Практическая работа № 1
Система автомобильного транспорта и перспективы развития
Цель занятия: изучение общих вопросов развития автомобильного транспорта, его классификации и организации функционирования.
Знания, умения, формируемые компетенции: Формирование способностей к самообразованию и использованию в практической деятельности новых знаний и умений; формирование знаний и умений системного подхода к анализу состояния и перспектив развития наземных транспортно-технологических средств, их технологического оборудования и комплексов на их базе.
Материальное обеспечение: методические указания, калькуляторы, оргпринадлежности для оформления графиков.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Особенности автомобильного транспорта как системы
Автомобильный транспорт как система состоит из трех больших подсистем: подсистема «Производство автомобилей»; подсистема «Техническая эксплуатация автомобилей»; подсистема «Автомобильные перевозки».
Подвижной состав (т.е. основные средства) автомобильного транспорта в процессе производства находится в постоянном взаимодействии с внешними природными условиями (осадки, ветер, гололёд, температура окружающей среды и т.д.).
Для автомобильного транспорта характерна массовость подвижных средств и множественность связей с клиентурой.
Процесс перевозки на транспорте протекает за пределами предприятия, что осложняет управление и повышает требования к координации его участников.
Автомобильный транспорт является сложной динамической системой, эффективное управление которой связано с большими трудностями и возможно только на базе современной теории и электронно-вычислительной техники.
|
Классификация транспортных систем
Транспортная система − это совокупность реальных объектов и связей между ними, которые используются на определённой территории для выполнения перевозок.
Транспортные системы по уровню сложности делятся на шесть разновидностей:
1. Микросистемы –маятниковые маршруты с обратным не груженым пробегом, на них необходим один автомобиль.
2. Особо малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты, на которых в обратных направлениях перевозится груз при частичной или полной загрузке автомобиля и на маршруте работает не более одного транспортного средства.
3. Малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты различных типов, на которых используются несколько транспортных средств.
Для таких систем необходим учёт выхода транспортных средств на линию. Требуется составление графиков выпуска и прибытия на первую погрузку с целью исключения первоначального образования очередей в местах погрузки. Расчёт работы каждой транспортной единицы должен проводиться с учётом пропускной способности пунктов погрузки-выгрузки и согласования времени движения подвижного состава.
4. Средние системы – совокупность нескольких малых систем различного вида, деятельность которых подчинена общей цели, а технологический процесс доставки подчиняется единому ритму элементов всех систем. Примеры таких систем:
- железобетонные заводы – подвижной состав – потребители продукции заводов;
- контейнерные станции – автомобили – потребители;
- базы снабжения – транспортные средства – получатели товаров и др.
|
5. Большие системы – это системы с большим числом маршрутов перевозки грузов, обслуживаемых подвижным составом одного АТП или объединения. Здесь могут быть представлены системы всех видов, которые имеют:
- общую материальную и техническую базу;
- единое руководство и управление всеми подразделениями;
- единую цель – выполнение перевозок в соответствии с заключёнными договорами.
6. Особо большие системы – производственные объединения автомобильного транспорта, имеющие в своём составе несколько больших систем.
Классификация автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.
К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные соответствующим оборудованием, — машины для уборки улиц, пожарные, автокраны и т. п.
К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок.
Обозначение отечественного подвижного состава состоит из названия завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая — вид автомобиля, а две последние — порядковый номер модели автомобиля.
|
Виды автомобилей и их обозначения:
1 — легковые;
2 — автобусы;
3 — грузовые;
4 — тягачи;
5 — самосвалы;
6 — цистерны;
7 — фургоны;
8 — резерв;
9 — специальные.
Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабочего объема двигателя:
Класс «Рабочий объем двигателя», л
Особо малый................................... До 1,0
Малый.............................................. 1,1—1,799
Средний........................................... 1,8—3,400
Большой.......................................... 3,5 и более
Высший............................................ Не регламентируется
Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:
Класс «Длина», м
Особо малый................................... До 5
Малый.............................................. 6—7,5
Средний........................................... 8,5—10
Большой.......................................... 11—12
Особо большой............................... 16,5—24
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на семь классов:
1 - менее 1,2 т.;
2 - 1,2-2,0 т.;
3 - 2,0-8,0 т.;
4 - 8,0-14,0 т.;
5 - 14,0-20,0 т.;
6 - 20,0-40,0 т.;
7 - свыше 40 т.
Примеры обозначения автомобилей:
КамАЗ-5320 — грузовой автомобиль, выпускаемый Камским автомобильным заводом, полная масса 15 305 кг, модель 20;
КамАЗ-5511 — самосвал, полная масса 19 000 кг, модель 11.
Классификация основных категорий транспортных средств и их прицепов в соответствии с Соглашением Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), подписанной в 1958 году
Таблица 1
Категория L – механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес (мотоциклы, мопеды и т.п.) | |||||||
Обозначение категории | Число колес | Рабочий объем двигателя, куб.см | Максимальная скорость, км/час | ||||
L1 | До 50 | До 50 | |||||
L2 | До 50 | До 50 | |||||
L3 | Свыше 50 | Свыше 50 | |||||
L4 | 3 (асимметр.) | Свыше 50 | Свыше 50 | ||||
L5 | 3 (симметр.) | Свыше 50 | Свыше 50 | ||||
Категория М – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес (легковые автомобили, автобусы, троллейбусы) | |||||||
Обозначение категории | Число мест для сидения (помимо места водителя) | Максимальная масса, т | |||||
М1 | До 8 | - | |||||
М2 | Свыше 8 | До 5 | |||||
М3 | Свыше 8 | Свыше 5 | |||||
Категория N – механические транспортные средства для перевозки грузов, имеющие не менее четырех колес (грузовые автомобили) | |||||||
Обозначение категории | Максимальная масса, т | ||||||
N1 | До 3,5 т | ||||||
N2 | Свыше 3,5 т и до 12 т | ||||||
N3 | Свыше 12 т | ||||||
Категория О – прицепы (полуприцепы) для перевозки грузов | |||||||
Обозначение категории | Максимальная масса, т | ||||||
О1 | До 0,75 т | ||||||
О2 | До 3,5 т (кроме О1) | ||||||
О3 | Свыше 3,5 т до 10 т | ||||||
О4 | Свыше 10 т | ||||||