Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему мер организационного, экономического, правового, социального, информационного характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Основные принципы семейной политики РФ:
1. семья – один из основ.объектов соц.политики
2. принцип суверенности (самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития);
3. принцип соц.партнерства (церковь, благотворит, обществ.организации);
4. принцип равенства всех членов семьи и приоритет интересов каждого партнера;
5. принцип преемственности и стабильности гос-ой семейной политики;
6. принцип дифференцированного подхода к семье в зависимости от ее потенциала и потребностей (имеется ввиду не традиционное деление семей на полные и неполные, бездетные и с детьми, а принципиально иное, новое для России, социальное деление. Уровень социальной дифференциации в обществе растет, следовательно, будут расти различия в моделях трудового, потребительского, демографического, социального поведения и ценностных ориентациях семей);
7. общегосударственная социальная (семейная) политика должна осуществляться на трех основных уровнях – гос-ом, региональном, муниципальном (на гос-ом уровне главной задачей является создание гос-х социальных гарантий семье и эффективных механизмов их реализации. На региональном уровне – формирование собственной социальной (семейной) политики, обусловленной особенностями региона и создание эффективных механизмов их реализации. На муниципальном уровне – создание программы муниципального социального развития, призванной обеспечить удовлетворительное качество жизни семьи, создание соц-х служб разного типа, обеспечение адресной соц-ой поддержки, развитие благотворительности, поддержки социально значимых общественных движений и др.);
8. гос-ое признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и формировании грядущих поколений
Приоритеты гос. семейной политики в РФ:
ü совершенствование законодательной базы, приведение действующего законодательства в соответствие с международным правовым стандартом, что позволит обеспечить социально-правовую основу защиты детского населения, закрепить права детей во всех сферах жизнедеятельности;
ü гарантированный минимальный уровень государственной поддержки материнства и детства с учетом состава семьи и уровня ее доходов;
ü приоритет интересов ребенка (право семей, воспитывающих детей, на гос. поддержку; разделение ответственности семьи и государства за содержание детей);
ü государственная поддержка многодетных семей;
ü социальная защита детей-инвалидов и инвалидов с детства;
ü предотвращение насилия в семье;
ü поддержка молодой семьи.
При работе с семьей необходимо учитывать индивидуальные особенности и проблемы каждой семьи, то есть необходим дифференцированный подход к работе с семьей.
Специфика проблем семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями:
1. медико-биологические проблемы – врожденные или приобретенные в детском возрасте умственные или физические недостатки создают постоянную зависимость от медицинских препаратов и техники, необходимость обучения родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом и др.;
2. социально-психологические проблемы (т.е. особые условия, в которых происходит формирование личности детей-инвалидов, трудности адаптации в обществе):
· семейные – как правило, ребенок-инвалид живет в неполной семье (чаще всего с матерью, без отца), ребенок с ограниченными возможностями требует постоянного внимания и особого ухода, может служить причиной напряженных отношений в семье и др.;
· педагогические – необходимость особых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов (специальные развивающие программы, необходимость специальных учреждений, специалистов), необходимость особого подхода в воспитании со стороны родителей и др.;
· бытовые – необходимость создания особых условий в быту для нормальной жизнедеятельности ребенка, ограничения в передвижении и др.;
3. экономико-правовые проблемы – как правило, низкий материальный достаток семей; повышенная уязвимость и беззащитность таких семей; необходимость правового регулирования тех отношений, участниками которых являются дети-инвалиды; обеспечение социальной защиты и помощи этой категории граждан; создание условий для реализации гарантированных Конституцией и др. законами РФ прав и свобод, осуществление для детей-инвалидов равных условий и возможностей.
Проблемы молодой семьи. Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Проблемы:
1.материально-бытовые. Возникают в связи с потребностью жизнеобустройства семьи (жилищные проблемы, быт. бюджет семьи не велик); 2.трудоустройство (нет опыта, недостаток образования и т.д.); 3.психологические проблемы (адаптация до рождения ребенка и после - по статистике первые 5-7 лет жизни = разводы):
а) проблема адаптации супругов (проблема идеализации партнера);
б) проблема контроля со стороны родителей за молодой семьей
в) психологическая зависимость молодых родителей
4.медицинские. Неподготовленность молодых людей к браку и недостаточное половое воспитание. Все это оказывает влияние на культуру интимных
отношений и на репродуктивное здоровье в целом.
Монородительская семья. Неполная семья (монородительская) — это семья с одним родителем и детьми. Причины появления: развод родителей, смерть
одного из родителей, рождение ребенка вне брака. Расширенная неполная семьи — семья, где бабушки/дедушки, тети/дяди берут на себя воспитание детей.
где родители либо в местах заключения, безвести отсутствуют, умерли и т.д. Проблемы:
1 материально-бытовые;
2.трудоустройство (одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко к дому, без ночных смен. Это совместить сложно);
3.жилищная проблема;
4.психологические проблемы:
а) совмещение ролей;
б) проблема создания новой семьи;
в) проблема взаимоотношениях родителей (в ситуации развода);
г) воспитание и социализация детей (мать может испытывать чувство вины за распад семьи излишняя опека над ребенком/либо она может возмещать на-
ребенка обиду за неудавшуюся личную жизнь);
д) деформирование полоролевой идентификации ребенка;
5.медицинские проблемы (постразводные психологические проблемы у женщины, в неполных семьях дети болеют в два раза больше. Причины:
недостаточное внимание к ребенку, нехватка денег, психосоматический хар-р).
Многодетные семьи – семья, в кот.3 или более детей. Категории:
1.родители, которые сознательно выбирают многодетность (религиозные, национальные традиции и т.д.):
2.семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего браков родителей;
3.семьи, которые становятся многодетными в результате безответственного поведения родителей (асоциальные семьи, случайно).
Проблемы:
1.материально-бытовые (большие затраты на питание, одежду обувь);
2.проблема трудоустройства родителей;
3.жилищная проблема;
4.психолого-педагогические:
а) большая загруженность родителей;
б) часто родители не владеют педагогическими методами;
в) дети очень рано начинают работать;
5.медицинские:
а) проблемы с репродуктивным здоровьем;
б) отцы болеют чаще, чем не в многодетных семьях;
Социальное обеспечение и соц. обслуживание семей с детьми:
Социальное обеспечение семей с детьми – система социально-экономических мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей семей с детьми. В настоящее время сложились и действуют следующие основные формы гос. соц. обеспечения семей с детьми:
· денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
· трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные льготы родителям и детям.
Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее время – это соц. помощь и поддержка членов семьи, попавших в ТЖС, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их соц. адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы соц. обслуживания семьи и детей – обеспечение реализации соц. прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления соц-правовых, соц-мед., соц-бытовых, соц-педагогических услуг и консультаций.
Соц. обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений гос. и муниципального секторов, учреждений соц. обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и др. организациями.
В наст. время в РФ сложилось и действует несколько моделей соц. обслуживания семей с детьми. Используя критерий гос. поддержки и финансирования, их можно классифицировать:
· гос. соц. службы;
· смешанные службы;
· коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель гос. соц. службы – территориальные центры соц. помощи семье и детям. В отличие от других учреждений соц. обслуживания эти центры имеют разнообразные направления деятельности и предоставляют широкий спектр соц. услуг семье и детям, перечень которых ежегодно утверждает Правительство РФ:
1. соц-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
· срочное соц. обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
· социально-бытовая помощь на дому нетрудоспообным малообеспеченным семьям;
· создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для одиноких матерей и др. категорий нуждающихся;
· содействие в выделении денежных средств, продуктов питания, средств гигиены и т.д.;
· содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов;
· содействие в посещении детьми театров, выставок и др. культурных мероприятий; и т.д.;
2. соц-правовые услуги:
· помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе и детей;
· участие в правовом просвещении населения;
· содействие в предоставлении соц. выплат;
3. соц-реабилитационные услуги:
· организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
· составление индивидуальных коррекционных программ;
· социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
4. психологические услуги:
· семейное психологическое консультирование;
· психодиагностика и обследование личности клиента;
· ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами; и т.д.;
5. педагогические услуги:
· содействие культурно-досуговой деятельности;
· практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
· консультативная помощь родителям и детям; и т.д.;
6. соц-медицинские услуги:
· содействие в обеспечении детей инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
· организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений. Воспитания здорового образа жизни;
· содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе и детей и т.д.