Тематический блок 1. ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА




<
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Произведение о молодой и прекрасной крестьянке Лизы, которая тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем верит Эрасту: «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?» Отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке, ведь новизна их отношений для него заключалась в чистоте Лизы. Он уезжает на войну, где в карты проигрывает все свое состояние. Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него. И спустя 2 месяца Лиза в городе случайно встречает Эраста. Однако Эраст отказывается от неё: «обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей - возьми их,… позволь мне поцеловать тебя в последний раз - и поди домой». Лиза не смогла пережить горя и унижения, предательство возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает. Возможные тезисы: - измена может привести к ужасным последствиям: гибели человека, нескончаемым мукам совести того, кто изменил - причины из мены могут крыться в различии жизненных принципов людей: для Лизы главное в жизни – любовь и верность, для Эраста – общественное положение и деньги, несмотря на то, что он действительно способен на сильную любовь.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Быть верным своим принципам, идеалам, взглядам в обществе, в котором все настроены против, имеют другие ценности — это непросто. А.Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», оказался именно в такой ситуации. Фамусовское общество с его стремлением к наживе, продвижению по служебной лестнице любой ценой, с его низкопоклонством, лестью чуждо герою. Он чувствует себя здесь одиноким. Мало того, общество ополчилось против него, считая его сумасшедшим («Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож). Но Чацкий остаётся верен себе. Вот некоторые из его принципов: стремление служить делу, а не лицам («служить бы рад, прислуживаться тошно…»); оценка человека не по его служебному и материальному положению, а по тому, каков он как личность; стремление быть честным, открытым, всегда говорить правду в лицо; быть независимым. За то, что он не изменяет выбранному пути, не идёт на поводу у общества, взгляды которого совершенно чужды ему, не угождает, не льстит, как это делает Молчалин Чацкий расплачивается своей любовью: Софья предпочитает ему Молчалина.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, на протяжении всей повести остается верен своему долгу офицера и своим принципам. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было достаточно: · В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами, выполняя долг офицера русской армии. · Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. Он отказывается присягнуть Пугачеву и остается верен присяге, которую уже дал императрице, выполняя свой офицерский долг. · При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. · Верный своему офицерскому долгу, Петруша является в Оренбург и вносит одно предложение за другим, чтобы освободить Белогорскую крепость и спасти Машу. Но командование не интересует судьба дочери капитана Миронова, геройски погибшего «за матушку государыню», больше заботит сохранность собственной жизни и покой. Гринев, получив письмо Маши, оказывается перед выбором: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал спасти Машу. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, сплав совести и уверенности в своей правоте. Гринев самовольно уезжает к Пугачеву. Он понимает, что подобное нарушение дисциплины противно офицерской чести, но в данный момент он выше слепой буквы кодекса, защищая жизнь и честь девушки, всецело доверившейся ему. Таким образом, он остается верен своим принципам и своему пониманию чести и долга. · Честно признавшись Пугачеву, что его невеста — дочь капитана Миронова, Гринев говорит: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»… Когда Маша освобождена и, казалось бы, можно было наслаждаться счастьем, Петруша отправляет девушку к своим родителям, а сам вступает в отряд Зурина, не забыв о воинском долге перед Родиной, оставаясь верным долгу офицера и гражданина. · Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринева назвать ее имя во время следствия. Он, рискуя жизнью, снова оказывается верен своим жизненным принципам, для него важнее сохранить чистую совесть, потеряв честь в глазах других. Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гриневу, изменяет и долгу офицера, и долгу человека. Он - столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Швабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он - эгоист. Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он с готовностью переходит на его сторону, изменяя своей присяге. Его подлость и низость, готовности изменить общечеловеческим представлениям о долге и чести проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж. Капитан Иван Кузьмич Миронов бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни. Герой до последнего верен своему офицерскому долгу. Несмотря на то, что Пугачев восстает против императрицы, имеет и отрицательные черты, он умеет быть верным своему слову. Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, обещает отпустить его и выполняет обещание: дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Савельич. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость - это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина и он остается верен этому долгу на протяжении всей повести.   Маша Миронова и Петр Гринев. Несмотря на все испытания, выпавшие на долю молодых людей, они остаются верны своей любви и приходят друг другу на помощь в самых трудных ситуациях (спасение Маши из Белогорской крепости, заступничество девушки за Гринева перед Екатериной).
А.С. Пушкин «Полтава» В 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне – шведского короля Карла XII, совершив государственную измену. В поэме Александр Сергеевич показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого ("не ведает святыни", "не помнит благостыни"). Наказание за измену – поражение в битве, необходимость с позором бежать с поля битвы, сумасшествие любимой Марии, которая не смогла пережить конфликт между отцом Кочубеем, верным царю, и мужем-изменником.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Татьяна Ларина на протяжении произведения сохраняет верность и любви к Онегину («Я вас люблю, к чему лукавить?» - говорит она в финале), и своим принципам, самой себе, долгу перед своей семьей, своей клятве, данной перед алтарем. После отъезда Онегина из деревни она делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. В последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтверждает, что между любовью в Онегину и долгом перед семьей она предпочитает последнее, под влиянием чувства она не изменяет себе: долг превыше всего. Татьяна становится несчастной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем. Своим обещанием быть ему верной женой не может: «Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна».
А.С.Пушкин «Дубровский» Маша, любящая Дубровского и ждущая его до последнего перед венчанием с нелюбимым женихом, готовая восстать против своего отца и убежать с любимым человеком, остается верна своему слову: после венчания, когда она согласилась стать женой князя Верейского и принесла клятву перед лицом Бога, она отказывается уехать с Дубровским. Теперь ее долг – быть верной женой своему мужу, пусть ненавистному и нелюбимому, но Маша остается верна своим представлениям о долге, обрекая тем самым себя на несчастливую жизнь. Верность долгу и своим нравственным принципам оказывается выше личного счастья.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» В образе Мцыри воплощена трагедия несостоявшейся жизни. Чужая воля (генерала, взявшего мальчика в плен, затем монахов) лишает всего (имени, родины, близких, дома, своей истории). Все в мире стремится уничтожить его индивидуальность. И только зов родины и свое врожденное стремление к свободе Мцыри может противопоставить миру. Ценой жизни он одерживает победу. Быть монахом или, вкусив свободы (3 дня) умереть? Сцена с девушкой, бой с барсом – кульминация, в ней воплощен мотив борьбы за свободу, за свой жизненный путь. Мцыри навсегда, даже перед лицом смерти оказывается верен самому себе: он не принимает жизнь без свободы (поэтому бежит из монастыря, который для него равен тюрьме), без «тревог и битв», без любви и сильных страстей. Несмотря на то, что с самого детства он всего этого лишен и смутно помнит времена, когда жил на свободе, среди семьи своей родной, несмотря на то, что годы жизни в неволе ослабили его и сделали неспособным выжить в мире дикой природы и боев, Мцыри все же продолжает бороться за свое право делать свой выбор.
М.Ю.Лермонтов «Бородино» «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Клятва в верности братьям по оружию для героев «Бородино» М.Ю. Лермонтова – это и клятва своей Отчизне. Быть верным родной земле – значит, по мысли ветерана той битвы, быть готовым сложить за нее голову. Поэтому поколение новобранцев, живущих «под бременем познанья и сомненья», вызывает горькую усмешку. Способны ли они на тот же подвиг или изменят в трудную минуту, ибо вовсе не богатыри?.. Лермонтов оставляет читателя наедине с этой мыслью, дает возможность рефлексирующим современникам определиться с отношением к России – родине и государству…
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба, считающий понятие верности и товарищества высшими ценностями в жизни человека, остается верными им до конца: Тарас Бульба, погибая, думает не о страшных муках, которые его ждут, а о товарищах, которые борются с неприятелем. Образ Тараса становится символом верности и своей Родине, стремлению оберегать свободу, и своим принципам, согласно которым человек должен до конца оставаться борцом, жить свободно и независимо, жертвовать жизнью, а не своей честью. Остап, попав в плен к полякам, не теряет самообладания и присущей его характеру твёрдости. После сцены казни у читателя не остаётся сомнений в том, что Остап по праву достоин называться настоящим козаком. Герой идёт на лобное место без страха, с достоинством встречая смерть и не испытывая ни малеиших сомнений в том, что должен до конца сохранить верность Родине и свои принципам, козачьему долгу. Младший сын, Андрий, совершает предательство, изменяя и принципам своей семьи, и козачьему товариществу, и своей Отчизне, перебегая на стороно поляков. Из-за любви казак предает свою Отчизну. "А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя – ты!" – говорит он возлюбленной. Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», – Андрий не кто иной, как предатель. Казалось бы, неразрешимую дилемму – простить сына-изменника или покарать неверного – Тарас Бульба разрубает как гордиев узел. Ведь атаман не мыслит себя вне Сечи и предательство Андрия он простить не может. Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю, совершая казнь над ним. Тем не менее Андрий все же сохраняет верность единственному чувству, которое становится для него смыслом жизни, - любви к прекрасной полячке.
А.Н.Островский «Гроза» В драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина попадает в семью, которая живет по патриархальным, веками сложившимся устоям., причем эти устои изжили себя, они становятся отжившей формой, лишенной всякого содержания. Взгляды «темного царства»: - основа семейных отношений – страх младших перед старшими, жены перед мужем, (а не уважение!!!) - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблюдение домостроевских правил, церемоний и традиций (Тихон должен прощаться с женой перед отъездом по правилам, Катерина по традиции должна громко плакать на пороге после отъезда мужа, хотя их поведение совсем не отражает их истинных чувств), - безоговорочное подчинение бедных богатым, «хозяевам жизни». - жестокость и насилие прикрываются рассуждениями о благочестии и набожности. Оказавшись в доме Кабановых, Катерина хотела и в нём жить так, как это было в её родительском доме, наполненном любви и уважения близких друг другу, без лжи и обмана, подчиняясь добровольно всем правилам («…Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…») Однако увидела в новой семье совсем другое: со стороны свекрови — высокомерие, стремление диктовать свои условия, напрасные обвинения («…Напраслину-то терпеть кому ж приятно!..»); со стороны Тихона она не чувствовала поддержки, хотя понимала, что тот любит её по – своему. «Отчего люди не летают так, как птицы?»- не случайно задаёт Катерина этот вопрос. Ей хочется свободы, открытости во взаимоотношениях. Героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова (=верность Тихону, т.к. жена не должна изменять мужу) и свободой глубокого и сильного чувства любви. Измена героини, её тайные встречи с Борисом — это результат неудовлётворённости в семейных отношениях, желание любви, взаимопонимания, а не проявление ее порочности и безнравственности (в отличие от Варвары).Всем сердцем полюбила героиня Бориса («Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой;…»). Измена в данном случае – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве». Измена изжившим себя традициям, в основе которых не остается места для лучших человеческих чувств, является смелым и заслуживающим уважения шагом. Однако, изменяя мужу, героиня изменяет не только традициям окружающего общества, но и самой себе: для нее измена мужу – страшный грех (в отличие от Варвары, которая считает, что можно делать что хочешь, лишь бы «шито да крыто было»), а любовь непременно должна быть освящена браком, ложь, на которую ей приходится идти, Катерина также не принимает. За эту измену Катерине и приходится расплачиваться муками совести и тем, что она совершает один из самых страшных грехов – самоубийство.
А.Н.Островский «Бесприданница» Лариса Огудалова, ослепленная любовью к Паратову, сбегает с ним и купцами Кнуровым и Вожеватовым со званого обеда, устроенного её женихом Карандышевым, соглашается на ночную прогулку на пароходе «Ласточка». Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым. Она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Прозрение приходит утром: Паратов обручен «с золотыми приисками», для него эта прогулка – всего лишь «прощание с волюшкой», Кнуров и Вожеватов решают, кому теперь достанется Лариса (орёл - решка). Лариса, окруженная дельцами, для которых все продается и покупается, а она лишь предмет торга, разочаровывается в любви: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать». Лишенная своего честного имени, Лариса все же не решается на самоубийство: «Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». В финале Лариса, сломленная обманом любимого человека и предательством друга Васи Вожеватова, изменяет своим идеалам: она принимает правила этого мира, состоящего из торгашей, готова согласиться быть «вещью», но очень дорогой. От такого падения ее спасает только выстрел Карандышева.
И.А.Гончаров «Обломов» Яркий пример верности дружбе – взаимоотношения Штольца и Обломова. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...». Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе – в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству. Несмотря на различия в привычках и взглядах на жизнь, редкость встреч Штольц навсегда остается для Обломова самым верным и надежным другом. Он помогает Илье Ильичу в управлении имением, благодаря хлопотам Штольца Обломов имеет достаточно денег, чтобы не бедствовать, Андрей до последнего пытается спасти своего друга от «обломовщины», именно он впоследствии растит сына Ильи Ильича.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Соня Мармеладова – пример человека, который в любых жизненных ситуациях остается верен своим идеалам. Бесчеловечной теории Раскольникова героиня противопоставляет идеи милосердия, самопожертвования и любви, которые и воплощает в своей жизни. Она жертвует собой ради своей семьи, голодных детей Катерины Ивановны, начиная жить «по желтому билету», выслушивает признание Раскольникова, хотя это приносит ей мучения, отправляется за ним на каторгу, понимая, что тому необходима ее поддержка. У Сони болит сердце за всех «униженных и оскорбленных»: отца, Катерину Ивановну, убитую Лизавету. И она по мере своих сил помогает каждому. Ее вера в Бога, убеждения постоянно подвергаются проверке: Раскольников во время трех встреч с ней пытается перетянуть ее на свою сторону, убедить, что необходимо «осмелиться» и подняться над «тварью дрожащей», взять все в свои руки, пусть и прибегая к насилию. Он предлагает Соне вопрос: «Лужину жить и делать гадости или умереть Катерине Ивановне?» - на что Соня отвечает, что она не может решать, кому жить, а кому умирать. Проверкой ее жизненных идеалов становится и сцена с Лужиным, который клевещет на Соню: она убеждается, что ее жизнь и жизнь всей ее семьи зависит от случая. Но Соня не ожесточается в ответ, не проявляет гордыни, не отвечает злом на зло, а продолжает творить добро для всех, кто ее окружает. Она по-прежнему верна христианским заповедям, вера – ее поддержка и опора в жестоком мире, она не дает Соне сойти с ума и очерстветь душой, помогает сохранить нравственную чистоту. Раскольников– человек, который изменил себе самому, совершив убийство и создав теорию. Родион наделен чутким и сочувствующим сердцем, он, как и Соня, остро реагирует на любую несправедливость и чувствует боль других как свою (его любовь к больной дочери хозяйки, помощь своему однокурснику, Мармеладовым). Но герой, в отличие от Сони, перестает слушать свое сердце, которое подсказывает, что теория его неверна, а путь насилия ужасен. Неоднократно автор подчеркивает, что герой, уже собравшись убить старуху-процентщицу, пытался найти для себя отговорки, до конца не верил, что он способен на такой поступок. После преступления он мучится, осознает, что не в ладу со своим сердцем. В финале, раскаявшись в своей теории, Раскольников обретает гармонию с собой.
Н.С. Лесков «Левша» «Мы к своей родине привержены», – говорит Левша, отказываясь остаться в Лондоне. Его образ противопоставлен образу императора Александра Павловича. Восхищение царя всем иностранным сказитель воспринимает с обидой. А вслед за ним и читатель задумывается о том, что чувствует Александр по отношению к стране, в которой поставлен быть царем... Левша же всегда горд за свою страну и стремится прославить ее, уберечь от беды: подковывает блоху, чтобы знал мир, что и в русской земле есть умельцы, возвращаясь из-за границы, умирает, думая только о том, что не сможет передать соотечественникам важную весть: ружья нельзя чистить кирпичом, англичане не делают так, потому что это вредит оружию.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Самоотверженность,верность и поддержка,бесстрашие перед любыми трудностями,неутомимость - это черты характера Эвелины, сначала друга детства, а потом возлюбленной главного героя. Она со дня знакомства разделяет боль героя и чувствует ее как свою собственную. Эвелина проносит свое чувство через всю жизнь, преодолевая различные трудности. Сильная и смелая, Эвелина не побоялась признаться в своих чувствах, предложив пожениться,она развеяла сомнения, неуверенность Петра. Она сделала свой выбор не в пользу заманчивых предложений студентов уехать и попробовать другой, яркой и интересной жизни, а в пользу любимого человека, любить которого, особенно в трудные для него годы поиска себя, было непросто. Она помогла исцелению души Петра, его жизненному прозрению, сумела ждать столько времени, сколько понадобилось Петру, чтобы найти свое место в жизни, и поэтому обрела семейное счастье и сделала счастливым любимого человека. Именно Эвелина в конце повести ведет слепого музыканта инструменту в тот день, когда он так тронул всех своей музыкой.
М.Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) Данко поставил перед собой цель спасти людей племени, он был достаточно силен духом и телом, чтобы вести за собой людей из темного леса. Сам Данко понимал, что если он не возьмет на себя этот труд, то многие люди погибнут, вывести их к свету – призвание его жизни. Он верил в исполнение своей цели, а потому оставался предан ей до конца. И даже тогда, когда людская толпа обессилела от трудного пути и обозлилась на своего вожака, была готова убить его, Данко, оставаясь верным и преданным своему делу, вырвал из своей груди сердце и осветил людям путь. Он исполнил свой долг, поплатившись своей жизнью. В награду за верность своему призванию, долгу перед людьми Данко получил бессмертие: он вечно жив в легендах, в памяти людей, в то время как о других его соплеменниках давно забыто.
М.А. Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов, неоднократно в своей жизни сталкиваясь с нравственным выбором, остается всегда верен своей Отчизне о долгу перед Родиной и людьми: - отвести боеприпасы сражающимся товарищам с риском для жизни или поберечь себя? Чувство долга перед Родиной и сражающимися солдатами как ее представителями дает герою однозначный ответ: он «должен проскочить» обстреливаемое поле. Выбирая между жизнью и честью, долгом, он предпочитает последнее. Чувство долга перед страной и теми, кто остался в тылу проявляется и в рассуждениях героя о солдатах, которые пишут женам из армии жалобные письма: «И вот он … жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась! …А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо - и трудящую женщину, как рюхой под ноги… Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чувство долга перед товарищами заставляет доктора, забыв о страхе, лечить раненых даже в плену. - сцена убийства предателя в плену. Соколов убивает труса, который готов был предать своего командира, товарища, сражавшегося с ним в одном окопе. Оправдание убийства – гибель предателя позволяет предотвратить гибель многих честных людей, это борьба с малодушием, трусостью и подлостью. Жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» Соколов не может. Это первое и единственное убийство в жизни героя: «Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». После убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека. Человек для Соколова – тот, кто не забывает своего долга перед окружающими. В этой сцене он демонстрирует верность своей Родине и своим жизненным идеалам. - сцена допроса Мюллером в лагере военнопленных. Во время допроса герой, измученный голодом и жестокостью немецкого конвоя, сохраняет свое человеческое достоинство и остается верен своим принципам: он отказывается пить за победу немецких войск, находясь во власти врага. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подаривший ему хлеба и сала. - сцена раздела «харчей» на всех в бараке. Это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, в самых жестоких условиях не отказывающегося от своих убеждений ради личной выгоды. - усыновление Вани. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова - найти в своей измученной потерями душе сострадание, силы не жалуясь жить дальше и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. Верность жизненным принципам, одним из которых является стремление помогать ближнему. Вывод: война, как и вся жизнь героя (до войны – голод, смерть родителей и сестер, бедная жизнь и тяжелый упорный труд) становится для героя испытанием его силы духа, человечности, понятий о долге, чести и справедливости, которое он выдерживает с достоинством.   Соколов – истинный патриот, т.к. любой поступок он совершает ради других: отвозит боеприпасы, рискуя жизнью, чтобы помочь товарищам, идет на войну, чтобы защитить женщин и детей, убивает предателя, чтобы спасти честного и порядочного командира. Родина для Соколова – прежде всего люди, для которых он рискует своей жизнью.   Верность своему призвания демонстрирует доктор, оказавшийся в плену вместе с Андреем Соколовым. Чувство долга перед товарищами, верность своему призванию – помогать людям – заставляет доктора, забыв о страхе, лечить раненых даже в плену.
Б. Васильев “А зори здесь тихие…” Девушки, входящие в отряд Васькова, несмотря на свою молодость, ни разу не задумались о возможности предать свою Родину и ценой измены долгу спасти себе жизнь. Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Долг перед Отчизной, своим народом, которому каждая из героинь оказалась верна до последней минуты своей жизни, как и их командир, стпршина Васков, единственный выживший в этом сражении.
Василь Быков «Сотников» Повесть «Сотников» построена на контрасте, парности и противостоянии героев. Сотников и Рыбак – партизаны, отправившиеся на задание: им поручено раздобыть продовольствие для обессилевшего партизанского отряда. Даже внешне статный Рыбак выгодно отличается от слабосильного Сотникова. Кажется, что именно Рыбак – настоящий герой, ведь он не бросает раненого Сотникова помогает ему нести оружие. Однако, оказавшись в плену, он первый ломается: под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав. Ему отчаянно хочется жить! Рыбак думает, что сможет обмануть фашистов, прикинувшись покорным и сломленным. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. Предав один раз, Рыбак предаёт ещё и ещё: ему приходится стать палачом своего товарища. Каждый сделал свой выбор. У Рыбака его мнимая хитрость обернулась предательством, бесчестьем и тупиком – недаром, мучимый угрызениями совести, он пытается покончить жизнь самоубийством. Сотников же выбирает смерть, стараясь спасти других людей. Он оказывается психологически сильнее Рыбака. Он сохраняет честь, человеческое достоинство, верность самому себе, своему долгу перед Родиной и своими соотечественниками. В памяти мальчишки, которому одними глазами улыбнулся Сотников перед казнью, тщедушный, но несломленный человек останется духовно красивым. Казнь Сотникова не изображена пафосно. В. Быков показывает, что героизм свойственен любому обыкновенному человеку, способному к самопожертвованию. Героический поступок – не позерское самолюбование, а честное исполнение своего долга перед людьми и Родиной, которому нужно быть верным до конца.
А. Дюма «Три мушкетера» Дружба героев романа – эталон дружбы как таковой. Она основана на взаимной поддержке, готовности пожертвовать всем ради друзей. Девиз мушкетеров: «Один за всех – все за одного». Во всех жизненных ситуациях они всегда остаются верны дружбе и приходят друг другу на помощь.
Шекспир «Ромео и Джульетта» Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Герои сохраняют верность друг другу, несмотря ни на что: ни на вражду семей, ни на решение отца Джульетты выдать ее замуж за Париса. И даже смерть не смогла сломить их верность своей любви. Однако оба героя совершают измену по отношению к своим семьям и их традициям. Они нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей». !!! Измена изжившим себя традициям, в основе которых не остается места для лучших человеческих чувств, является смелым и заслуживающим уважения шагом.
Ремарк «Три товарища» Мужская дружба, верность в любви - последнее прибежище в мире эла. Такова основная мысль «Трех товарищей». Ремарк повествует о судьбах тех, кто прошёл через кошмар войны и остался жив. Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца связывает не просто фронтовая дружба, а общность взглядов и судьбы. В романе рассказывается о послевоенной Германии, о юношах, теперь мужчинах, которые если противостоят миру, где обесцениваются такие понятия, как любовь, брак, человечность, дружба. Следы минувшей войны - в судьбах и душах поколений людей, ставших ее свидетелями. Бедность, безработица послевоенного времени, жестокая конкуренция, борьба за выживание - почва, на которой укреплялись позиции националистов, обещавших нации процветание, сытую жизнь. И все же в этом жестоком мире, где, казалось бы, каждый должен думать о себе, герои сохраняют верность дружбе. До последнего момента они помогают другу Роберту бороться за жизнь его возлюбленной Патриции, больной туберкулезом. В трудную минуту рядом с Патрицией и Робертом друзья. Кестер расстается сначала с гоночным автомобилем «Карлом», собранным им по винтику, а потом с мастерской для того, чтобы Патриция могла лечиться в горном санатории, а Роберт, верный своей любви, находиться с нею, когда болезнь девушки обострилась. Кестер же привозит на консультацию к Патриции в деревушку, где та с Робертом отдыхала, профессора Жаффе, доктора.
Верность животных своим хозяевам
Г.Н. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» «Белый Бим Чёрное ухо» — это произведение о верном и до конца своих собачьих дней преданном охотничьем псе по имени Бим. Ещё будучи щенком, в возрасте одного месяца, Бим был отдан незнакомому и чужому человеку – новому хозяину Иван Иванычу, который стал для него другом. Однако пошатнувшееся за годы войны здоровье немолодого хозяина потребовало лечения, и очень скоро другу Бима приходится расстаться со своим верным питомцем. Пёс не подозревал, куда же уехал его верный друг, ему остается только ждать и надеяться… Скука прощания оказалась для Бима несносной, и он решается на очень храбрый шаг – пойти в одиночку искать любимого хозяина. Бим до своего последнего вздоха продолжает поиски Ивана Иваныча, однако до возвращения хозяина его ловят на улице и усыпляют как бездомную собаку. Во время своих последних минут жизни пёс продолжает царапаться в дверь железного фургона, надеяс


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: