Этапы.
Анализ взаимодействия человека с природой позволяет выделить
четыре периода, различных по времени и силе воздействия людей на
природу. В настоящее время наблюдается переход к пятому периоду.
Первый период – эра примитивной культуры каменного века и
первобытно-общинного уклада жизни. Это самый длительный период
взаимодействия человека с природой, приведшего к малоощутимым
изменениям в ней.
Второй период – с начала землепользования, т.е. от VIII – VII вв. до
н.э. до становления промышленного производства в ХV в. н.э. Это период 60
рабовладельческого и феодального общества, период активного развития
скотоводства и земледелия. Ирригация земель. Использование подземных
вод. Использование древесины как основного энергетического источника и
строительного материала приводит к сокращению площади лесных
массивов. Например, строительство «непобедимой армады» в Испании
привело к вырубке более 0,5 млн вековых деревьев, активизации
эрозионных процессов на склонах гор, неблагоприятным изменениям
природных ландшафтов страны, ничем не компенсированных в
последующие годы. Развитие мореходства, китовый промысел привели к
сокращению стада китов.
Использование природных ресурсов вызывает необходимость познания
законов природы, что приводит к ускорению развития науки, в том числе
естествознания. Формируются первые природоохранные положения,
законодательства и традиции. Так, феодалы устанавливают жесточайшие
порядки относительно вырубки лесов, отстрела животных, выпаса скота и
т.п. в своих владениях. В то же время в бесконечных междуусобных войнах
они нередко уничтожают все живое на землях своих соседей, разрушают
|
природные ландшафты, ирригационные системы и т.д., что приводит к
миграции и вымиранию народов, потере плодородия земли.
Третий период охватывает с ХVI по XIX вв. Это время становления и
развития капитализма, частного предпринимательства, концентрации
производительных сил. Но это и период захватнических войн, приведших к
разделу мира.
Активное освоение минерально-сырьевых ресурсов, развитие горного
дела, металлургии, добычи угля привело к нарушению геохимического
баланса биосферы. Только за один XIX в., по подсчетам В.И. Вернадского,
переработка горной массы составила не менее 50 млрд тонн, что превышает
годовой вынос твердого материала с континента в океан всеми речными
системами мира.
Расширение и совершенствование производства, его концентрация в
промышленных районах. Интенсивный процесс урбанизации.
Использование угля в качестве топлива, отсутствие систем очистки привело
к быстрому загрязнению воздушного бассейна, речных систем и иногда – к
деградации почвенного покрова (горно-промышленные районы
Великобритании, Центральной Европы, Южного Урала и Соединенных
Штатов Америки).
Четвертый период – период социальных революций, период 61
империализма. Организация крупных промышленных производств,
усиление их вредного воздействия на окружающую среду. Реальная
опасность истощения не только невозобновимых, но и возобновимых
природных ресурсов. Гигантские темпы роста добычи нефти и газа. При
разработке нефтяных месторождений развивается тенденция оставлять
загрязнения в странах-поставщиках сырья. Интенсивность горных
|
разработок и, как следствие, техногенное преобразование ландшафтов [3].
Создание крупных водохранилищ, приведшее к изменению уровня
грунтовых вод и нарушению водно-солевого баланса окружающих
территорий. Усиление интенсивности геологических воздействий,
изменение их качества.
Геохимическое воздействие человека определяется тремя
обстоятельствами:
1. Синтез более 1 млн химических веществ, отсутствовавших в
естественных условиях и обладающих качествами, не характерными для
природных соединений.
2. Строительство широкой сети газо-, нефтепроводов, линий
электропередач, магистральных дорог, массовая транспортировка
разнообразного сырья – все это привело к загрязнению атмосферы,
литосферы и гидросферы.
3. Массовое производство и применение удобрений, пестицидов,
гербицидов, отрицательное побочное действие которых выявилось спустя
длительное время с начала их применения.
Создание мощных тепловых электростанций привело к возникновению
нового теплового загрязнения гидросферы и атмосферы, что вызывало
деградацию и истощение рыбных запасов, зарастание водохранилищ и т.п.
Развитие транспорта, различных радиотехнических устройств привело
к повышению общего уровня шума, вибрации, электромагнитных
излучений.
Ухудшение состояния окружающей среды и опасность истощения
невозобновляемых и возобновляемых ресурсов привлекли внимание многих
ученых, политиков и общественности к проблеме загрязнения окружающей
среды.
4.Пассивный активный
Пассивный или реактивный экологический менеджмент больше характеризуется как менеджмент природопользования, который не требует смены существующей традиционной системы бизнеса, реагируя на требования общества, законодательства и заинтересованных сторон постольку, поскольку это становится неизбежным.
|
Активный экологический менеджмент предполагает переоценку некоторых основ индустриальной системы, формирование целостного подхода к видению динамики развития мира и места в нем предприятия, отход от антропоцентрической концепции в пользу заботы о жизни на Земле в целом. Такой менеджмент ориентирует компанию ввиду длительного и комплексного характера экологических процессов на:
· долгосрочную стратегию развития с учетом рыночных сигналов;
· открытость и информационную прозрачность принятия и реализации управленческих решений с учетом всего потенциала персонального менеджмента организации;
· учет комплексного и взаимосвязанного характера всех проблем организации;
· целостный охват как вещественно-энергетических трансформаций, так и последующих техногенных воздействий, связанных с технологическими процессами в организации;
· организационные и технические инновации при учете экологической и социальной ответственности;
· сочетание инструментальных(ориентированных на реальные практические действия) и ценностных (ориентированных на сохранение окружающей среды) взглядов и позиций всех работников организации;
· применение прогрессивных концепций развития организации и самообучающихся структур.
5??Процесс перехода от пассивного к активному экологическому менеджменту можно проследить с помощью следующих ступеней (уровней) активности отклика компаний на экологические проблемы:
1) «Начинающие» - компании, характеризующиеся отсутствием какой-либо ощутимой реакции на экологические вопросы.
2) «Пробуждающиеся » - компании, воспринимающие отсутствие экологического менеджмента как источник кризисной ситуации.
3) «Сознающие» - компании, осознающие важность проблем окружающей среды и потенциальную возможность их решения с помощью экологического менеджмента.
4) «Прагматичные » - компании, рассматривающие экологический менеджмент как составную часть успешной хозяйственной деятельности.
5) «Активные » - компании, система экологического менеджмента которых трактуется как важнейшая позиция и преимущество организации в условиях конкуренции.
Таким образом, именно модели активного экологического менеджмента способствуют включению вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности, ресурсосбережения во все сферы и направления деятельности компании путем процедурных и управленческих решений, способствующих достижению траектории экологически ответственного менеджмент, бизнеса и политики.
В рамках экологического менеджмента экологически ответственное поведение предприятия становится императивом его экономического успеха, что, очевидно, прежде всего, для предпринимателей индустриально развитых стран. Больше всего зарегистрировано сертификатов ISO 14001 в странах с развитой или динамично развивающейся экономикой. В ряде стран, например, Китае внедрение экологического менеджмента является частью государственной политики.
К настоящему времени около 400 российских организаций получили сертификаты, подтверждающие соответствие систем экологического менеджмента требованиям международного стандарта ISO 14001:2004
наблюдаяпроцесс приспособления п/п к изменияющимся условиям можно выделить след стадии:
1.начинающие-у п/п нет никакой ориентации на...ос
2.сокрущающиеся вдовы(отсутсвие эм осознаеться как источник кризисной ситуации)
3.сознательне граждане(поним важность проблем охраны ос)
4.прагматики(эм-сост часть успешной хоз деятельности)
5.активисты(эм фин из центр компонентов в конк борьбе)
6.
Задачи эк мен
На высшем уровне:интеграции о.с.,комплекс целей предпр,определение значимого места охраны о.с.в орг произ-ва,управл и стимулиров природоохранных действий на низших уровня. требование к менеджменту: знание и понимание системы взаимосвязи,учет эконом политики гос.
На среднем уровне:разработка и координац отдельных программ,представит программ по эко в органах власти и общ-ва,конкретная разработка анализа слабых мест. требования: всеобъемляющ.контроль произв процесса и взаимодейств на о.с.,знания тех –х возможно решения задач
На низжем: осущ эко проэктов,работа с персоналом,контроль за оборудованием предоставл угрозу для экологии. требования: распознание проблемы при внедрении и контролье меропр по охране хорошее знание техники по о.с.
В задачи высшего мен входит эк. Цели в стратег планирование,что предусматривает инвестирование и финанс планирование,маркетинг стратегии,придание орг структуре формы,позволяющей осущеставлять упр предприятния с учетом ООС,орг вм и внедр инф системы по эк аспектам.
Задачи среднего: распределение эк целей по отдельным операционным программам,ждя этого необходимо сформировать подцели,сочита друг с другом,составить отд проекты,содержащ план затрат,временный график выполн проектака,выделить необх персонал и реурсы.реал проэкта не возможна без корд и контролья.четкого понимания задач,опред совокупность требований,разработка программ повыш квалификации
7. Теория стейк-холдеров и обоснование целей предприятия
Теория стэйтхолдер в обосновании целей предприятия.
Для выработки предприятия экологически релевантных целей и конкурентоспособных экологических или природоохранных стратегий управления персоналом, формирование новой этики бизнеса, теория стейт-холдеров становится необходима.
При этом важным является не только применение адекватной теоретической основы или базы исследования но и учет практического опыта управления сложной системой взаимоотношений различных заинтересованных лиц.
Центральным для этого подхода является само понятие стэйтхолдеров (анализ стейтхолдеров).
Стэйтхолдеры – лица или группы лиц, которые с одной стороны обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на фирму воздействие, а с другой стороны сами испытывают на себе воздействие принимаемых фирмой решений.
Примерами таких групп могут быть – покупатели, торговые партнеры, поставщики, финансовые институты, банки страховые компании инвистиционные фонды, население, органы власти, средства массовой информации, неформальные организации.
Под стейтхолдерами понимаются физические и юридические лица обладающие правовой экономической моральной, а так же самостоятельно осознанной возможностью заявлять фирме о своих правах или интересах в отношении её прошлой настоящей или будущей деятельности.
Проблема стейк-холдеров имеет важное значение для теоретико-прикладного анализа КЭМ. Она существенна при изучении рамочных условий и внешней среды КЭМ, для выработки предприятием экологически релевантных целей и конкурентоспособных природоохранных стратегий, управления персоналом, формирования так называемой новой этики бизнеса и т.д. При этом важным является не только применение адекватной теоретической основы исследования, но и овладение практическим опытом управления сложной системой взаимоотношений различных стейк-холдеров, как это уже реализуется на практике лидерами экологического бизнеса и менеджмента.
Проблема учета роли и значения стейк-холдеров для управления бизнесом, сформулированная первоначально в англоязычной литературе Р. Фриманом в середине 80-х гг. ХХ столетия Под стейк-холдерами понимаются лица (физические и юридические), обладающие правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможностью заявлять фирме о своих правах (в т.ч., имущественных), или интересах в отношении ее прошлой, настоящей или будущей деятельности (ее части).
Иными словами, стейк-холдеры - это лица (их группы), которые, с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на фирму воздействие, а с другой, - сами испытывают на себе воздействие принимаемых фирмой решений. Принципиальным для данного менеджериального подхода является представление фирмы с позиции сети ее внутренних и внешних взаимоотношений с отдельными индивидами или их группами, при акценте на задачу согласования и управления множественными и часто конфликтующими интересами этих индивидов (или их групп) Стейк-холдеры, обладающие идентичными интересами, требованиями или правами, образуют относительно однородные группы, которые отличаются от других стейк-холдеров (их групп). Примерами таких групп могут быть покупатели продукции фирмы, ее торговые партнеры (поставщики), финансовые институты (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), местное население, органы власти, неформальные организации, СМИ и т.д.
Как правило, вся совокупность стейк-холдеров подразделяется на два основных класса: первичные стейк-холдеры, формирующие среду прямого воздействияна предприятие, без учета которого фирма как хозяйствующая единица не сможет выжить, и второстепенные (или вторичные) стейк-холдеры, образующие среду косвенного влияния. К первой группе обычно относят собственников, инвесторов, работающий персонал фирмы, поставщиков, покупателей и их организации, конкурентов, как и саму Природу (ее ресурсы и ассимиляционный потенциал). Среда прямого и косвенного воздействия также именуется контактной аудиторией. Особая роль стейк-холдеров с позиции менеджмента также объясняется тем, что они оказывают все более сильное (прямое и косвенное) воздействие на принятие бизнесом своих решений включая экологические, а тем самым, они должны разделять ответственность за последствия (позитивные и негативные) этих решений.
Анализ стейк-холдеров важен не только с точки зрения угроз, навлекаемых их активностью на фирму, но и с позиции создаваемых с их помощью возможностей, открывающихся шансов, включая возможное сотрудничество и совместный поиск решений сложных проблем [Madsen H and Ulhoi J. 2001 p. 77-88]. Важным условием реализация этих потенциальных возможностей является формирование на предприятии открытой "транспарантной" коммуникационной стратегии (см. п. 7.1).
Теория стейк-холдеров продолжает развиваться. Представляет интерес их более глубокая дифференциация, предложенная немецким ученым Х. Дюкхоффом, с учетом различий в потенциале влияния стейк-холдеров и их готовности к кооперированию [Dyckhoff H. 2000. S. 21].
Теория стейк-холдеров при всем ее значении для формирования систем КЭМ не дает готовых практических рекомендаций. Так, на практике часто бывает весьма сложно идентифицировать группы стейк-холдеров. Имея в виду это обстоятельство Р. Фриман [Freeman R. 1984. p. 207-208] выделяет группы стейк-холдеров, которые находятся за пределами так называемого морального окружения фирмы, но чья негативная пропаганда обладает силой усилить воздействие негативных для фирмы факторов, способствуя подрыву ее бизнеса. Часто весьма проблематичной является и возможность достижения консенсуса кардинально противоположных интересов представителей контактной аудитории. Без ответа остается и вопрос о том, способствует ли учет интересов стейк-холдеров росту эффективности бизнеса и повышению конкурентных позиций компании. Имея ввиду эти проблемы, продолжим анализ.
Важным пунктом теоретического рассмотрения воздействия стейк-холдеров на принятие бизнесом решений в пользу ООС является то, что разные представители заинтересованных групп могут отличаться неодинаковым уровнем экологического сознания, а также различным уровнем ощущения и оценки экологических проблем, бедствий и катастроф. Кроме того, отношение к экологическим проблемам все существеннее зависит от растущей интенсивности коммуникации в обществе. Это значит, что уровень экологического сознания во все большей мере формируется посредством достаточно субъективного обмена информацией, а не вследствие объективного опыта отдельных людей. Отношение представителей заинтересованных групп предприятия к экологическому вопросу приводит, в совокупности с существующей в обществе системой хозяйствования (которая может охватывать весь спектр инструментов - от строгого государственного регулирования до чисто рыночных структур) к выработке новых инструментов экологической политики, открытию новых рынков и переосмыслению потенциальных шансов и рисков фирмы.
Экологические проблемы по-разному воспринимаются людьми. Они могут повлечь за собой различную реакцию и политику фирмы, в которой может ставиться акцент или на применение рыночных механизмов, или на методы государственного регулирования. Возникающая ситуация, опять же, может быть воспринята по-разному: или как шанс по освоению новых перспективных рынков или как риск (угроза) устоявшимся производственным структурам и продуктам предприятия. Последствия в таком случае также существенно различаются: от интенсификации инновационной деятельности на предприятии до его закрытия вследствие применения норм экологического или уголовного права. В результате цели предприятия представляют собой компромисс между интересами различных стейк-холдеров, включая руководителей предприятия, акционеров, наемных работников, партнеров по бизнесу, различных общественных групп (например, профсоюзов) и т.д. Все эти заинтересованные группы исходят при определении своих позиций в отношении охраны окружающей среды из личных мотивов, групповых интересов, идеологических убеждений, этических представлений и т.д.
Интересы стейкхолдеров..
В процессе формирования целей предпр должен достигатся компромисс между интересами его основных стеййкхолдеров-сбалансированная бальная система
Один из методов который входит в т с-х(нортон и каплан 1992)-сбалансированная система служит метотдомс помощью которого интегрируется управл с-хами,стратегическое управление и системы эк. М на п. п. Он пзволяет акцент внимание на упр теми эколог сторонами деят бизнеса которые крит образом связаны с вн и внутр факторами, обеспеченную успешную деят предпр.Группые с-х,образующие сбалансир систему позволяют оценивать вносимый вклад в об-во в целом и о.с. на которую орг оказ влияние своей деят
5 осн групп с-х,кот предают принцип интерес для анализа того как п.п. управляет своим воздейств на состоянии о.с.
1.финансовые(собственники акционеры инвесторы кредиторы финн страховщики)
Орг.должна концентрировать усилия на: повышении обхема продаш и повыш прибыльности операции,сокращении издержек и ростепродуктивной производительности
2.покупатели
П.п должно развивать надежные и доброкач продукты,одновременно поддерживая на конкурентном лвле издержки потр св-ва и функции продукции + легкость ее использования,минимизировать возд на о.с. процеесов использования и удаления продукции,организовать процесс обучения покупателей отностильено эк-х кач-в продукции
3.вн. стейкхолдеры
П.п. должно сокращать величину ресурсов при производстве 1 ед продукц,сокр обхем отходов при произв един продукции,инициировать разв продуктовых и произв инноваций,изменять и распределять результаты этих усилий
4. лица представляющие и формирующ нац политику и различн общ. Группы
П.п. должно формировать открытую политику,использовать набор срезств коммуник политики,реализовывать гот политику взаимоотнош с разл группами,организовывать вн аудит и выялвять эк параметры и последствия своей деят,обеспечивать точное понимание эк рисков связ со своей деят.
5.природа как биосфера.
Пп должно: использовать замельные ресурсы устойч способом сохр естественные экосистемы,биоразнообразие,сохр эксистеми естественных условий,поддерживать высокое кач-во водных ресурсов,сохр дикой природы,поддерживать на необходимом уровне кач-во атмосф воздуха
11. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ – структурно-скомпонованное описание взаимодействий между окружающей средой и экономикой в системе учетных показателей. Единой модели национальных экологических счетов не существует, все зависит от конкретных целей и требований отдельных стран. Выделяют 3 основных подхода: 1) модификация национальных экономических счетов (в рамках системы национальных счетов — СНС) путем включения в них экологических последствий хозяйственной деятельности; 2) разработка отдельных (сателлитных) счетов вне основного компонента СНС, но дополняющего его и 3) создание отдельной природно-ресурсной и экологической системы учета (природно-ресурсных и экологических счетов), связанной с СНС. Первый из двух подходов включает стоимостную оценку экологического ущерба (см.), экологических услуг (см.), запасов природного капитала, природоохранных затрат; при втором — также рассматриваются соответствующие физические потоки и запасы, в то время как третий подход сконцентрирован на физических потоках и запасах природных ресурсов, а также на физических и денежных потоках, связанных с антропогенной эксплуатацией природных ресурсов. СНС является основой для подсчета наиболее широко используемого показателя экономического благополучия и экономического роста — валового внутреннего продукта (ВВП) (см.). В отношении окружающей среды агрегированные показатели СНС имеют три основных недостатка: они не учитывают истощения природных ресурсов, недостаточно полно учитывают природозащитные расходы и не учитывают деградацию качества окружающей среды и последствия для здоровья и благополучия людей. В ряде стран ведется разработка экологизированного, "зеленого" ВВП (см.) на основе Э.у.
12. Экологический баланс
обеспечение устойчивости окружающей среды на основе сведения баланса синтеза и разложения органического вещества биотой с высокой степенью точности. В случае нарушения баланса в результате внешнего возмущения, биота размыкает баланс с целью подавления возмущения и восстановления устойчивости. Однако биота может выполнять этот принцип и обеспечивать Э.б. только до определенного порога возмущения. При превышении этого порога биота теряет устойчивость и сама становится дестабилизатором окружающей среды. Есть все основания полагать, что порог возмущения в глобальном масштабе сегодня превышен, человек в своей деятельности вышел за пределы хозяйственной ёмкости биосферы.
14.методы оценки воздействия на экологию:
низкий уровень агрегирования -
-АВС метод
_вертикальное агрегирование
-вербально-аргументальная оценка
-факторы значимости
-проверка эк. приемлемости
высокий уровень агрегирования -
- несколько показателей:
-метод предельных значений выбросов(критич.массы)
-оценка воздейсвтия
-эколог. рейтинг
один показатель:
- денежные единицы
- неденежные единицы
денежные:
-анализ затраты-прибыль
-опеределение предпочтений
-затраты по изежанию загрязнения
-EPS метод
неденежные:
-метод ат потоков(точки негативного возд на экологию)
-эквиваленты токсичности
-единицы ущерба
-MIPS метод
-метод оценки и выбора в анализе затрат и результатов
-эк след