Италия. Раннее Возрождение (15 век)




Новаторство Джотто продолжили так называемые «отцы Возрождения»: архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло и живописец Мазаччо, работавшие в период Раннего Возрождения (15 век) во Флоренции.

Брунеллески (1377-1446) вернул архитектуре простоту, утерянную за время готики. Он обратился к ордерной системе, изучив античные постройки. Принципы его архитектуры – симметричность, гармоничность пропорций, соотнесённость с параметрами человека.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции, 1429 г.

Брунеллески любит спокойное движение многочисленных круглых арок внутри зданий (как в церкви Сан-Лоренцо) и снаружи (как в Воспитательном доме), тогда это называется аркадой. Он первым построил во Флоренции здание, необходимое для общественной жизни города – Воспитательный дом для подброшенных младенцев и сирот. Украшающая его аркада потом стала появляться во многих зданиях во Флоренции. В целом архитектура Брунеллески, особенно по сравнению с готической, выглядит немногословной, размеренной и не подавляющей человека своим величием или высотой.

Ф. Брунеллески. Церковь Сан-Лоренцо, интерьер.!418-28 г.

Ф. Брунеллески. Воспитательный дом, 1419 г.

Самое знаменитое сооружение – купол главного флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Собор был построен в готической манере и долгое время стоял незавершённым, без купола, т.к. боялись, что купол раздавит относительно тонкие стены. Брунеллески предложил купол, составленный из пересекающихся стрельчатых арок-нервюр и лёгких материалов – кирпича, черепицы и дерева. Яркий оранжевый цвет купола сделал его визитной карточкой Флоренции.

Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции

Скульптор Донателло (Донато ди Барди, 1386-1466) отделил статуи от стены храма, снова начав создавать круглую скульптуру. Его работы «Святой Георгий» и «Давид» (ранний) прославляют подвиг во имя свободы.

Донателло. Св. Георгий, 1416 г.

«Кондотьер» является первой конной статуей со времён античности, а бронзовый «Давид» возвращает в скульптуру красоту обнажённого тела.

Донателло. Давид, 1430-е г.

Статуя кондотьера Гаттамелаты (начальника городского ополчения – кондотты) для города Падуи представляет расцвет искусства Донателло.

Живописец Мазаччо [1] (Томмазо Кассаи, 1401-1428) прославился росписями капеллы Бранкаччи во Флоренции, посвящёнными жизни Святого Петра. Он развивает реализм Джотто, стремится к насыщению росписей драматическим действием и психологическими характеристиками персонажей. Знаменитой является фреска «Изгнание из рая», передающая раскаяние Адама и Евы (1424 г.).

Лучшим произведением Мазаччо из этой же церкви является фреска «Чудо со статиром», т.е. с монетой, которую по указанию Христа извлекли из пойманной рыбы и этой монетой заплатили за вход в город. Все персонажи в ней показаны как разные характеры, а также одновременно изображено три события.

 

Мазаччо. Чудо со статиром, 1425 г. Капелла Бранкаччи

В период Возрождения многие итальянские города стремились украсить свои улицы, площади и храмы произведениями знаменитых мастеров. Лучшие творцы избирались на основе конкурса и должны были прославить человеческие добродетели и ценности гуманизма. В это же время появились меценаты, вкладывавшие собственные средства в украшение города. Самыми известными были представители семейства Медичи во Флоренции, особенно внук основателя династии – Лоренцо Великолепный.

 


[1] Его прозвище «Мазаччо» означает «неряха», т.к. он всегда был перемазан красками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: