МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

Институт Философии и социально-политических наук

Кафедра документоведения и технотронной информологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

(для студентов всех форм обучения по направлению

«Документоведение и архивоведение»)

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

документоведения и технотронной информологии

Протокол № __ от ____

 

Луганск

 


УДК 651.05

 

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ (для студентов всех форм обучения по направлению «Документоведение и архивоведение») / Сост. И. А. Омельяненко. – Луганск: Изд-во ЛНУ им. В.Даля, 2017. – 34 с.

 

 

В методических рекомендациях определен обязательный объем требований к курсовым работам применительно к направлению подготовки «Документоведение и архивоведение». Раскрыты требования к оформлению работ. Приведены примеры составления плана работы, оформления титульного листа, библиографического списка и др.

 

Составитель: И.А. Омельяненко, ст. преп.

 

Отв. за выпуск О.В. Каминская, доц.

 

Рецензент С.А. Пидченко, доц.

 

 


Общие положения

1.1 Правила оформления и требования к содержанию курсовых работ определяют единый порядок и требования к оформлению курсовых работ, выполняемых студентами по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение».

1.2 Правила разработаны в соответствии с:

– законодательством в области образования;

– нормативными документами Министерства образования и науки ЛНР, регламентирующими образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам высшего образования;

– государственными образовательными стандартами высшего образования;

– Уставом, локальными нормативными актами и организационными документами ЛНУ им. В. Даля.

1.3 Правила разработаны с учетом требований следующих стандартов:

ГОСТ 2.051-2006 ЕСКД. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы

ГОСТ 2.501-2013 ЕСКД. Правила учета и хранения.

ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.12-2011 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке.

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.32-2003 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

1.4 Содержание курсовых работ определяется требованием государственного стандарта направления подготовки и направленностью образовательной программы.

Структурные элементы курсовой работы

2.1 Курсовая работа состоит из текстовой части и графического материала в качестве приложений.

2.2 Объем курсовой работы определяется трудоемкостью его выполнения (рекомендуется в пределах 30 печатных страниц).

2.3 Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– разделы основной части;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (при необходимости).

Требования к содержанию структурных элементов

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

– наименование вышестоящей организации;

– наименование вуза;

– наименование института (факультета);

– наименование кафедры;

– наименование работы;

– наименование темы;

– наименование дисциплины;

– фамилия, имя, отчество автора работы;

– код и наименование направления подготовки;

– должность, фамилия, инициалы руководителя;

– место и год.

Титульный лист оформляется в соответствии с п. 4.1.

Содержание

В элементе «СОДЕРЖАНИЕ» приводят порядковые номера и заголовки всех элементов («ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»), разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части, обозначения и заголовки приложений с указанием номеров страниц. Раздел «СОДЕРЖАНИЕ» следует оформлять в соответствии с п. 4.2.

Введение

Введение является обязательным элементом курсовой работы. Во введении должна быть рассмотрена актуальность курсовой работы, определена степень изученности темы; определен объект и предмет работы; определены цели и задачи работы.

Актуальность темы – важность, приоритетность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный этап выполнения работы. Определение актуальности темы не должно быть многословным. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации и то, какие важные последствия может принести разрешение данной научной проблемы в настоящее время. Не следует путать актуальность и степень изученности темы. Тот факт, что та или иная тема является недостаточно изученной, еще не свидетельствует о том, что эта тема является актуальной и подлежит изучению в настоящее время. Иными словами тема может быть неизученной и, одновременно, не являться актуальной. Задача студента – найти актуальную тему, а уже затем проанализировать степень ее изученности, т.к. если тема является актуальной, но уже изучена в достаточной степени, нет смысла проводить ее повторную разработку, равно как и нецелесообразно тратить время и силы на изучение тех вопросов, которые не интересуют общество в настоящее время.

При определении степени изученности темы производится характеристика научной литературы в хронологической последовательности издания работ или по проблемно-хронологическому принципу с учетом новых сведений для освещения данной темы, которые содержит каждая работа. При анализе литературы следует стремиться определить, что дает каждая работа для изучения поставленной проблемы, обратить внимание на какие источники опирается автор, дать общую оценку рассматриваемой монографии или статьи, отметить ее достоинства и недостатки. Не следует подменять критический анализ научной литературы ее перечислением.

Научная проблема может быть решена только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном явлении или процессе, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования.

Объектработы–это совокупность явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам, законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. Объект может быть многопредметен и рассматриваться различными научными дисциплинами с различных позиций. Например, документная информация является объектом изучения документоведения, информатики, архивоведения и целого ряда других научных дисциплин. Объект исследования в конкретной работе может быть сформулирован, например, следующим образом: «система документационного обеспечения управления образовательных учреждений», «документационное обеспечение деятельности промышленных предприятий», «кадровое делопроизводство в коммерческих организациях» и пр.

Предметработы включает в себя те стороны и свойства объекта,которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Предмет представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные аспекты проблемы, которые и будут являться разными предметами исследования. Например, проблемная ситуация состоит в том, что действующая в организации, например в средней общеобразовательной школе, система делопроизводства не обеспечивает эффективного управления школой. Объектом исследования в этом случае будет система документационного обеспечения управления образовательных учреждений. В качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно выбрать делопроизводство в учреждениях органов самоуправления.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обуславливают стратегию исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах.

Цельработы–это планируемый результат,модель ожидаемогорешения проблемы, которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования. Целью работыможет быть получение конкретной информации о проблемной ситуации (ее детальное описание), сбор и анализ статистических данных: например, описание видов документов, создаваемых в учреждении, выявление состава исполнителей и распределения работы между ними. В аналитическом исследовании целью может быть разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития и т.п. В прикладном исследовании целью может являться формулировка рекомендаций по совершенствованию технологии делопроизводства или разработка конкретных делопроизводственных процедур, направленных на преодоление изучаемой проблемы.

Задачи курсовой работы представляют собой содержательную,методическуюи организационную конкретизацию цели. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Например, если целью работы является «анализ и оценка отношения работающих к нововведению в организации», то это потребует решение таких задач, как определение степени включения различных групп работников в ситуацию нововведения, отбор и анализ нормативных документов, в которых определяется степень участия различных должностных лиц в изучаемой ситуации и т.п.

Задачи формулируются обычно в виде перечислений (описать…, изучить…, установить…, выяснить…, доказать…, определить…, охарактеризовать…, проанализировать…, выявить… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав выпускной квалификационной работы. Ниже приведен пример формулировки задач работы (следует помнить, что в каждом конкретном случае студент должен сам сформулировать задачи, исходя из объекта, предмета и цели исследования):

«Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать учреждение;

- определить место должностного лица, ответственного за ведение делопроизводства, в структуре школы;

- охарактеризовать управленческие документы школы;

- изучить организацию работы с управленческой документацией в школе».

В зависимости от темы и структуры работы во введении может приводиться анализ источников по теме (данный анализ также может быть вынесен в первый раздел работы – такой вариант может использоваться в работах теоретического характера). При анализе источников необходимо:

- определить, к какому виду относится изучаемый источник (источники): законодательные акты, нормативные акты, нормативно-методические и нормативно-технические документы, организационные документы (в тексте работы характеристики источников должны приводиться с учетом иерархии нормативных правовых актов);

- сделать заключение об их значимости, полноте информации, освещенных в них положениях с учетом темы своей работы;

- указать значение охарактеризованных источников для изучения конкретной темы.

Обзор источников по теме теоретической работы предполагает сначала анализ опубликованных, а затем неопубликованных источников. Завершается источниковедческий анализ общим выводом о степени обеспеченности данной темы источниками и о том, позволяет ли источниковая база изучить поставленную проблему.

Объем введения, как правило, не должен превышать 10 % от общего объема текста работы.

Разделы основной части

Основная часть отражает процесс решения поставленных задач и полученные результаты. Здесь приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Наименование разделов основной части работы определяет руководитель в зависимости от темы работы.

Основная часть, как правило, состоит из следующих разделов:

- теоретический раздел, посвященный теоретическим аспектам по выбранной теме;

- аналитический раздел, содержащий характеристику объекта исследования, проведенный анализ исследуемой проблемы и выводы;

- проектный раздел, предлагающий конкретные мероприятия по совершенствованию работы объекта исследования.

Каждый раздел завершается выводами, следующими из его текста. Разделы основной части следует оформлять в соответствии с 4.3.

Заключение

Элемент «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» является обязательным для курсовой работы. Заключение должно содержать краткие выводы, оценку результатов выполненной работы, преимущества решений, принятых в работе, соответствие полученных результатов заданию.

Сущность заключения – последовательное изложение полученных выводов в их логической взаимосвязи, с учетом цели и задач работы, сформулированных во введении. Именно заключение демонстрирует способность автора четко мыслить и излагать материал.

В конце заключения указывается, чем завершается работа: конструкцией, усовершенствованием или модернизацией объекта (системы), созданием новой техники, программного продукта и т.д.

Объем заключения, как правило, не должен превышать четырех страниц.

Список использованных источников

Элемент «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» обязателен для курсовой работы. Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы. Список использованных источников обязательно должен быть пронумерован. На все источники должны быть даны ссылки в тексте. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Список использованных источников должен содержать не менее 20 наименований.

Литература и информационные источники, используемые для написания курсовых работ должны быть актуальны на момент написания работы.

Оформление элемента «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» следует выполнять в соответствии с 4.4.

Приложения

В приложениях допускается помещать материал, дополняющий текст курсовой работы. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты и т.д. На все приложения должны быть ссылки в тексте, в элементе «СОДЕРЖАНИЕ» должны быть перечислены все приложения с указанием их обозначений и заголовков. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Приложения следует оформлять в соответствии с 4.5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: