, конфессии. Однако так или иначе психология двойных стандартов стала своеобразным культурным стереотипом для тех обществ, культура которых формировалась на основе религий, признающих эти стандарты (протестантизм, ислам, иудаизм).Тоже касается и укоренившихся как культурные стереотипы стремлений к богатству и успешности и оценке других людей и собственной жизни по этим стандартам.

В учении о предопределении уже заложено неравенство людей перед Богом, т.кю. оно делит людей на избранных и неизбранных. это существенно ограничивает свободу нравственного выбора, а также исключает идею равенства людей по их человеческому достоинству.

Идея равенства людей основывается на религиозном учении христианства. «Только вера в Бога дает основание для веры в человека» с.672

и если это основание отсутствует, то идея свободы и равенства может выродиться в разрушающую философию, например ницшеанства

«Высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Примененное в качестве критерия социальной политики, это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав. Справедливость есть форма любви. Любовь предполагает равное отношение ко всякой человеческой личности.»

Люди равны между собой как нравственные личности. Все люди – «сыны Божии», они равны перед Богом. Человек для человека должен представлять абсолютную ценность. «внешняя свобода есть средство, точнее, отрицательное условие свободы внутренней, нравственной, которая есть образ Божий в человеке.» с 674

 

«человек может как нравственная личность, ведающая добро и зло, определиться как в ту, так и в другую сторону, и это не предрешить, не решить за него никто из людей не может. Только свободные человеческие поступки имеют нравственную ценность, лишь в них человек обнаруживает истинную природу своего духовного я, осуществляет в себе человека». с 674

 

«Едва ли также кто-либо решиться уверенно сказать, что делаясь сознательнее и свободнее, человек в общем, становиться и счастливее; вообще гедонистический прогресс более чем сомнителен и остается, во всяком случае, спорным.» с.675

 

 

«И экономическая и социальная свобода составляет одинаково насущное, хотя и отрицательное условие развития человеческой личности» с.676

и социальный и экономический идеалы политической экономии равнозначны, поэтому правильной социально-экономической политикой должна быть такая, которая уделяет одинаковое внимание интересам как социального, так и экономического прогресса с. 667

требования социальной и экономической политики должны быть согласуемы между собой с. 677

Задание социальной политики утверждается на двух основаниях – на идеале экономическом и социальном, и на фронтоне этого здания должно быть начертано одно слово, выражающее содержание этих идеалов - слово свобода с 677

Идея равенства людей как нравственных личностей не уничтожает их эмпирического неравенства и различия, как различия врожденного (пол, возраст, ум, талант, наклонности), так и созданного социальными условиями с 672

Идеал равенства имеет смысл, соответствует идее справедливости лишь как требование возможного равенства условий для развития личности, в целях свободного ее самоопределения, нравственной автономии.

Таким образом, экономическая политика государства должна способствовать созданию в обществе условий наиболее благоприятствующих свободному, всестороннему развитию личности.

Равенство условий это возможность получения качественного образования, культурного развития и отдыха, услуг по здравоохранению, информационных услуг (что предполагает равные возможности доступа к соответствующим услугам, а также возможность получения основного пакета услуг на бесплатной основе).Это будет соответствовать реализации социальной и гуманной целей хозяйствования.

О социальном идеале

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: