Г.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
1. формировать представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, добрых поступках;
2. способствовать формированию этических форм поведения в обществе и при общении друг с другом;
3. формировать умения правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей.
Планируемый результат и формирование УУД.
Личностные:
- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
1. Настрой на работу. Орг. момент.
Сегодня на классном часе нас ждёт интересная работа, необычные задания. А для того, чтобы наше занятие прошло интересно, увлекательно мне потребуется ваша помощь и поддержка.
- А начать хотелось бы с тёплых, приятных слов…. Постарайтесь найти такие слова для своих одноклассников.
Упражнение «Комплимент»
Целеполагание.
- Тема нашего классного часа: «Поговорим о ….»
- Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на классном часе?
А кто из вас был прав, вы узнаете, выполнив задание.
Работа в парах.
Задание: из слов попробуйте собрать пословицы.
1 ряд * Добрые дела красят человека.
2 ряд * Доброе слово и кошке приятно.
3 ряд * Доброе слово дороже богатства.
- Итак, что у вас получилось?
- Какое же самое главное слово во всех пословицах?
- Молодцы, конечно, это ДОБРО.
- Так о чём же мы будем сегодня говорить..Продолжите предложение: «Поговорим о …»
- Тема нашего классного часа: «Поговорим о доброте »
- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия
Узнать о том, что…
Учиться быть …
Актуализация знаний.
- Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
- Что мы можем сделать, когда затрудняемся объяснить какое-нибудь слово?
- Правильно, обратиться к словарю Ожегова.
Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
А) Работа в группах.
Продолжите предложение: «Добрый человек – это тот, который………..» запишите фразу на лучиках. (пишут на лучиках солнца).
- Послушаем, что же у вас получилось….
На доске появляется солнышко с лучиками.
Вывод: добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.
- Посмотрите, на доске появилось солнце. Что мы чувствуем, когда видим солнышко?
Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим работу.
Б) Работа с пословицей.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте про себя ещё одну пословицу о добре.
- Кто готов её прочитать вслух?
- Теперь прочитаем её хором.
«Нам жизнь дана на добрые дела».
- А в чём её смысл?
Жизнь человека – это путь. Путь из добрых дел.
- Давайте и мы отправимся в путь по дороге добра.
- Я предлагаю отправиться в путь пешком, а почему? (полезно для здоровья)
- Итак, в путь! Смена позы (шагаем змейкой между партами под музыку)
- Садитесь на свои места.
- В пути мы часто встречаемся со многими тайнами.
- А кто их из вас любит их разгадывать?
- Отгадайте загадку.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
- Где же в человеке спряталась доброта? (в самом СЕРДЦЕ)
- Предлагаю вам послушать рассказ «Красота сердца».
- А можете вы по названию догадаться о чём этот рассказ?
(варианты ответов)
На одной планете жили обыкновенные люди. Но один человек был не такой, как все. Он во всём искал доброту и постоянно задавал себе вопрос:
- Для чего я живу?
Однажды, наблюдая за тем, как солнышко ласково посылает свои лучи на землю, обратился к нему:
- Солнышко, почему ты так ярко светишь?
- Я отдаю тепло всем людям и всех согреваю, - ответило солнце.
Тогда человек понял, для чего он живёт. Оказывается, он тоже может …
- Как вы думаете, что он понял..
(предположения детей)
греть и давать людям доброту своего сердца. И это так прекрасно!
- Так в чём же заключается красота сердца? Дарить людям добро.
- Приложите свои ручки к сердцу.
- Что вы слышите? (стук)
- Скажите, а что хочется сделать, когда мы слышим стук в дверь? (открыть её)
- Так же и сердцем… Мы его должны чаще открывать друг для друга, делиться добротой, делая добрые дела.
В) «Дерево добра»
- Людей на свете много и каждый старается совершать добрые дела, поэтому и добра на земле много. И я предлагаю вам тоже вырастить дерево добра.
- Посмотрите, у вас на парте лежат зелёные листочки, напишите на них своё доброе дело и прикрепите на дерево.
Выходят по цепочке к доске и называют своё доброе дело и приклеивают листочки.
- А кто нас может научить делать добрые дела? (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
- Конечно, самые близкие и родные люди.
- Ребята, у кого есть бабушка?
- Попробуйте разгадать ещё одну тайну:
«Как вы думаете, что общего между бабушкой и бабочкой?»
(предположения детей)
- А хотите узнать?
- А для этого нужно заглянуть в этимологический словарь, в котором можно найти значение слов.
«Старые бабушки называли бабочек «душечка». Выходит, слово «бабочка» первоначально значило «душа бабушки».
Наши далёкие предки, наблюдая, как они порхают возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумывались: да уж не летает ли это вокруг родного дома душа той далёкой бабушки, которая даровала жизнь нашим предкам. Выходит, что «бабочка» и «бабушка» - одно слово…».
-Мне бы очень хотелось узнать, какая она ваша бабушка?
- У вас на столе лежат бабочки.
- Напишите на бабочке одно самое лучшее слово о своей бабушке. Какая она? И украсьте бабочками наше дерево.
- Молодцы! Для каждого из вас ваша бабушка самая лучшая. Ведь именно бабушки подарили нам самое ценное и дорогое: маму и папу.
- Красивое наше дерево добра? Мне тоже очень нравится.