Триумфальная колонна установлена в исторической части города, на Дворцовой площади. Добраться до площади можно на метро, доехав до станции «Невский проспект» или «Гостинный двор», далее пешком по Невскому проспекту в сторону Невы.
Александрийский Столп (Александровская колонна) возведен 30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном. Колонна должна была соперничать с Вандомской Колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона (снесена в 1871). Первоначальный проект Монферана - гранитный обелиск был отклонен Николаем, и, в результате, Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Б.Орловского - позолоченный ангел с чертами лица Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.
Высота Столпа вместе со статуей составляет 47.5 метров. Это самая высокая в мире триумфальная колонна среди аналогичных монументов мира - Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии. Диаметр Столпа 3,66 метров, вес более 600 тонн, высота гранитного монолита 25,58 метров.
Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.
Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и первоначально предполагалось использовать его в качестве колонны для Исаакиевского собора, однако получив монолит более длинный чем необходимо, решили использовать его на Дворцовой площади. Монолит был перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где подвергся дальнейшей обработке.
|
Для установки колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.
Александрийский Столп является чудом инженерного расчета - уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса. В первые годы, после его возведения, петербуржцы испытывали некоторые опасения - а вдруг колонна однажды упадет. Что бы разубедить их, Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.
4. Крейсер "Аврора" - символ Великой Октябрьской Социалистической Революции, неотъемлемо связан с городом.
Аврора - крейсер I ранга, разработчиком корабля был К.К. Ратник, управляющий Балтийским заводом. Водоизмещение крейсера 6731,3 тонн, длина 126,8метров, осадка 6,4метров, экипаж рассчитан на 570 человек. Крейсер был способен преодолеть до 4000 миль со скоростью 10 узлов.
Строилась Аврора на верфях Новое-Адмиралтейство, заложен 23 мая (4 июня) 1897 года, спущен на воду 11 (24) мая 1900 года. На Балтийский флот крейсер поступил 16 (29) июля 1903года. Бронированный корабль был снабжен артиллерийским, торпедным, минным и противоминным оружием.
|
Боевое крещение крейсер Аврора получил в русско-японскую войну в 1904-1905 годах. Под командованием капитана 1 ранга Е.Р. Егорьева участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года, в котором получил повреждения корпуса и надстроек, частично вышли из строя система управления артиллерийским огнём.
После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. Аврора находилась в плавании на Балтийском и Средиземном морях, в Атлантическом Индийском и Тихом океанах.
С началом первой мировой войны в 1914 году крейсер под командованием капитана 1 ранга Г.И. Бутакова вошел в состав второй бригады крейсеров Балтийского флота. Проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. В кампанию 1916 года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива. Осенью 1916 года Аврора стала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко, состав команды был увеличен до 723 человек.
28 ноября (11 декабря) 1917 года Аврора, после ремонта, вернулась в состав во 2-й бригаду крейсеров Балтийского флота, но после декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось всего 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту и законсервирован.
|
В 1922 году началось восстановление Морских сил России, было принято решение восстановить Аврору, как учебный корабль. Крейсер Аврора в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1924-1930 годах корабль совершил множество учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ. В 10-летнюю годовщину Революции крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году крейсер был отправлен на второй капитального ремонт. Работы велись на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде, в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.
В годы второй мировой войны личный состав и орудия Авроры участвовали в обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, зимой Аврора продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. 30 сентября 1941 года крейсер после полученных им повреждений был посажен на грунт в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия сняли.
Музей на корабле начал создаваться с 1950 года силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года в связи с постройкой для Нахимовского училища нового жилого корпуса Аврора перестала быть учебной базой, бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею. Часть корабельных помещений открыли для простых посетителей. Одновременно с музеем на судне была оставлена команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов. В 1968 году крейсер Аврора был награжден орденом Октябрьской Революции.
В 1984-1987 годах на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова. После ремонтно-восстановительных работ Аврора, летом 1987 года была возвращена на место своей стоянки. В ходе ремонтно-восстановительных работ 1984-1987 годов силами научных сотрудников филиала и при помощи научных сотрудников Центрального военно- морского музея создавалась новая экспозиция на крейсере Аврора. Теперь для экскурсий открыли боевую рубку и машинно-котельное отделение. По составу экспозиция насчитывает около 1000 различных экспонатов, среди которых 12 картин и 6 акварелей, 10 флагов и знамён корабля. На стендах музея можно увидеть 40 подлинных документов и 46 копий и фотокопий с документов, 114 персональных фотографий моряков-авроровцев, 14 орденов и 24 медали, принадлежавших авроровцам. Представлена коллекция значков с изображением Авроры, их более 100. В залах размещены 8 моделей кораблей Российского ВМФ, здесь же уникальная выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран.
1 октября 1998 года крейсер-музей Военно-Морского Флота России Аврора удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга.