Мы возобновляем нашу постоянную рубрику «Обзор исторических зданий Одессы». На сей раз архитектурный фотообозреватель «Думской» Александр Гиманов познакомился с редким для нашего безлесного края образчиком деревянного зодчества – таинственным зданием, которое стоит под парком Шевченко, на территории второго судоремонтного завода. Попасть туда не так просто, объект охраняется, но башня хорошо видна с той части Суворовской аллеи, что между памятником Неизвестному матросу и спуском на Ланжерон.
Многие почему-то считают, что это приморская дача графа Александра Ланжерона. На самом же деле, украшенный затейливой резьбой особняк строился как станция спасения утопающих и предотвращения кораблекрушений. Она носила имя генерал-майора Владимира Перелешина, капитана одесского порта и героя русско-турецкой войны 1877-1878-го года. В звании лейтенанта Перелешин был старшим офицером парохода «Веста» и принимал участие в знаменитом бою с османским броненосцем «Фетхи Буленд».
Спасательная станция была построена в 1902-03 гг. архитектором Львом Влодеком
Станцию возвели по проекту архитектора Льва Влодека (автор Пассажа и Тюремного замка) в 1902-1903-м годах как головное здание Одесского округа Общества спасения на водах. Впоследствии, правда, правление общества переселили на Черноморскую улицу, но дом продолжал служить благородному делу сохранения человеческих жизней.
После Великой Отечественной деревянный особняк перешел созданному в 1944-м году судоремонтному заводу №2. В нем разместили административные подразделения предприятия, в частности отдел кадров.
Когда Союз развалился, СРЗ пришел в упадок, а вместе с ним стремительно начало ветшать и старинное здание. А в 2010-м, когда было принято судьбоносное решение о банкротстве завода (кстати, в этих самых стенах), процессы разрушения ускорились. Дом начал буквально сгнивать на глазах. Страшный удар по нему нанес ураган 31 мая – тогда чудом не обвалилась башня. Словом, смерть уже витает над черепичной крышей…
|
К слову, работники завода утверждают, что в советское время фасад дома украшала охранная табличка памятника архитектуры. Сейчас ее нет. Нет и упоминания о станции в реестре памятников. Очевидно, исключили, как и множество других прекрасных зданий, например особняк Докса в санатории «Дружба». Обычно это предшествует уничтожению.
Автор – Александр Гиманов
Спасательная станция находится на территории Судоремонтного завода №2
Когда-то здесь заседали бюрократы
Резьба - как в Суздале или Пскове
Раньше здесь была табличка памятника архитектуры
Местами стены прогнили почти насквозь
Главный зал станции, после войны, использовался как спортивный и для заседаний администрации СРЗ. Именно тут три года назад было принято историческое решение о полной ликвидации завода
Балконы главного зала поддерживают изящные деревянные колонны
Здание строилось как головной офис Общества спасения на водах
На втором этаже спрятался от вандалов бюст Ленина
Зданию осталось недолго
В помещениях пылится большое количество артефактов времен тоталитаризма
|
В башенку ведет еще крепкая и очень красивая лестница с коваными ажурными перилами
Под самой крышей оконные проемы стилизованы под иллюминаторы
На башенке еще сохранилась аутентичная черепица
Из окон можно любоваться современными новостроями
Июнський ураган нанес зданию и окружающим его деревьям серьезный ущерб
Вид на спасательную станцию из парка Шевченко
Так выглядело здание сразу после постройки