ЧЕРТОРОЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ДОКЛАД
по дисциплине «Этнополитология»
Выполнил:
магистрант 1 курса очной формы обучения группы 5 МП
направления подготовки 41.04.04 –
«Политология»
Проверил:
кандидат политических наук, доцент
/ Иликаев А.С. (подпись)
«___»____________ 2020 г.
Уфа - 2020
В современном мире в настоящее время имеют место сложные межнациональные проблемы, которые постоянно провоцируют гражданские и межгосударственные конфликты, дестабилизируя тем самым как региональные, так и глобальную систему международной безопасности.
Современные европейские государства переживают очередную волну миграции, которая несет с собой изменение демографической ситуации в странах, а также проблему интеграции мигрантов в соответствующие общества. Сегодня страны Европы, в том числе Россия, столкнулись с притоком мигрантов из стран, с неблагоприятной экономической обстановкой и с внутренними конфликтами, Ближнего Востока, Африки и Азии. Даже в государствах, которые в 1990-х гг. демонстрировали высокий уровень культурной толерантности и терпимости, в 2000-х гг. возникают конфликты культурного и национального несоответствия. В таких процессах этничность выступает детерминантой многих социальных конфликтов и является средством манипуляции в этнополитических ситуациях, что может приводить к дезинтеграции полиэтнического социума.
В данном контексте очень остро встают вопросы этнополитической интеграции. Практика показывает, что современные глобализационные процессы обостряют межнациональные отношения, а также усиливают страх перед иммигрантами.
Во многих странах активизировалось противостояние титульной нации и групп иммигрантов, происходит восстановление национальной идентичности и национальной солидарности отдельных этнических групп. Поэтому среди коренного населения распространяются радикально-националистические настроения, в результате чего на протяжении прошлого десятилетия националистические партии получают все большую поддержку во многих европейских государствах, в частности во Франции, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах. Приобретает новое дыхание этноцентричная риторика политиков, все больше критикуется теория мультикультурализма.
|
Европейский опыт убедительно доказывает, что этничность реагирует на процессы глобализации усилением центробежных тенденций, ростом этнорегионализма, возникновением напряженности в системе межэтнического взаимодействия. Среди нескольких этнически ориентированных парадигм, как правило, превалирует та, для которой ценности собственного сообщества выше любых других. Абсолютизация этнических идентичностей «противостояние» / «защита» порождает этнические чистки и проявление ксенофобии в обществе. Соответственно, с учетом вышеизложенного актуализируется важная научно-практическая задача изучения явления этнополитической интеграции на европейском пространстве и определения ее тенденций на современном этапе.
Научным и экспертным сообществом анализ этнонациональных и этнокультурных процессов в ЕС осуществляется в течение последних десятилетий на базе освоения теоретического наследия отечественной и зарубежной науки. За относительно небольшой промежуток времени развились этнополитология и этногосударствоведение, исследуются процессы развития национального самосознания европейцев, анализируются этнокультурные аспекты жизнедеятельности национальных меньшинств, а также проблемы влияния этнонационального фактора на ход проводимых реформ и т.д. Наиболее известными работами по указанным вопросам являются труды А. Бастиана, Дж. Берри, Ю. Бромлея, П. Ван ден Берга, М. Кастельса, А. Коэна, Д. Ротшильда, Э. Смита, К. Янга и др.
|
В то же время продолжает существовать потребность в целостном исследовании состояния реализации государственной этнополитики на европейском пространстве, вызовов, стоящих перед ней на нынешнем этапе, и перспективных направлений ее совершенствования. Тенденции дальнейшей международной интеграции, стратегия формирования нового мирового порядка и проблема сохранения культурной самобытности и идентичности, а также особенности межкультурного диалога цивилизаций остаются ведущими для прогрессивного международного развития.
Этнополитические процессы – это разновидность политических процессов, в которых формируется феномен политизированной этничности и отражаются этнополитические интересы и ценности. В свою очередь, этническая общность – это совокупность людей, имеющих общую культуру, которые говорят, как правило, на одном языке и понимают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Чувство этнической принадлежности к сообществу формируется под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от сознания и воли. Важный фактор в определении этнической общности – это этническое самосознание. Оно заключается в том, что люди, которые составляют этническую общность, осознают свою принадлежность именно к этому, а не к какому-либо другому сообществу.
|
Радикальные геополитические изменения 1989–1991 гг. породили, как отмечает Finn Laursen, «три Европы»: Европа 1 – состоит из постоянных демократий Западной Европы, Европа 2 – из стран Вышеградского блока, Европа 3 – остальные страны бывшего советского блока. Соответственно, по-разному в указанных частях европейского континента решались этнополитические вопросы. Балканы, как известно, стали местом кровавых гражданских войн. Не обошли эти процессы и Приднестровье. При этом курс стран Вышеградской группы на Евросоюз помог утверждению «европейского интернационализма», который опирается на идеи соблюдения прав и свобод человека, независимо от его принадлежности к «титульной» нации или определенному национальному меньшинству.
Сейчас ЕС представляет собой интересный пример огромного полигона, на котором взаимодействуют различные модели сохранения и поддержания разнообразия коллективных идентичностей. Этнополитика в этих обстоятельствах приобретает признаки мозаичности и конвенциональности. То есть ради поддержания стабильного пространства межнациональной толерантности Евросоюза приходится постоянно прилагать немалые управленческие усилия. Сложные политические системы требуют перманентного совершенствования механизмов управления социальными процессами.
Исходя из анализа этнополитических процессов на территории объединенной Европы, можем сделать вывод, что термин «европейская нация» постепенно стал синонимом любой нации, проживающей на этой территории, независимо от того, входит она в ЕС или нет.
Например, последние опросы в Македонии показали, что 40 % македонцев считают себя европейцами. Начиная с 2004 г. в Македонии количество тех, кто идентифицирует себя европейцем, постепенно увеличивается, несмотря на то, что Македония далека от членства в ЕС в краткосрочной перспективе.
Однако события второго десятилетия показали, что в пределах ЕС достаточно этнополитических нестабильных точек (регионов), которые своими требованиями создают новые вызовы для региональной европейской безопасности, провоцируя дезинтеграционные процессы. Таблица наглядно свидетельствует, о перманентной тенденции к уменьшению основного этноса в европейских странах.
Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в ЕС сформировался ряд государств, которые тормозят процесс формирования европейской идентичности, это так называемая группа евроскептиков, к которой относятся в первую очередь Великобритания и Дания.
Евроскептицизмом обозначают политическое течение/идеологию, которое распространяет негативное отношение к процессам интеграции в рамках Европейского союза. Евроскептики стоят на позициях поддержки национальных государств, их суверенитета и выражают опасения, что углубление интеграции навредит суверенитету государств-членов. Чаще всего евроскептики настаивают на выходе своих стран из ЕС.
Н. Александрова отмечает, что европейские государства, несмотря на преимущества евроинтеграции, крайне неохотно расстаются с национальными традициями в пользу новых общеевропейских стандартов, которые воспринимаются нацией иногда с большим скепсисом как ложные и надуманные. По мнению исследовательницы, это свидетельствует о том, что тенденциям формирования единой европейской идентичности противостоит национальный консерватизм, приверженность к национальной культуре, а следовательно, национальной идентичности.
В данном контексте следует вспомнить теорию отечественного политолога А. Высоцкого, который определяет бесконечную смену процессов интеграции и дезинтеграции как одну из закономерностей этнополитического развития человечества. Исследователь утверждает, что интеграционные процессы, особенно на межгосударственном, международном уровне, являются свидетельством вхождения в процесс или пребывания народа на этапе национально-государственного строительства, а также средством создания или сохранения собственного государства.
Этнополитическая интеграция становится неизбежным следствием, продолжением этнополитической дезинтеграции. Ее интенсивность, а также удаленность во времени зависит от того, какими методами осуществлялась дезинтеграция – добровольными (вследствие согласия, договоренностей государств) или принудительными (вследствие войн, незаконного захвата территорий).
В случае существенной социально-политической дестабилизации, в частности под влиянием мировых кризисных экономических процессов 2008–2013 гг., вполне возможно усиление ультрарадикального вектора в национальной политике большинства стран – членов Евросоюза.
С учетом вышеизложенного получается, что единственно возможным способом предотвращения этнополитического давления и углубления дезинтеграционных процессов является отказ от конфронтации и переход к этнополитическому менеджменту конструктивного взаимодействия. Одним из элементов такой этнополитики является защита интересов национальных меньшинств средствами наднациональных структур власти и гуманитарного международного права.
Не подлежит сомнению тот факт, что народам Европы следует сохранять и способствовать развитию того, что отличает их друг от друга, учитывая богатство, представленное плюрализмом культурного выражения. Но в то же время они, безусловно, должны быть знакомы с концепцией европейской культуры, которая является незаменимой ценностью для выживания Европы и ее будущего развития.
Сохранение и содействие этим местным, региональным, национальным и европейским общим чертам нельзя представить в атмосфере изъятия и изоляции, а диалог между культурами является жизненно важным элементом для продолжения существования данных идей в мире, открытом для новых и разнообразных воздействий и для миграции лиц, которые приносят с собой собственное культурное наследие. Эта новая ситуация сталкивает европейские общества с проблемами и открывает им новые возможности – проблемы, которые требуют объединения, возможности – для достижения идеалов. Имея такую перспективу, европейцы должны быть осведомлены и чувствовать причастность к собственной культуре, однако при этом иметь открытый доступ к другим культурам и быть задействованными в положительном диалоге и плодотворном обмене идеями. Такое плодотворное мультикультурное общество требует определенных усилий, которые, в свою очередь, приводят к обязательствам в образовательной и культурной сферах.
Таким образом, важным условием адаптации в обществе стратегии этнополитической интеграции выступает этнорелятивное сознание и принятие существующих в обществе межкультурных различий. В идеале, как считает D. Ramiro Troitino, стратегия этнополитической интеграции требует от групп этнических сообществ постепенной адаптации к ценностям доминирующего общества, а правительствам следует приспособить социальные институты для их лучшего соответствия потребностям полиэтнического общества.
Для успешного протекания этнополитических интеграционных процессов D. Ramiro Troitino советует пользоваться целым рядом методов, которые должны взять на вооружение правящие круги полиэтнических государств Европы. Главными среди них являются следующие: обеспечение широкой народной поддержки, внедрение плюрализма, предоставление автономии и/или суверенитета участникам интеграционных процессов на соответствующий переходный период, отмена некоторых непопулярных статей законодательства и т.д. В то же время он рекомендует избегать неэффективных методов, в частности создания специальных политических институтов, введения новых специальных символов, назначения специально отобранных людей для политических и административных учреждений и др. Движущей силой интеграционных этнополитических процессов, как правило, является элита титульной нации и сама нация.
Вывод:
Итак, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Эволюционировать этнополитическое надгосударственное образование может только за счет углубления интеграции, иначе оно обречено на распад и дезинтеграцию, и ЕС не является в данном случае исключением. В условиях сложной, многоуровневой, гетерогенной этнополитической надгосударственной системы, которой, без сомнения, является ЕС, наблюдается временный взаимный баланс этнополитических интеграционных и дезинтеграционных тенденций.
Для активизации и повышения эффективности этнополитической интеграционной модели на европейском пространстве следует использовать этнополитический менеджмент конструктивного взаимодействия. Он является наиболее приемлемым для развития современных полиэтнических государств, поскольку дает возможность различным этническим группам и национальным меньшинствам сохранить свою национальную идентичность, а также участвовать в развитии государства. Благодаря ему для этнических сообществ, составляющих этнонациональную культуру общества Европы, могут быть созданы все условия, позволяющие оберегать этнокультурную самобытность; сформированы законные основания для сохранения и развития этнических, языковых, этнокультурных прав. С другой стороны, данный инструмент предполагает, что все этнические сообщества, которые составляют этнонациональную структуру, интегрируются на базе определенных общественных ценностей, в том числе государство- и нациообразующих.
Кроме вышеприведенных направлений этнополитического менеджмента отдельный упор следует сделать на том, что на пути интеграции на европейском пространстве он должен быть сосредоточен на совместной региональной политике, главной целью которой должно стать развитие регионов, где ВВП на душу населения меньше 75 % от среднего показателя в ЕС (в таких регионах проживают 22 % населения стран ЕС); помощь регионам, которые имеют структурные и инфраструктурные проблемы; развитие человеческих ресурсов и борьба с безработицей. Маастрихтский договор в статье 151 зафиксировал задачи содействия расцвету культур государств-членов и отметил, что «уважает их национальное и региональное многообразие и одновременно нацелен на развитие общего культурного наследия». Также важной задачей этнополитического менеджмента является развитие «европейского измерения» в образовании, в частности путем изучения и распространения языков стран ЕС, поощрение мобильности студентов и преподавателей, взаимное признание дипломов и сроков обучения.