Слайд
Добрый день, ….! Добрый день, дорогие ребята!
Учащиеся: - Добрый день,- тебе сказали,
- Добрый день, - ответил ты.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
Работа в парах: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. ПОПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА.
В России – рукопожатием.
На Тибете – правую руку закладывают за голову, левую - за ухо собеседника и высовывают язык.
В Японии – соединяют ладони рук перед грудью и кланяются.
В Конго – протягивают друг другу руки и дуют на них.
В Новой Зеландии – трутся носами.
- Улыбнемся себе, друг другу.
- Вы улыбнулись, и произошло какое- то чудо. Какое?
[Улыбка ничего не стоит, но много нам дает].
- Что может дать человеку улыбка? (теплоту, дружбу, товарищество)
Слайд
У нас прозвучала слово «Доброта»)) А что же такое доброта?
Слайд
Стихотворение «Что такое доброта?
Слайд
Толерантность.
Ребята, вам знакомо это слово? Что это такое? Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
Слайд
Толерантность-это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных.
В понятие «Толерантность» вложено множество значений: терпение, переносимость, снисходительность, милосердие, доброта, дружба, взаимопонимание и взаимоуважение.
Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)
Слайд 9,10 ( Подождать пока ответят )
|
Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»? (Ответы детей)
1. Ситуация для обсуждения.
Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают. Сможете ли вы заснуть под этот шум?
- Кто мне скажет, какая проблема может возникнуть?
(Взаимоотношения с соседями).
- А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?
(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Теперь мы с Вами поиграем!
Мой сосед по парте.
- Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.
- Что же мы знаем о своих соседях по парте?
Я предлагаю такую игру-викторину, нужно выйти трём парам, которые сидят вместе за партой. Встаньте друг к другу спиной, я буду задавать вам по очереди вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.
Викторина.
- Когда у негодень рождения?
- Какие у него(неё) глаза?
- Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?
- Какого цвета волосы?
- Где работают его мама и папа?
- Какие домашние животные живут у них дома?
- Чем увлекается в свободное время?
- Какой у него любимый цвет?
- В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?
|
- Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.
Слайд Песенка о дружбе
Упражнение “КОМПЛИМЕНТЫ”
-Ну а теперь немного отдохнем (желающие выходят в круг, поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки)
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
- Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
∙ Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его и ломаешь его игрушку.
∙ Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
∙ С тобой поступают жестоко.
1. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
2. Ты отвечаешь тем же.
∙ Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
∙ Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
|
1. Ты идешь с ними гулять.
2. Ты устраиваешь истерику.
- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
- Саша плохо одет...
1.Это неважно.
2.Ты подсмеиваешься над ним.
- Пожилая женщина медленно идет.
1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
На твоих глазах на кого-то нападают...
1.Ты пытаешься защитить его.
2.Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
1.Ты стремишься лучше узнать его.
2.Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
- К тебе подходит ребенок-инвалид...
1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
–Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
- У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
А теперь посмотрим мультфильм и после обсудим
СЛАЙД 12
-В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
ХОД УРОКА (Начинается с песни Э.Хиля «Ходит песенка по кругу)
I. Организационный момент. Слайд 1
- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!
Учащиеся: - Добрый день,- тебе сказали,
- Добрый день, - ответил ты.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
Работа в парах: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. ПОПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА.
В России – рукопожатием.
На Тибете – правую руку закладывают за голову, левую - за ухо собеседника и высовывают язык.
В Японии – соединяют ладони рук перед грудью и кланяются.
В Конго – протягивают друг другу руки и дуют на них.
В Новой Зеландии – трутся носами.
- Улыбнемся себе, друг другу, улыбнемся нашим гостям.
- Вы улыбнулись, и произошло какое- то чудо. Какое? (Гости тоже улыбнулись).
[Улыбка ничего не стоит, но много нам дает].
- Что может дать человеку улыбка? (теплоту, дружбу, товарищество)
Толерантность.
Ребята, вам знакомо это слово? Что это такое? Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
В понятие «Толерантность» вложено множество значений: терпение, переносимость, снисходительность, милосердие, доброта, дружба, взаимопонимание и взаимоуважение.
Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей) (Слайд 5)
Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»? (Ответы детей) (Слайд 8)
Работа в парах: попробуйте рассказать друг другу без слов, лишь при помощи мимики и знаков, о том, что вы делали вчера вечером. (Слайд 11)
Трудно ли вам было общаться без слов? Слова бывают добрые и злые. Злые слова могут обидеть и ранить человека. А Добрыми словами можно лечить душу. Ребята, а какие добрые слова вы знаете? (Ответы). Часто ли вы их употребляете? Сейчас мы это проверим, я вам буду называть ситуацию, а вы мне подскажите добрые слова, подходящие к ней.
Однажды Вова поехал к своему другу. В автобусе сел он около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал женщине (садитесь пожалуйста).Женщина обрадовалась и сказала: (спасибо). Вдруг неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу сказал: (Извините пожалуйста!) Скоро он доехал до своего друга, перед тем как войти к нему он (постучалс я) и сказал (можно войти). Войдя в комнату, произнёс:(Добрый день!) Уходя от друга,он вежливо простился и сказал:(До свидания.)
Девочка читает стихотворение:
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит-
Радуются взрослые и дети!
Да, ребята, наверное, трудно быть всегда добрым. Ведь не зря же и в сказках есть добрые герои и злые. Сейчас мы с вами поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый радостно хлопаете в ладоши, если злой закрываете лицо ладошками: Иван Царевич, Кащей Бессмертный, Золушка, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, доктор Айболит, Красная Шапочка, Баба Яга, Мальвина.
Молодцы!
Ребята, а вы могли мне назвать самую толерантную сказку? Что отличает толерантного героя? (Ответы детей: доброта, дружба, взаимопонимание, уважение друг к другу). В какой сказке ради общего дела объединились такие разные в жизни герои – собака с кошкой, кошка с мышкой? (Репка)
Но ведь бывает так, что иногда люди не понимают друг друга, не принимают в свой круг общения. У вас так бывает?
Работа в группах: Слайд 12. Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (собака, лягушка). Детей нужно поделить на 2 примерно одинаковые группы. Одному сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы узнали где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Слайд 13
Обращаясь к вороне:
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
- Ребята почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Слайд 14, 15, 16
Да, ребята, к любому человеку нужно относиться так, как вы бы хотели. Что относились к вам.
Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В нашей школе учатся разные ребята: полненькие и худенькие, большие и маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Мы не обязаны любить всех. Но каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их различиями. Это означает быть внимательными к другим. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Слайд 17.
Я предлагаю вам задания, которые помогут определить, насколько вы толерантны.
Практические задания:
Групповое задание: дать группе описание проблемной ситуации. Задача – обсудить в командах способы поведения в данной ситуации, выбрать вариант ответа и объяснить свой выбор. Музыка из к/ф «Усатый нянь».
Слайд 18- 23 (23 слайд для взрослых)
Ребята, наше путешествие подходит к концу и мне бы хотелось, понравилась ли вам планета с таким загадочным названием «Толерантность»? Чем? А как вы думаете, ребята, где находится эта планета? Да, ребята, эта наша с вами Земля. Когда все люди будут с уважением относится друг к другу, когда не будет ссор в семьях и раздора между людьми, когда исчезнет ненависть и закончатся все войны, нашу планету можно будет назвать планетой толерантности. Давайте подумаем, какие качества определяют толерантного человека?
Слайд 24
А какое или какие самые важные качества. (Дружба).
Правильно, ребята.
Слайд 25
Ребята, я хочу, чтобы вы распахнули свои сердца навстречу друг другу. Пусть ваши сердца наполняют дружба, нежность, тепло, терпимость, любовь, доброта, милосердие, искренность. Вы делали на уроке труда заготовки сердец. А сейчас давайте на большие сердца наклеим маленькие с теми словами, которые по вашему мнению больше всего подходят к нашему мероприятию.
Давайте эти сердца подарим нашим гостям.
Мероприятие, посвящённое толерантности для начальных классов
«О тех, кто рядом».
Подготовила учитель начальных классов Охохонина Н.В.(2015г.)
Цели:
Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте.Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Оборудование:
1)На доске: «Уважайте в себе и других человеческую личность!»
(Д. Писарев).
2)Карточки со словами; кружки красного и чёрного цвета;
3) Мультфильм о толерантности.
4) Толерантность это:
- терпимость к чужому мнению;
- понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий;
- доброжелательность в отношении к окружающим;
- умение считаться с интересами и вкусами других людей.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нашу встречу я бы хотела начать с таких слов:
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л. Толстой)»
- Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность".
1. Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».