AFTER LEAVING SELF-ISOLATION MODE




ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

ПОСЛЕ ВЫХОДА ИЗ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ

 

1 Бугаец Я.Е., 2 Гронская А.С., 3 Малука М.В., 4 Исаенко Т.А., 5 Степанян Л.В.

Российская Федерация, Краснодар

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

1 yana_bugaetz@mail.ru, 2 gro_al@mail.ru, 3mvmaluka@mail.ru, 4 istat1@yandex.ru,

5 lstepanyan3900@gmail.com

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS

AFTER LEAVING SELF-ISOLATION MODE

Bugaets J. E., Gronskaya A. S., Maluka M. V., Isaenko T.A., Stepanyan L.V.

Russian Federation,

Krasnodar Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract. The article examines the psycho-functional characteristics of students in off-line classes after training in conditions of forced self-isolation on-line. With the help of questionnaires, psychodiagnostics of the neuropsychic state of students was carried out, the level of tension of regulatory systems and functional reserves of the body were determined by hemodynamic parameters. The findings made it possible to identify gender differences in the psychoadaptive reactions of students to the influence of the stress factor in conditions of self-isolation and return to the traditional way of education.

Key words: neuropsychic stress, adaptive potential, index of functional changes, students, self-isolation.

Ключевые слова: нервно-психическое напряжение, адаптационный потенциал, индекс функциональных изменений, студенты, самоизоляция

 

В условиях вынужденной социальной самоизоляции в связи с распространением короновирусной инфекции COVID-19 образовательная система вузов в течение 2020 года работала в дистанционном формате. Однако предложенные меры безопасности, направленные на сохранение физического здоровья, вызвали определенные психофункциональные отклонения, наибольшее проявление которых наблюдалось у людей молодого возраста [2, 9]. Психические состояния негативного характера возникли в результате непривычного, нестабильного образа жизни и непредсказуемости событий, а формирование чувства страха спровоцировало стресс. Кроме того, ярко выраженная эмоциональная нестабильность приводила к ухудшению функционального состояния организма. Такие изменения могут быть связаны также с недостаточной двигательной активностью и, как следствие, снижением работоспособности организма [1, 5, 10].

На данный момент обучение в вузах практически восстановлено, однако исследования психофункциональных адаптационных процессов у обучающихся в условиях перехода от самоизоляции в традиционный режим практически отсутствуют.

Обследовали 54 студентов 20-21 года (34 девушки и 20 юношей), обучающихся в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, с предварительно полученным согласием на обработку и публикацию данных. Исследования проводили в 2020 году во время дистанционного образования студентов, и в 2021 году после их выхода из самоизоляции на off-line обучение. Диагностику психической напряженности организма проводили по Т. Немчину, используя метод анкетирования и выставления баллов, с последующей характеристикой трех степеней нервно-психического напряжения (НПН) [7].

Определение гемодинамических параметров у студентов позволило рассчитать адаптационный потенциал (АП), характеризующий уровень приспособляемости к занятиям, и индекс функциональных изменений (ИФИ), отражающий интегральную оценку адаптивного потенциала системы [4, 6]. Для статистической обработки результатов использовали пакет прикладных программ Statistica 10.

В экстремальных ситуациях нервно-психическое напряжение проявляется как важный компонент, характеризующий физический и психологический дискомфорт. Средний показатель НПН у девушек в период самоизоляции составил 48±6 усл. ед., у юношей - 42±3 усл. ед., что соответствовало второй степени напряжения. В общем состоянии для обоих полов можно было отметить ощущение подъема, мобилизованности, готовности к работе. Психическая направленность изменений характеризовалась когнитивной активизацией продуктивности деятельности на фоне менее выраженного эмоционального подъема. Проявление индивидуальных параметров определенным образом позволяют оценить адаптационные возможности человека. Распределение оценок НПН обнаружило, что ощущение психического комфорта среди студенток имели 12%, студентов – 40%. Чувства дискомфорта как физического, так и психологического у исследуемых не наблюдалось.

После выхода из режима самоизоляции средний уровень НПН у девушек достоверно снизился и составил 37±5 усл. ед. (р<0,001), у юношей показатели не обнаруживали значительного уменьшения - 41±4 усл. ед. В целом, индекс напряжения соответствовал первой степени, на уровне которой увеличилось количество студенток с психической, соматической устойчивостью и комфортными ощущениями до 88%, студентов – до 60%.

Стрессовые реакции влияют на активизацию ресурсов организма, направленных на их преодоление. Часто это отражается на проявлении физиологических особенностей, адаптационный потенциал которых отражает степень приспособляемости к создавшейся ситуации. В период дистанционной формы обучения средние значения АП у девушек составляли 8,13±1,20 усл.ед., что можно было характеризовать как «напряжение механизмов адаптации», тогда как у юношей - 7,19±0,08 усл.ед. отражал «удовлетворительные» характеристики. Распределение АП у исследуемых в женской группе показало, что 23% исследуемых имели «удовлетворительные» показатели, 46% - «напряжение механизмов адаптации» и 31% - «неудовлетворительные» значения. В мужской группе уровни проявления адаптации соответствовали 50%, 40% и 10%.

При переходе на традиционную форму обучения наблюдалось достоверное снижение показателей АП у студенток – 7,28±0,67 усл.ед. (р<0,05) и тенденция к уменьшению значений у студентов - 6,94±0,68 усл.ед. «Удовлетворительный» уровень АП имели 62% девушек, «напряжение механизмов адаптации» - 23%, «неудовлетворительный» - 15%. У 80% юношей обнаруживались «удовлетворительные» характеристики, остальные 20% имели «напряжение механизмов».

Интегральная оценка адаптационных возможностей организма, которая количественно характеризует состояние здоровья человека, была получена путем расчета индекса функциональных изменений (ИФИ) с учетом морфофункциональных показателей.

На первом этапе исследований в период самоизоляции ИФИ у девушек составлял 2,9±1,0 усл.ед, что позволило отнести их к категории практически здоровых людей. Такой показатель отражал низкую вероятность наличия скрытых заболеваний на фоне функционального напряжения механизмов регуляции кровообращения. При этом «удовлетворительную» адаптацию с достаточными функциональными возможностями системы кровообращения имели 69% обучающихся, остальные представительницы группы (31%) характеризовались сниженными приспособительными реакциями организма с возможными недиагностируемыми заболеваниями, требующими дополнительного обследования. Все юноши имели показатель индекса, соответствующего «удовлетворительным» значениям, который в среднем составлял 2,0±0,2 усл.ед.

Переход к системе образования off-line вызвал достоверное улучшение состояния здоровья в группе студенток, ИФИ составил 2,1±0,4 усл.ед. (р<0,05), что позволило отнести 85% к категории здоровых людей с достаточными функциональными возможностями системы кровообращения. В данных условиях в группе юношей средний показатель ИФИ снизился незначительно, составил 1,9±0,2 усл.ед., и в 100% случаев сохранялось удовлетворительное функциональное состояние организма.

Таким образом, процесс обучения в дистанционном формате оказался умеренно стрессогенным фактором, особенно для девушек. Необходимость быстрой перестройки образа жизни, изменения условий деятельности оказали определенное психологическое воздействие, которое потребовало адаптации к возникшим экстремальным обстоятельствам [3, 7]. Функциональные адаптационные возможности женского организма также характеризовались напряжением регуляторных систем, требовали хорошей компенсаторной мобилизации внутренних резервов организма. При этом перенапряжения или истощения механизмов регуляции, срыва адаптации не происходило, что позволило наблюдать положительную динамику нервно-психических и физических процессов, достаточную степень компенсации саморегуляции при возвращении к традиционной форме образования. Необходимо обратить внимание на тот факт, что для юношей вынужденная самоизоляция не вызвала снижения психической активности, усиления негативных переживаний и не привела к сбою функциональных приспособительных процессов. Поэтому переход на обычный процесс обучения в очном режиме не имел достоверных изменений показателей как нервно-психического, так и функционально-адаптационного характера.

Полученные результаты могут быть использованы для изучения психофизиологических особенностей студентов в различных условиях очного или дистанционного образования (самоизоляции), коррекции и предупреждения проявления негативного характера психических и физических процессов.

 

Литература:

1. Абдрашитов Р. Т., Абакаров А. М., Кубекова А. С. Психологическое состояние студентов в условиях выхода из самоизоляции // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4А. С. 98-105.

2. Арбузова Е. Н., Семакова А. И. Оценка психологического состояния и ресурсов совпадающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 218‒226.

3. Ахмадиева Л. Р. Особенности нервно-психического напряжения студентов с разными уровнями субъективного контроля // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 4 (837). С. 213-224.

4. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии // М.: Медицина, 1979. С. 296 с.

5. Дейкова Т. Н., Мишина Е. Г. Влияние самоизоляции в условиях пандемии COVID-19 на двигательную активность студентов специальной медицинской группы // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки. 2021. Вып. № 01(103)

. Часть 4. С. 127-130.

6. Коневских Л. А., Оранский И. Е., Лихачева Е. И. Способ оценки адаптационного потенциала // Патент на изобретение РФ. – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 2009.

7. Куликова Т. И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогическая психология. Раздел «Психологические науки». Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 1 (50). С. 112-122.

8. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 166с.

9. Руслякова Е. Е., Голубь А. А., Киселева Ю. П. Особенности нервно-психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN320.pdf

10. Сидячева Н. В., Зотова Л. Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 218‒225.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: