Тематический блок «Человек и общество»




А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Общество воспитывает и формирует людей. Онегинвоспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя». Не бранят за шалости. Воспитание Онегина лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности до выхода в свет: умение танцевать, вести светский разговор ни о чем, остроумно шутить, одеваться по моде. => «свет решил, что он умен и очень мил». Далее личность Онегина формируют требования, обычаи и мнения света, культурная обстановка в среде столичной интеллигенции (знакомство с Кавериным, автором, театром и т.д.), книги (бессистемное чтение в основном иностранных авторов: экономист Адам Смит, Байрон и др.), образ жизни «золотой» петербургской молодежи, проводящей свое время в праздности и развлечениях => Онегин - человек, жизнь которого определяется мнением света, не задумывающийся об истинном смысле человеческой жизни, «ученый малый», но пустой, не способный на сильные и глубокие чувства. Эпизод – дуэль с Ленским. Ленскийполучил образование и воспитание в «Германии туманной», где попадает под влияние немецкой романтической философии и литературы. => Ленский не знает действительной русской жизни, плохо разбирается в людях («он сердцем милый был невежда», ошибается в оценке личных качеств Ольги и Онегина). Личность Ольгиформируется в среде провинциального дворянства, где все воспитание сводится к усвоению практических навыков (танцы, умение подать чай, вести хозяйство и т.д.). Такое воспитание не ориентировано на духовное развитие личности. => занятная и веселая, но поверхностная девушка. Воспитание Татьяныпроходит под воздействием различных факторов: - влияние сентиментальных романов (Ричардсон и Руссо) => мечтательность и незнание жизни, стремление видеть в себе и в окружающих героев романа. - усвоение традиций русской национальной культуры (рассказы няни, наблюдения за русской природой, участие в гаданиях и других народных обрядах) => близость народному духу, приобщение к нравственным ценностям русского народа (понятия о долге и чести, верности и т.д.).
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Конфликт с обществом на основе разности взглядов на жизнь. Мцыри не приживается в монастыре, потому что он слишком отличается от обитателей монастыря. Он стремится к свободе, яркой и насыщенной жизни, единению с природой, возможности испытать страсти: любовь и азарт битвы. Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное — он постигает вкус свободы. Важно, что в монастырь Мцыри привезли насильно, ребенком оторвав от привычного для него мира. С точки зрения Лермонтова, это насилие над личностью, которое не должно применяться ни к одному человеку. Эту свободу выбора и желает вернуть себе Мцыри, для которого монастырь – тюрьма. Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.
А.С.Грибоедов «Горе от ума» Человек и общество — это одна из центральных проблем в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума. Как должны строиться взаимоотношения людей в обществе, надо ли воспринимать общепринятые ценности, нравственные установки, даже если они резко противоречат вашим? Согласитесь, вопросы актуальны и сегодня, так как каждый человек ищет своё место в жизни, а значит, и своё положение в обществе. Чацкий противостоит всему фамусовскому обществу. Он не приемлет его принципов, суть которых заключена в материальных ценностях, в достижении достойного положения, в выгодной женитьбе. Служба для них не в служении Отечеству, а в достижении выгодного положение в свете, в продвижении по служебной лестнице. Поэтому серьёзно делами они не занимаются (как говорит Фамусов, «…подписано, так с плеч долой!»). Даже любовь здесь – предмет купли-продажи («Кто беден, тот тебе не пара», - Фамусов дочери).Любое несогласие с общепринятыми принципами воспринимается как «сумасшествие». Мнение общества, что «станет говорить княгиня Марья Алексевна», для них дороже искренности, справедливости, честности. Урок отцов — пример для людей этого общества (Фамусов: «Учились бы, на старших глядя…»). Да, сложно Чацкому, обидно, что дом, который он так любит, где прошло его детство, с которым связано так много воспоминаний, вдруг оказался чужим. Но герой не подстраивается под общество. Он смело отстаивает свои взгляды («Служить бы рад, прислуживаться тошно» и др.).Это не Молчалин с его подхалимством, лицемерием, двуличием, который хорошо усвоил, как надо жить в таком обществе. Чацкий привлекает читателей именно умением отстаивать свои идеалы, быть верным себе, не превращаясь в одного из…, оставаясь яркой личностью. Как построить отношения с людьми, как определить своё место в жизни — это решает каждый. Но люди просто обязаны жить по законам морали, поддерживая всё нравственно верное, порядочное и выступая против лжи, зла, враждебности, как бы трудно это ни было. Только тогда возможно истинное счастье.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» «Лишние» — такое определение появилось в литературе первой трети 19 века при характеристике людей, не способных найти себя в обществе, применить свои способности, находящихся в постоянном конфликте с окружающими и поэтому, в принципе, несчастных. Один из них — герой романа М.Ю.Лермонтова Печорин. Слово «герой» в названии произведения применено с иронией, сожалением. Его можно взять в кавычки, потому что «геройства» как раз Печорин-то и не совершал. Вся его жизнь — жизнь для себя, игра судьбами людей, эгоизм, холодность и безразличие, неспособность ценить любовь, преданность. Такая жизненная позиция привела его к одиночеству в обществе. Он просто не может быть счастливым, думая, что счастье – это «насыщенная гордость». С одной стороны, герой жаждет деятельности, но в то же время растрачивает свои силы попусту, не принося пользы ни себе, ни людям. Всем, кто соприкасается с ним в жизни, Печорин приносит одни несчастья – Беле, контрабандистам, Вере, обижает Максима Максимовича. Он словно играет судьбами людей, стремясь подчинить себе: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти» Читателям жаль героя, жаль, что он так и не смог найти себя, определить, что же важно в его жизни («…з ачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения»). Его поиск пути не привёл ни к чему – слишком отгорожен он от людей, эгоистичен. Возможно, поэтому автор показал в конце романа трагический конец Печорина. О многом задумываешься, читая роман, в том числе и о том, что жить надо, осознавая, что вокруг живут такие же люди, с их судьбами, проблемами. Нужно стараться понимать их, жить в согласии с другими.
Шолохов «Судьба человека» Смысл жизни герой рассказа видит в том, чтобы жить для других. Сначала он живет для своей семьи, в годы войны главной целью его жизни становится защита Родины и помощь товарищам (во время боя он рискует жизнью, соглашаясь отвезти боеприпасы через обстреливаемое неприятелем поле), после известия о гибели жены и дочерей Сотников видит смысл жизни в сыне Анатолии («И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить»). После похорон Анатолия герой обретает смысл жизни в заботе о приемном сыне Ванюше. У героя снова появляется человек, ради которого стоит жить.
Островский «Гроза» В пьесе противопоставлены «горячее сердце» Катерины и «темное царство» города Калинова. Катерина - сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «темным царством». Катерине претит насилие и духовная несвобода, которая ее окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отличие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она по своей собственной воле стремится к духовной чистоте. Именно поэтому выход, предлагаемый ей Варварой (лгать и изворачиваться), Катерину не может устроить. В отличие от Варвары, Тихона, Бориса (которые предпочитают пойти на компромисс со свей совестью: создают видимость подчинения старшим, лгут, изворачиваются и закрывают глаза на несправедливость и жестокость, творящиеся вокруг), Катерина предпочитает сохранить свою честь, человеческое достоинство, нравственные убеждения и заявляет о них открыто, за что платит жизнью. Она хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств, принять законы этого омертвевшего душой города. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе свою душу в угоду общественным порядкам.
Островский «Бесприданница» В пьесе «Бесприданница» А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: преуспевающие дельцы Кнуров и Вожеватов — уважаемые люди в городе, перед ними открыты все двери, и сами они вполне сознают все преимущества своего положения: «Да с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много». Нет такого «товара», который нельзя было бы приобрести за деньги: за них промотавшийся дворянин Паратов продает свою «волюшку», их разными хитростями выуживает у богатых гостей мать Ларисы. Таким образом, мы видим, что в той или иной степень деньги. Внутренний конфликт пьесы и заключается в том, что при значительном внимании со стороны окружающих Лариса на самом деле безмерно одинока. Мало этого — ее понятия и устремления не вписываются в систему господствующих в обществе ценностей. Лариса чужда расчета и притворства, и это становится причиной ее душевных страданий. Выход для Ларисы: смерть (освобождение от господства денег в жизни человека) или подчинение правилам жестокого мира купли и продажи, отказ от собственных нравственных принципов.
Достоевский «Преступление и наказание» 1. Достоевский, признавая давление «среды», требует от человека внутреннего сопротивления ей и считает борьбу с окружающим злом нравственным долгом человека. Человек свободен по своей духовной сущности. У него есть свобода нравственного выбора. Цель жизни: жить для добра. Закон жизни- закон любви. 2. Насилие в любом виде не способствует утверждению человечности, не приносит пользы окружающим 3. Нельзя спасать одних ценой жизни других. Человек (=общество) не имеет права распоряжаться жизнью другого. 4. Любая общественная теория бесчеловечна, т.к. не учитывает отдельной личности (теория Раскольникова, экономическая теория Лужина) Конфликт общества и личности заключается в том, что общество забывает об отдельном человеке и его потребностях, о справедливости к отдельной личности. Конфликт: роскошный Петербург, который видит Раскольников с моста, и бедняки, вынужденные искать средства для пропитания. Раскольников и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира "униженных и оскорбленных" в романе. Этот мир представлен и другими персонажами: девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, девочками из сна Свидригайлова и др. Символ загнанности бедного человека – засечённая насмерть лошадь из первого сна Раскольникова. Образ лошади ассоциируется со всеми вышеперечисленными героями, особенно с Катериной Ивановной, которая перед смертью восклицает: "Уездили клячу!" Общественная система убивает «маленького» с социальной точки зрения человека. Справедливость герои видят в том, чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам.  
М.Горький «Старуха Изергиль» Как надо жить, как найти своё место в обществе, как построить отношения с окружающими людьми? Два типа поведения, существования человека среди людей показал А.М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Две легенды, рассказанные главной героиней, — яркий пример того, как нужно и нельзя жить в обществе. Ларра- сын земной девушки и орла- противопоставил себя обществу, не подчиняясь его законам, моральным принципам. Его желание жить так, как хочется ему, не уважая старших, не считаясь с желаниями людей, его высокомерие – всё это привело к трагическому финалу. Общество просто отвернулось от него. Что может быть страшнее, чем стать изгоем, никому не нужным человеком, когда тебя просто не замечают, а тем более изгоняют. Ларра обречён на жизнь вечную. Но нужна ли ему эта вечность, если нет вокруг никого, кто был бы ему дорог. «Свобода от всего — это наказание ».   Данко сделал всё, чтобы вывести людей из тёмного леса. Когда же он понял, что выхода уже нет, он вырвал из груди своё горящее сердце, освещая им путь людям. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их..». Жизнь для Данко — это стремление быть нужным людям. А оценило ли общество его героический поступок? Нет, все просто были рады освобождению, забыв о своём спасителе «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…» Да, общество не всегда оценивает поступки людей, достойных уважения. Но это не делает равнодушными тех, кто желает жить ради людей. Им не нужна награда. Их поступки — веление горящих, пылающих сердец.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: