Задания к контрольной работе по культуре речи для студентов заочного отделения.
ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПИЬСМЕННО В ПРОСТОЙ ТЕТРАДИ «В ЛИНЕЙКУ».
ОДНИМ ПОЧЕРКОМ.
НА ТЕТРАДЬ КЛЕИТСЯ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
Задание 1. Спишите, расставляя ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарю:
Агрономия, аналог, аргумент, бензопровод, ветеринария, вечеря, визави, генезис, диспансер, добыча, договор, досуг, дремота, жалюзи, завидно, завсегдатай, задолго, знамение, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, крашение, кремень, кухонный, ломота, маркетинг, мышление, некролог, немота, обеспечение, озвучение, отрочество, пломбировать, принудить, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, щавель, электропривод;
Задание 2. Выпишите слова с сочетанием ЧН в следующем порядке: 1) сочетание ЧН произносится как [ШН]; 2) сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием; 3) допускается двоякое произношение сочетания.
Бесконечный, будничный, булочная, вербовочник, взяточник, войлочный, гречневый, горничная, девичник, закусочная, Ильинична, игрушечный, конечно, конечный, копеечный, коричневый, Лукинична, нарочно, порядочный, прачечная, пустячный, сердечный (друг), сердечный (удар), скворечник, сливочный, скучно, троечница, Фоминична, яблочный, яичница.
Задание 3. Исправьте предложения, устранив лексические ошибки. (Напишите только правильный вариант)
1)Районы целинных земель преобразовали своё лицо до неузнаваемости. 2) Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 3) Он потерпел печальное фиаско. 4) В их семье был хороший достаток. 5) Председатель собрания представил слово докладчику. 6) На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 7) Здесь же был прейскурант цен на товары. 8) Я лично так не считаю. 9) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчёта.
|
Задание 4. Укажите способ словообразования следующих слов.
Терроризм, взрыв, взяточник, супермен, пароход, вуз, алеть, докрасна, времяисчисление.
Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю речи относится каждый из фрагментов текстов. Назовите средства, характерные для каждого стиля. (Тексты списывать не надо!)
1). Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми…
2). С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно
3). Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что можно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства не стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое… Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!
|
4) Петербург 13 августа, понедельник/73
Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело… Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что …
Задание 6. Напишите заявление (в наше учебное заведение) с просьбой отсрочить на две недели сдачу экзамена или курсовой работы.
Задание 7. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, инспектор, лектор, трактор, торт, цех, протокол.
Задание 8. К данным существительным подберите прилагательные и запишите полученные словосочетания.
Образец: какао – горячее какао.
Рояль, вуаль, толь, шампунь, тюль, кофе, жалюзи, жюри, резюме, Сочи, салями, бюллетень, атташе, такси, Гюго, попурри.
Задание 9. Напишите числительные словами, поставив их в нужном падеже.
|
С 369 пассажирами; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 25; от 9764 отнять 145; на 854 страницах; более 140067; 2000-й год; 145-летие.
Задание 10. Найдите нарушение морфологических норм и исправьте ошибки в предложениях. (Написать только правильный вариант)
1.Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. 2. К нам подошли трое студенток. 3. Я обоими руками голосую за неё. 4. Мировоззрения Базарова и Кирсанова различны. 5. Мы были еще в более худших условиях, чем они. 6. Больной попросил сестру налить себе воды. 7. Он часто ложит вещи на стол. 8.Магазин закрывается продавцом ровно в восемь часов вечера. 9. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.
Задание 11. Найдите нарушение синтаксических норм, исправьте ошибки. (Написать только правильный вариант)
1.Мы вышли на работу согласно графика. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3. Я люблю английский язык и решать примеры. 4. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. 5. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 6. Вагон-кафе расположено между шестым и седьмым вагонами. 7. Большую роль имеет наличие производственного опыта.
Задание 12. Поставьте, где нужно, знаки препинания в следующих предложениях.
1). Хлеб в пути не тяжесть. 2) Сумрачный серый ветер нагнал тучи. 3) Он трудился как извозчик. 4) Запахнув плащ и надвинув фуражку он закрыл глаза. 5) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе. 6) Всю дорогу молчали говорить было не о чем. 7) На улице проливной дождь выйти невозможно. 8) Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой. 9) Наташа в своем белом платье была королевой бала. 10) Студент много времени уделял изучению физики в частности когда приближалась сессия.