ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИНСТИТУТ заочного и открытого образования
департамент экономической теории
Реферат «Уровень жизни населения»
по дисциплине «_Микроэкономика__»
Студентка Усеинова Надежда Рустемовна __
Курс 1 группа 6_
Преподаватель Корольков.В.Е
Москва 2018
Введение:
В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных форм экономического сотрудничества наличие сопоставимой информации является необходимым условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства — это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность моей работы и ее практическую значимость.
|
Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные факторы и показатели.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать факторы, влияющие на уровень и качество жизни, а также индикаторы их измерения, раскрыть важность изучения данных понятий.
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни населения
Под определением «уровень жизни населения» в широком смысле принято понимать весь комплекс социально-экономических условий жизни народа,таких как: условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. Однако такие понятия,как "уровень жизни" и "качество жизни" в современной научной литературе трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.
Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производственных сил,структуры и эффективности общественного производства.Например, Н.И.Бузляков пишет: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил".
|
Также существует иной подход к пониманию уровня жизни, который предоставляет И.И. Елисеева, она отмечает:"Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни".
Бывший директор Всероссийского центра уровня жизни В.Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации понятием "уровень жизни" характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов".
А А.Г. Крыжановская дает следующее определение: "Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека".
При рассмотрении уровня жизни в узком смысле речь идет в большинстве случаев о материальных и важнейших духовных потребностях.
Как правило,к материальным относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Необходимо отметить, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей.
|
Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.
В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.
Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и другие.
Прежде всего — это народное благосостояние. "Под народным благосостоянием понимается сложный социально-экономический феномен, интегрирующий характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни".
К настоящему времени "народное благосостояние" стало постепенно утрачивать популярность, будучи, во-первых, термином, относящимся к устаревающему словарю централизованной плановой экономики, во-вторых, под влиянием растущей употребимости понятий уровня и качества жизни и, в-третьих, в связи с определенной несовместимостью термина "благосостояние", имеющего позитивный смысловой оттенок, со значительным падением уровня жизни большинства населения страны.
Качество жизни определяется как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Российские ученые активно обратились к исследованию проблем качества жизни, прежде всего в связи с обострением системного кризиса и углублением социально-экономических противоречий в обществе, что выражается, главным образом, в снижении реальных доходов населения, углублении имущественной дифференциации, росте заболеваемости населения и постепенном сокращении продолжительности его жизни.
Качество жизни, следовательно, следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов и явлений, отражающих его современное существование, как в аспекте трудовой деятельности, так и в аспекте жизнедеятельности вообще.
Таким образом, качество жизни отражает степень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей.
1.2Факторы, определяющие уровень и качество жизни, индикаторы измерения.
При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.
- объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.
- субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные.
Кроме данных индикаторов выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать по ряду признаков.
В зависимости от иерархического уровня:
-макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;
- микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.
В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:
-прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;
-косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.
В зависимости от характера расчета:
-уровневые (абсолютные значения);
- структурные (составляющие уровневых показателей);
- динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).
В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:
- физические потребности;
-духовные (интеллектуальные) потребности;
-социальные потребности
Таким образом, выделяют различные показатели и индикаторы, при помощи которыхможно подробно охарактеризовать качество жизни.
Чтобы определить уровень и качество жизни населения необходимо четко иметь понятие о тех элементах, которые помогают оценить социально-экономическое положение в стране.
Интегральными индикаторами измерения уровня жизниявляются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий.
С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников..
Реальные доходы населения Др определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:
где ДД — общая сумма денежных доходов населения;
- индекс потребительских цен.
Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг.
Реальные доходы без учета услуг — часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Реальные доходы с учетом услуг — часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп.
При исчислении индексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период - индекс потребительских цен.
Реальная заработная плата работников - составная часть реальных доходов (с учетом услуг).
Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:
где ЗПр - реальная заработная плата,
ЗПН — номинальная заработная плата;
- индекс потребительских цен.
В политике доходов и заработной платы далеко не последнее место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.
Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
·распределение населения по уровню среднедушевых доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
·распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20% -ных (10% -ных) групп населения;
·децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
·коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации - соотношение наибольшего и наименьшего уровня средне-душевых доходов в субъектах Федерации;
·коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.
Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
Прямая линия ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов. Она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежат 20% доходов, 40% людей - 40% доходов и т.д. Кривая ОВ показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.
Усиление неравенства в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%. Следует отметить что, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения - отношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг - на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, - показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами.
При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида потребления и способа продажи продуктов населению.
Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Необходимо учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.
Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.
Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.
К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Однако он очень слабо улавливает качественные характеристики жизни, имеет существенные недочеты и поэтому требует корректировки. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):
где ж - индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;
о - индекс уровня образования;
ВВП/Н - валовой внутренний продукт на душу населения.
Он варьируется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде.
В 90-е гг. значение индекса развития человеческого потенциала в России уменьшилось (с 0,85 до 0,77). При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран - Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах - Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили - свыше 0,8.
Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.
За период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 2006 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.
Частные индикаторы характеризуют какие-то отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие:
·социально-демографические - продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;
·экономической активности населения - уровень безработицы, миграция населения и ее причины;
·социальной напряженности - участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;
·развития социальной сферы - доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;
·экологические - содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Эти индикаторы могут быть использованы для анализа уровня и качества жизни в России.
Заключение:
Таким образом, уровень жизни - это комплексная социально - экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей.
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.