Морфология экономического пространства города – это пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания и работы горожан.
М-я – это аналог понятия пространственной структуры города.
Характеристика территории включает:
1. Общее положение(центральное, переферийно место..)
2. Экономические и социальные функции
3. Характер застройки
4. Геологическая и экологическая ситуация
5. Форма участка
6. Возможность перепрофилирования участка
7. Обеспеченность ресурсами
Модели знаний о территории города:
1. Территориальное зонирование рассматривающая участки города в природном инженерно техническом и социально-экономическом аспектов и выявляющая типологически значимые различия между участками
2. Изучение многоаспектных пространственно функциональных связей различных участков города, выявление относительно целостных, территориально завершённых урбанистических образований
Реальный город = город+пригород
Функциональное зонирование территории – выделение на карте города участков, выполняющих однотипные функции
Классический подход к функциональному зонирования предполагает выделение участков на основе разделения функций:
ТРУД-БЫТ-ОТДЫХ
Типы функционирования территории:
1. Резидентный (селИтебные территории- это земли предназначенные для строительства желых и общественных зданий, промышленных предприятий, дорог, улиц площадей)
2. Инжинерно-инфраструктурный (транспорт и связь)
3. Непосредственное производство товаров и услуг
Центральный район города:
1. Высокий уровень концентрации различных видов деятельности
2. Активный режим функционирования
3. Высокая посещаемость участка территории
4. Интенсивные пешеходные потоки
5. Высокая цена земли и аренды помещения
6. Низкое качество зданий и отсутствие резервных площадей
Природно-ландшафтное зонирование:
1. Акватория
2. Анализ рельефа
3. Ориентация склонов
4. Состояние грунта
5. Экологическое состояние
Правовое зонирование:
1. Участки, где находятся частные собственники
2. Где находятся арендаторы и др. платные пользователи
3. Общественные собственники участков земли представленные органами власти различного уровня
Кризис классического функционального подхода:
1. Становится труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то зоне города
2. Наблюдается развитие индустрии отдыха и новых видов общественного обслуживания
3. Пространственное распространение фирм работодателей по всему городу
4. Остановки городского транспорта всё чаще определяют выбор мест для размещения торговых и общественных сооружений
5. Отрицательная реакция населения обособленных жилых кварталов на оторванность от интенсивно функционирующих мест
6. Возвращение жилья в пределы центров городов
Схема: ТРУД-БЫТ-ОТДЫХ = анахранизм (пережиток общества)
Современный этап функционального зонирования:
· Переход к численным технико-экономическим показателям
· Отказ от функционального зонирования территории общегородского центра и четкого определения границ функциональных зон
· Переход к созданию многофункциональных комплексов, которые несут все функции, присущие городу
Размещение различных видов экономической активности по территории города
1. Транспортная сис-ма города
2. инженерная структура
3. торговля
4. сфера традиционных услуг
Транспортная сис-ма
Этапы формирования транспортной сис-мы
1) первичное формирование транспортной си-мы опережает создание др объектов инфраструктуры
2) города часто возникали в точках узлов транспортной си-мы обслуживающей соответствующий регион
3) Узел региональных транспортных путей превращался в транспортный узел городской сети в центре города
4) в 19 веке развивает радиально кольцевая схема улично дорожной сети
5) развитие сис-мы внутригородского рейсового транспорта
6) развитие новых крупных городов в эпоху массовой автомобилизации 20 в
7) переполнение магистралей и как следствие пробки
Роль транспортной сис-мы в территориальной орг-ии муниципального образования:
1) структурообразующая роль транспортной си-мы
2) зависимость….
3) основное развитие города осуществляется в доль ведущих транспортных направлений
Основные типы транспортной сис-мы:
1. сис-ма скоростного рельсового транспорта дополненного автобусным сообщением переферийных жилых ра-ов и подземными трассами метро в центре города
2. си-ма скоростного рельсового транспорта дополненная поездками на личных автомобилях в жилых районах города и подземными трассами метро в центре города
3. си-ма предполагает использование только личного автотранспорта –простая си-ма
4. Си-ма экспрессного атобусного сообщения в рамках которого происходит скоростная доставка пассажиров из пригородов в центральную зону
5) сис-ма эксперссного автобусного сообщения дополненная подземными трассами метро в центральной зоне города