Привходящие обстоятельства




Модель функционирования конвергентной редакции радиостанции «Радио Свобода»

 

Радио в Интернете: новая жизнь старого СМИ (на примере сайта «Радио Свобода»). Людмила Телень, главный редактор сайта «Радио Свобода».Статья опубликована в сборнике «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» под редакцией А.Г. Качкаевой в 2010 году.

Бурное развитие Интернета заставило традиционные СМИ — будь то газеты, радио или телевидение — создавать свои сетевые платформы, а впоследствии постоянно модернизировать их. Встроить такую платформу в систему функционирования традиционного СМИ не самая простая задача, которая имеет целый ряд особенностей по сравнению с созданием нового интернет-проекта. Эти особенности связаны с определенным набором обстоятельств — от сложившейся аудитории до психологии журналистов, сориентированных на работу в принципиально иных условиях (неважно, идет ли речь о ежедневной газете, журнале или радиостанции).

Все это приходится учитывать в процессе развития интернет платформ традиционных СМИ, тем более, если ваша задача не революция, предполагающая радикальную смену «лица» СМИ, команды журналистов и, соответственно, большие финансовые вложения, а эволюционные изменения с опорой на существующие ресурсы. Эта задача становится в разы более сложной, когда речь идет о СМИ с определенной миссией, с давними традициями, внутренними установками, лояльной и стабильной аудиторией в возрасте «от сорока». Таким, например, как «Радио Свобода»/«Свободная Европа» (RFE/RL).

Предложение реформировать сайт «Радио Свобода» я получила в январе 2009 года (электронная версия РС существует с 2001 года). Сегодня уже можно оценить некоторые результаты реформирования сайта РС, проанализировать те сложности, с которыми пришлось столкнуться на этом пути, и оценить перспективы дальнейшего.

Условия задачи

«Радио Свобода»/«Свободная Европа», как известно, американская радиостанция с более чем полувековой историей. Вещающая на русском языке сквозь «глушилки» во времена СССР, радиостанция заработала заслуженную репутацию независимого СМИ, отдающего приоритет общественно-политической и правозащитной тематике. Сегодня РС вещает в России на средних и коротких волнах. При этом частоты и качество сигнала таковы, что возможность слушать станцию с помощью обычных приемников весьма сужены. И это обстоятельство — в контексте развития интернет-платформы

— принципиально важно.

Свою миссию «Радио Свобода» формулирует так: «Служба предоставляет слушателям взвешенную достоверную информацию, направленную на поощрение развития демократических институтов и рыночной экономики в странах, которые пытаются преодолеть авторитарное правление, нарушения прав человека, вражду на этнической и религиозной почве и региональные конфликты… и обеспечить свободу средств массовой информации».

Радио «Свободная Европа»/«Радио Свобода» — это частная некоммерческая информационная служба, финансируемая Конгрессом США, осуществляющая вещание на страны Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока и на Россию. У нее более 35 миллионов слушателей во всем мире. 23 бюро РСЕ/РС, расположенные в тринадцати часовых поясах на территории Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, поддерживают связь с более чем 1400 внештатнми корреспондентами.

Внутреннее устройство Русской службы — в силу исторически сложившихся обстоятельств — довольно сложное. Управление реформой сайта в этих условиях связано с трудностями взаимодействия.

Центральная редакция Русской службы во главе с директором Службы и ее главным редактором работает в Праге. «Прага» отвечает за текущую международную информацию, а также готовит 4 часа оригинального информационного вещания (три дневных программы «Время Свободы» и четвертую, под тем же названием, итоговую информационно-аналитическую программу). Там же, в Праге, работает коллектив журналистов, которые готовят и ведут собственные программы.

Параллельно в России под руководством главного редактора бюро существует Московское бюро «Радио Свобода», пользующееся значительной автономией. «Москва» отвечает за текущую российскую информацию, а также готовит два утренних информационных часа и один дневной (выпуски «Время Свободы» в 8, 9 и 12 часов мск). Кроме того, Московское бюро отвечает за ежедневные дневные и вечерние ток-шоу в прямом эфире (дневная линейка «Час прессы», вечерние линейки «Время гостей» и «Грани времени с Владимиром Кара-Мурзой»), а также производит другие оригинальные авторские программы.

Воскресный эфир имеет свои особенности, но сохраняет два информационных часа (в 12 и в 15 часов мск), которые выходят из московской студии.

В целом РС выдает в эфир 11 часов оригинального вещания ежедневно.

Интернет-редакция под руководством главного редактора сайта подчиняется напрямую директору и главному редактору РС, формально она не находится в подчинении главного редактора Московского бюро, хотя и расположена в Москве. На практике подобная иерархия отношений поощряет соблазн «поуправлять» сайтом, и этот соблазн возникает у достаточно большого числа людей, занимающих разного рода творческо-менеджерские должности. С другой стороны, сотрудники интернет-редакции не всегда могут и хотят вникать в специфику радио, что добавляет трений в отношения между платформами.

Отсюда — практическая сложность использовать простой алгоритм административных действий, когда решение нужно согласовывать только с формальным руководителем, а затем «спускать» его вниз в качестве «руководства к действию». Любое решение в этой ситуации предполагает многосторонние согласования, которые, хотя и отнимают большое количество времени, но в этой ситуации оказываются значительно более эффективными, чем «спущенные» сверху распоряжения.

Еще одна особенность заключается в том, что вся команда программистов, работающих с сайтом, функционирует в Праге. Причем она обслуживает одновременно все языковые службы. В результате для любого нововведения, требующего технической поддержки, необходимы недели, а то и месяцы согласований.

Таковы обстоятельства, которые приходилось принимать во внимание, выстраивая планы реформирования сайта. Выбор был простой: либо «на берегу» стараться сломать иерархию отношений, либо реформировать сайт, встраиваясь в действующую и административную, и творческую структуру.

Точка отсчета

В январе 2009 года среднесуточная аудитория сайта РС составляла в среднем чуть больше 20 тысячи пользователей в день, индекс цитируемости был невысок.

Сайт РС по большому счету представлял собой «зеркало» эфира. Большую часть его материалов составляли расшифровки программ — все эфиры целиком и полностью транскрибировались (объем каждого из текстов достигал до 50 тысяч знаков). Другая часть материалов (в основном информационные сюжеты) «перерабатывалась» в статьи. Тексты, публиковавшиеся на сайте, не соответствовали принципам, которым придерживаются сетевые СМИ — они были длинны, многословны, имели невыразительные и недостаточно информативные заголовки, были насыщены гиперссылками на случайные внешние ресурсы. Обновление главной страницы сайта было вялым. Даже лента новостей обновлялась с весьма большими интервалами (ночью они могли составлять до 3 часов).

Возможности комментировать тексты в старом дизайне были крайне невелики, а потому у пользователей в принципе не было привычки вести дискуссии в форумах на сайте.

Журналисты, работающие в эфире, очень мало писали для сайта. Исключение составляли авторские колонки — 2-3 в неделю. Никакие обязанности по сотрудничеству с сайтом в контрактах радиожурналистов прописаны не были. И более того, как показал опыт, не все радийные журналисты в принципе оказались готовы писать тексты, которые можно было бы считать кондиционными для интернет-формата. Новые задачи требовали иных навыков. Было необходимо изменить отношение к сайту как к сфере обслуживания эфира, а к вэб-команде, соответственно, как к журналистам второго сорта.

Психологические сложности реформирования (или создания) сайта традиционного СМИ вообще, на мой взгляд, являются ключевой проблемой, о которой стоило бы сказать особо.

Разумеется, есть СМИ, чьи журналисты и аудитория достаточно гибки и всегда готовы к переменам, связанным с развитием новых технологий. Речь, как правило, об относительно молодых изданиях, сориентированных на деловую аудиторию в возрасте от 25 до 50, таких, как, например, «Коммерсант», «Ведомости» и др.

Другие издания куда более консервативны — причем это касается и журналистов, и аудитории. Особый консерватизм, доходящий до категорического неприятия новых форм, характерен для СМИ со старыми традициями, возрастной аудиторией, стабильным коллективом, который с недоверием относится к любому «человеку со стороны». Каждый, кто работал в издании «с традициями», будь то «Московские новости», «Известия» или, к примеру, «Огонек», в той или иной степени знаком с этими проблемами. Я бы не стала оценивать это обстоятельство однозначным знаком «минус»: известный консерватизм позволяет сохранять лицо издания, его фирменный стиль, качество публикаций и т.д. В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте в процессе многолетней работы в «Московских новостях». И возможно, именно этот опыт помог по достоинству оценить определенный консерватизм РС, избежать соблазна ломать сложившиеся традиции, резко перепозиционировать работу сайта.

Слово «эволюция», таким образом, стало ключевым в обновлении интернет-платформы РС. Со всеми вытекающими отсюда сложностями.

Границы возможного

Общая постановка задачи, сформулированная руководством РС передо мной как новым главным редактором сайта, звучала так: создать конкурентоспособную интернет-платформу РС, которая увеличит аудиторию радио за счет более молодых, социально и политически активных интернет-пользователей. Это представлялось тем более важным, что качество сигнала РС (короткие волны со спутника — на территории России, средние — в Москве) оставляет желать лучшего, а перспективы получения частоты в FM маловероятны.

При этом возможностей экстенсивного развития не было. Ни расширения штата интернет-редакции, ни увеличения гонорарного фонда, ни роста бюджета, предназначенного на организацию платного размещения баннеров, не предполагалось. Зато были планы создать принципиально новые разделы сайта — прежде всего мультимедийные и интерактивные.

И еще одно существенное обстоятельство. Новый дизайн сайта (одинаковый для всех языковых служб RFE/RL) к началу перемен был разработан, а потому мы с коллегами могли лишь адаптировать шаблон под свои концептуальные задачи. Тогда как нормальный порядок предполагает обратную последовательность: сначала концепция, потом — техническое обеспечение и дизайн.

Концепция

До запуска обновленного сайта мы сформулировали некоторые концептуальные задачи, главными среди которых были:

· вэб-редакция должна найти оптимальное сочетание «радийности» с особенностями интернет-СМИ;

· вэб-редакция должна не только готовить к публикации «эфирные материалы», но и создавать собственный эксклюзивный контент, востребованный в Интернете, который бы мог широко цитироваться и расходиться ссылками в Сети. Этот контент должен развивать и дополнять, а иногда и опережать эфир РС, чтобы сайт мог выдерживать конкуренцию с сайтами других радиостанций;

· вэб-редакция предполагала следовать базовому принципу качественного СМИ – отделения факта от комментария, что должно было повысить доверие к сайту у интернет-пользователей, не приемлющих любой намек на пропаганду и агитацию. В большинстве случаев это означало дробление эфирных сюжетов на собственно новостной материал и комментарийный (-ые), каждый из которых должен был снабжаться соответствующими перекрестными гиперссылками;

· вэб-редакции предстояло повысить дискуссионность материалов РС, без чего невозможно было увеличить интерактивность;

· «эфирные» материалы (за исключением традиционных стенограмм) должны были адаптироваться для публикации на сайте с учетом всех особенностей интернет-текстов, а также требований поисковых систем;

· сайт должен был продвигать радиопрограммы с помощью специфических интернет-инструментов — подкастов, видеопрезентаций, интерактивных анонсов и пр.;

· материалы, публикуемые на сайте, должны были снабжаться, визуальными элементами — выносками цитат, фото, видео, графиками и пр.

Словом, обновленный сайт должен был отказаться от модели «сайт-зеркало эфира» и стать самостоятельной интернет-платформой «Радио Свобода», сыграть роль своего рода локомотива для радиостанции, не имеющей FM-частоты, чтобы увеличить количество ее слушателей в Сети.

На практике это означало серьезный объем весьма разнообразной содержательной, организационной и технической работы. Нам предстояло добиться оптимального сочетания:

· оригинального, специально подготовленного для электронной версии РС контента, в том числе мультимедийного;

· специфических «сетевых» форматов — блогов, форумов и т.д.,

· новых интернет-форм для традиционных радийных программ с традиционными разделами и сервисами сайта, а именно: стенограммами программ; подкастами; прямым эфиром через Интернет; расписанием и пр.

Нужно было изменить график обновления сайта, в целом, и ленты новостей, в частности, сделав его более интенсивным. А также ввести работу в две смены, чтобы активное функционирование сайта начиналось не позднее 7 часов мск и заканчивалось не ранее 21 часа. Функционирование сайта в выходные должно было также стать более интенсивным.

Приходилось принимать во внимание и тот факт, что в силу некоммерческого характера и «плохих» волн «Радио Свобода» оказалось вне конкурентной среды (ее аудитория не подвергается ежедневным замерам соответствующими службами). Сайт же — по нашему убеждению — должен был включиться в самую жесткую конкуренцию с другими ресурсами Рунета. Именно поэтому мы с первых же дней установили на сайте РС счетчики, открыли всю возможную статистику, «прописали» сайт в каталогах.

Анализ статистики позволил редакции сайта оперативно корректировать работу, быстро оценивать эффективность тех или иных решений, развивать найденное или отказываться от него. И наконец, работа в условиях конкуренции обеспечила необходимый журналистский драйв, без которого никакой качественный профессиональный рывок невозможен.

При этом напомню, что революционные изменения (даже в мелочах) здесь в принципе были исключены, а эволюция предполагала взаимодействие со всей сложно организованной структурой Русской службой РС, и отдельно — с каждым из ведущих журналистов.

Особым направлением работы стал диалог, который необходимо было вести с консервативно настроенной, не слишком продвинутой в области Интернета аудиторией РС. Потерять даже немногочисленное ядро мы не могли себе позволить.

Вот почему с момента запуска обновленного сайта — а он состоялся 3 февраля 2009 года — в блоге главного редактора начался и продолжается до сих пор разговор с читателями по поводу любых нововведений на сайте. Я посчитала необходимым подробно объяснять читателям-слушателям, что именно и зачем меняется на сайте, хотя и понимала, какой поток критики обрушится на меня со стороны аудитории, привыкшей к старому дизайну. Что, собственно, и случилось. Тем не менее, терпеливый, хотя и весьма нервный временами, диалог, на мой взгляд, позволил снять остро негативное отношение к новациям. Хотя — с точки зрения управления — был крайне не технологичен: он требовал не только дополнительного времени, но и определенных нервных затрат — дискуссии, начатые на сайте, зачастую неделями продолжались в личной переписке с главным редактором.

Привходящие обстоятельства

Безусловными плюсами — по сравнению с традиционным «start up» —в нашем случае были налаженные источники информации, состоящие из:

· подписки на ведущие мировые агентства;

· сети внутрироссийских внештатных корреспондентов (фрилансеров);

· сети зарубежных фрилансеров;

· центральной службы новостей RFE/RL;

· достаточного объема фотоматериалов, поступающих, прежде всего, по каналам мировых агентств;

· существенного объема радийного контента;

· высококвалифицированной стенографистки, оперативно и качественно расшифровывающей эфирные материалы.

Вот с таким набором плюсов и минусов мы с коллегами и приступили к реформированию сайта РС.

Административный ресурс

В соответствии с концептуальными установками была переформатирована собственно интернет-редакция.

Для управления контетом мы создали группу ведущих редакторов, которые поочередно осуществляют текущее руководство сайтом, отвечая за эксклюзивное содержание, соответствие контента информационному потоку, регулярность обновления, оперативные контакты с радийными журналистами и пр.

Необходимость создания эксклюзивных — востребованных интернет-аудиторией — материалов привела к созданию группы специальных корреспондентов, работающих исключительно над собственными текстами — интервью, репортажами, расследованиями, комментариями. В составе интернет-редакции появилось подразделение, работающее над видеоматериалами. В его обязанности входит подготовка ежедневных видеокомментариев по текущим событиям, создание видеоверсий наиболее ярких радийных программ, репортажи с места событий, опросы на улицах, спецрепортажи с выездом в командировки.

«Переработкой» эфирных информационных сюжетов в статьи (в режиме с 7 утра до 22 часов) занимается группа литературных редакторов-рерайтеров.

Отдельные сотрудники занимаются блогами, интерактивными авторскими страницами, форумами, которые организованы по принципу «премодерации».

В составе вэб-редакции появились специалисты, анализирующие статистику, мониторящие ссылки на сайт РС, а также занимающиеся продвижением сайта в Сети.

Контент

С первых же недель реформирования сайта мы постарались отстроить поток эксклюзивных материалов.

Этот подход на первых порах встречал непонимание со стороны некоторых радийных журналистов. Им казалось, что создание журналистами сайта собственных текстов связано с недооценкой тех материалов, которые готовились для эфира.

Между тем, основные резоны для такого концептуального решения были связаны, прежде всего, со спецификой Интернета.

Радийные материалы в традиции «Радио Свобода» предполагают тщательно сконструированный звуковой формат. Это, в отличие от продукции большинства российских разговорных станций, означает многоголосие, высокое качество звука, разнообразные звуковые эффекты. Все это, разумеется, требует длительного времени на подготовку сюжета, из-за чего зачастую теряется его информационная актуальность, которую требуют скорости Интернета. Процесс подготовки, расшифровки и дальнейшей литературной обработки «сырья» обрекали сайт на значительное отставание от конкурентов в Сети.

Другое обстоятельство — особенности «звучащего» текста: его перевод в литературную форму иногда просто невозможен без существенной потери качества.

Третий момент — «рваный» график информационных часов, из-за чего эфирные материалы зачастую оказываются информационно «сгоревшими» для сайта.

Кроме того, радио, естественно, не соотносит себя с информационными приоритетами Сети, а они иногда всерьез отличаются от общемедийного новостного потока.

Есть и другие менее существенные, но все же особенности сетевого формата: его емкость, концентрированность информации, возможность «уводить» бэкграундовую информацию в ссылки и пр. и пр.

Эксклюзивный контент, производимый журналистами вэб-редакции, разумеется, изначально должен был тематически и концептуально соответствовать миссии «Радио Свобода», но при этом учитывать интерес аудитории в Сети, ее специфические запросы и ритм потребления информации. Опыт показал, что даже минимальное продвижение в этом направлении дает быстрый и видимый эффект. Весьма быстро «Радио Свобода» по цитируемости вышло на второе (с четвертого) место по рейтингу «Медиалогии» и аналогичному рейтингу «Яндекса».

Первоначально этой работой занималась совсем немногочисленная группа молодых журналистов, которая обеспечивала подобными материалами исключительно сайт. Однако уже спустя месяц мы переориентировали коллег на параллельную подготовку собственно радийных материалов. Они уступали в звуковом исполнении тем, которые создавали профессиональные радийщики, зато выигрывали в эксклюзивности информации и раскрепощенности изложения. Понемногу — не все и не сразу — традиционные «радисты» стали осваивать дополнительные возможности Интернета. Таким образом, началось формирование группы так называемых конвергентных журналистов, которые поставляли материалы для радийной и интернет-платформ «Свободы» одновременно, осваивая технологию подготовки эфирных материалов.

По сути, именно этой группе в дальнейшем, в которую постепенно вливаются и собственно радийщики, видимо,предстоит стать ядром современной редакции, работающей сразу на нескольких платформах.

Помимо специальных корреспондентов в эту группу сегодня входят и журналисты, способные быть экспертами в той или иной области — будь то экономика, политика на постсоветском пространстве, массмедиа и пр. Материалы этого рода также хорошо цитируются и расходятся ссылками в социальных сетях.

Выстраивая работу этой группы, важно не только постоянно генерировать небанальные, не освоенные другими ресурсами темы, но и отслеживать их резонанс в российских и западных СМИ. Этот мониторинг позволяет корректировать работу таким образом, чтобы добиться роста цитируемости публикаций сайта. Без постоянной аналитической работы с этой задачей не справиться.

В первые месяцы реформирования сайта эти материалы составляли не более 5 процентов всего массива публикаций, однако со временем этот процент значительно вырос и продолжает расти.

По-прежнему большую долю в публикациях сайта составляют статьи, сделанные «по мотивам» эфирных информационных публикаций рерайтерами. В перспективе, представляется, эти материалы должны быть написаны самими журналистами специально для сайта (с понятными исключениями: не всегда журналист, работающий «в поле» и выходящий в прямой эфир, успеет создать адекватный текст).

Мы отказались от системы, при которой все материалы информационных часов появлялись в Интернете — как это было на сайте старого образца. Отбор, который производит ведущий редактор, базируется на следующих принципах:

· свежести информационного повода;

· эксклюзивности информации и комментариев;

· объективности информации (правило двух рук);

· актуальности темы для интернет-аудитории.

Принципиальным стало придание этим материалам адекватной интернет-СМИ формы. Что означает: выразительный, но информативный заголовок, который содержит ключевые слова; исчерпывающий лид, краткость, разбивка на короткие абзацы, гиперссылки на материалы сайта по той же теме и пр.

При этом каждый из этих текстов сопровождается соответствующим подкастом.

Серьезные споры внутри «Радио Свобода» вызывала и до сих пор вызывает публикация стенограмм всех 11 часов оригинального эфира. Эти материалы, безусловно, имеют своего читателя и повышают ценность нашего архива. Но, с другой стороны, стенограммы — это публикации размером до 50 тысяч знаков, которые обычно, как показывает статистика, не читаются, а лишь просматриваются.

В отличие от стенограмм, публикуемых на сайте «Эхо Москвы», «свободовские» не имеют жесткой информационной привязки, часто посвящены не текущим, а «вечным» общественным и культурным вопросам. Существенная часть программ пишется задолго до эфира. Все это снижает их притягательность для подвижной и не слишком взыскательной интернет-аудитории.

Отложив вопрос о целесообразности публикации стенограмм в принципе, мы на первом этапе отказались от выкладывания на сайт неотредактированных транскриптов информационных часов — теперь это только «сырье» для рерайтеров. Это дало возможность сэкономить ресурсы, а главное — отказаться от дубляжа одних и тех же сюжетов.

Остальные стенограммы по-прежнему публикуются на сайте РС в полном объеме, дополненные фото- или видеосъемкой и, конечно, подкастами.

Перед нами стояла задача рассортировать разнообразные материалы на сайте, акцентировав внимание читателя на самом выигрышном, что есть по адресу Svobodanews.ru. При этом мы стремились, вливая в сайт новое содержание, сохранить и традиционные «свободовские» рубрики, что должно было обеспечить своеобразие этого ресурса.

Навигация сайта сделана так, чтобы читатель мог легко понять, где именно и что можно найти. Мы предельно упростили навигацию, прежде всего, в расчете на возрастную аудиторию РС, не привыкшую к новомодным сетевым «фишкам». Одновременно мы старались не утратить, а подчеркнуть «радийность» сайта.

Интерактивность

Концепция обновленного сайта предполагала высокую степень интерактивности. При этом приходилось учитывать некоторые объективные и субъективные сложности:

· среди комментаторов сайта РС активной была лишь очень небольшая группа пользователей, а особой неутомимостью отличался «отряд» непримиримых оппонентов «Свободы» (есть основания полагать, что под двумя-тремя «никами» работала группа критиков, так как их активность была фактически круглосуточной).

· Соответственно комментарии были однотипными и малосодержательными;

· старый сайт не предполагал активных форумов, поэтому соответствующих традиций у пользователей не было;

· ведущие программ не вели диалог со слушателями-читателями, используя возможности сайта;

· раздел блогов фактически отсутствовал;

· существование единственного в социальных сетях сообщества (сообщество в ЖЖ) не меняло ситуации в целом;

· к сожалению, и обновленный сайт изначально технически не был приспособлен для развития интерактивности. К примеру, в комментариях отсутствовала функция «ответить». Не говорю уже о сервисе, позволяющем читателям-слушателям генерировать собственный контент — в виде фото, видео и т.д.

Таким образом, развивая интерактивность, нам пришлось одновременно решать несколько организационных, психологических и технических задач. Главные среди которых:

· целенаправленно публиковать такие материалы, которые бы провоцировали дискуссии;

· мотивировать журналистов РС, с одной стороны, и пользователей сайта, с другой стороны, к ведению интенсивного диалога;

· создать для этого удобные инструменты;

· развивать специальные разделы, «заточенные» на интерактивность — блоги, интерактивные персональные страницы, дискуссионный раздел сайта и пр.

Все это приходилось отстраивать с нуля.

Сегодня раздел «Блоги» на сайте РС включает в себя два подраздела. Первый — это блоги журналистов РС. И второй — проект «Реальные блоги реальных людей».

И первый, и второй формат показали свою состоятельность. Хотя, конечно, с определенными оговорками.

Попытка обязать журналистов РС стать блогерами изначально представлялась мне малореальной. И дело не только в том, что эти обязанности, как уже говорилось, не предусмотрены рабочими контрактами. Куда существеннее были психологические преграды, которые не мог бы разрушить никакой административный нажим. В лучшем случае мы получили бы формальных блогеров, активность которых была бы бессмысленна для развития сайта. В такой ситуации оптимальным решением стало не административное принуждение, а всего лишь предложение журналистам вести блоги.

При этом очень важно было найти в коллективе редакции людей, которые хотели и могли это сделать. Такие люди, конечно же, нашлись.

Позднее часть этих блогов стала базой для создания интерактивных страниц радиопрограмм, основным элементом которых стали блоги ведущих. Первопроходцами тут стали ведущие журналисты РС — Владимир Кара-Мурза и Анна Качкаева.

С начала октября 2009-го года на сайте стартовал новый проект «Реальные блоги реальных людей».

Блогеры, работающие в этом проекте, это не случайные люди: социальный опыт, который накоплен каждым из них, по-своему уникален. Отец-одиночка, священник из российской глубинки, приехавший из России владелец паба в Портсмуте, родители ребенка-инвалида, обвиняемый, который отстаивает свою правоту в суде, инвалид, возглавляющий общественное движение автомобилистов, осужденный по делу ЮКОСа и участник второго процесса в Хамовническом суде Платон Лебедев и другие.

Интерактивные страницы

Это раздел сайта стал своего рода развитием журналистских блогов. Со временем все ведущие радийных программ должны будут вести соответствующие персональные разделы. Уже приято решение, что все новые радиопрограммы запускаются только в том случае, если разработана их интернет-модель.

В центре таких страниц — блог ведущего и форум. Остальные рубрики выстраиваются в индивидуальном порядке и дают возможность учитывать особенности той или иной программы и даже того или иного ведущего.

Это, как показал опыт, не только эффективное средство развития интерактивности, но и инструмент продвижения подкастов, формирования обновленной за счет интернет-пользователей аудитории слушателей РС.

Именно этот раздел, как представляется, может стать важным инструментом в интеграции интернет- и радиоплатформ «Свободы». Развивая его, ведущие радиожурналисты осваивают и навыки конвергентной журналистики.

Форумы

Основные проблемы ведения форумов на РС связаны с двумя обстоятельствами:

· строгой премодерацией, которая, естественно, вызывает протест ряда пользователей;

· отсутствием привычки у журналистов вступать в диалог с аудиторией.

Однако положительная динамика в развитии форумов уже через несколько месяцев после начала функционирования обновленного сайта стала очевидна — количество комментариев увеличилось во много раз.

Мультимедиа

Понятно, что развитие мультимедийности на обновленном сайте было изначально лимитировано скромными техническими и материальными ресурсами, отсутствием в штате специалистов в этой области, неумением журналистов производить мультимедийный контент — хотя бы в виде простеньких фото и отснятых с помощью мобильного телефона роликов. Отдельная проблема — отсутствие архива, что в значительной степени обедняет видеоряд.

С другой стороны, у «Радио Свобода» есть колоссальный ресурс для развития именно этого направления. Речь идет о программах, в которых принимают участие ньюзмейкеры первой величины, всегда готовые ответить на 2-3 острых вопроса перед камерой специально для сайта РС. Кроме того, в составе Русской службы работает группа журналистов, которые, безусловно, являются экспертами в той или иной области и поэтому способны квалифицированно комментировать самые разнообразные события политической, общественной и культурной жизни.

Почти год ушел на то, чтобы обеспечить техническую базу для развития этого направления, обучить работающих в составе вэб-редакции журналистов, примирить радиожурналистов с необходимостью «выводить» свои программы в видеоформат. Сегодня мультимедийный раздел сайта РС включает следующие

форматы:

· фотогалереи;

· слайд-шоу/ аудиослайд-шоу;

· видеокомментарии по текущим событиям;

· фрагменты программ; репортажи с места событий;

· опросы на улицах;

· спецрепортажи; видеоблоги;

· видеопрезентации программ;

· карикатура.

Наша видеопродукция размещается в специальном «свободовском» разделе на сервисе «YouTube», и ее лучшие образцы собирают зрителей.

На повестке дня — организация видеотрансляций из московской и пражской студий.

Предварительные итоги

Итогом первого года работы над обновлением сайта «Радио Свобода» можно считать то, что он стал вполне конкурентоспособным ресурсом в русскоязычном секторе Интернета, твердо заняв вторую позицию в рейтингах радийных сайтов после «Эхо Москвы».

На смену конфронтационной модели сосуществования двух платформ пришло конструктивное сотрудничество радийной и вэб-редакции, создание интегральных структур, которые, в конечном счете, приведут — я уверена — к эволюционному переформатированию на современной технологической основе всей работы РС.

О том, каковы результаты первого этапа переформатирования сайта, говорят такие цифры.

В среднем количество посетителей сайта выросло более чем в два раза. Существенно — на 40 % — выросло количество лояльных посетителей (ядро аудитории, то есть постоянно посещающих сайт пользователей) и неотлучных посетителей (бывают на сайте ежедневно).

Чтобы картина была более наглядной, приведу сравнительные цифры за ноябрь 2008-го и ноябрь 2009-го года.

По данным «Google Analytics», посещений стало на 78,37 % больше — 1 615 699 в 2009 году по сравнению с 905 813 — в 2008 году.

Резко выросло и продолжает расти количество прослушиваемых файлов.

Количество комментариев, оставляемых на сайте РС, как уже говорилось, также резко увеличилось. Этот показатель вырос в 30 раз. Стала очевидна и такая тенденция: читатели и слушатели РС хотят не только высказывать свое мнение на тему статей и программ, но и общаться друг с другом на форумах «Радио Свобода».

В 2009 году «Радио Свобода» вышло в социальные сети.

В 2009-м кроме сообщества в ЖЖ возникли представительства РС в «Twitter», «ВКонтакте», «Facebook» и «Мой мир» (Mail.ru).

Еще один показатель увеличения авторитетности «Радио Свобода» как СМИ, на который значительно влияет активность сайта svobodanews.ru, это индекс цитируемости информационно-аналитической системы «Медиалогия». На величину индекса цитируемости влияет несколько показателей, в том числе количество ссылок на источник в сообщениях СМИ и заметность этих сообщений (самоцитирование не учитывается).

Таким образом, можно считать, что первый этап обновления сайта РС завершен. Созданы предпосылки дальнейшей интеграции двух платформ и их скоординированного развития. Заработали новые административные связи. Изменилась психологическая обстановка: все большее количество журналистов понимает необходимость освоения новых технологий. Возникла реальная перспектива создания «конвергентного» СМИ, использующего все технологические возможности, которые обеспечивает сеть — «сосуществование» текста, подкаста, видео, иллюстраций.

Как показал опыт реформирования сайта РС, эволюционный подход, хотя и является достаточно затратным по времени и усилиям, оказывается вполне эффективным, когда дело касается СМИ подобных «Радио Свобода».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: