Тематический блок 2. РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ




М.Лермонтов «Герой нашего времени» Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале герой романа. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию. О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.
М.Шолохов «Судьба человека» Отзывчивость. Не остался безучастным к чужому горю и герой Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу. Отзывчивость и внимание к другим делают Соколова истинным патриотом. Любой поступок он совершает ради других: отвозит боеприпасы, рискуя жизнью, чтобы помочь товарищам, идет на войну, чтобы защитить женщин и детей, убивает предателя, чтобы спасти честного и порядочного командира. Родина для Соколова – прежде всего люди, для которых он рискует своей жизнью.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Одна из проблем, поднятых в романе, – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны «власть имущих». Это результат несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Лужину обвинить в краже Соню, думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором. Отзывчивость. Понять другого, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, сам испытавший подобное. Раскольников, не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых такое горе; Разумихин помогает в трудную минуту своему другу- Раскольникову, сначала предлагая ему работу, хотя сам был в трудном материальном положении, затем находясь у постели больного друга; Дуняша ради любимого брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым; всё готова сделать для любимого Роди его мама. Соня Мармеладова оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за ним, когда его отправили на каторгу, поддерживала. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду. Отдавая, человек больше получает. Ф.М.Достоевский показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.
М. Горький «Старуха Изергиль» Отношение к людям. Данко и Ларра — два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким автор видит в нем “нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, природе, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. Аркадий, друг Базарова, его отец, чутки к природе, умеют видеть ее красоту. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней – когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия, потому что он глух и равнодушен к ней.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, столкнувшись на постоялом дворе с Емельяном Пугачевым, отдает ему свой заячий тулуп. Пугачев не забывает подарка Гринева, и, в благодарность он помогает ему. Этот эпизод служит примером взаимопомощи и отзывчивости людей не зависимости от обстоятельств. Гринев, как и Пугачев, не может остаться равнодушен к страданиям сироты Марьи Ивановны, которую Швабрин заставляет выйти за него замуж. Чтобы помочь ей, он нарушает присягу и самовольно покидает Оренбург, вопреки приказы начальника.
А.Н.Островский «Гроза» На измену Катерину толкает равнодушие окружающих: Кабанихи, Тихона, Варвары – к ее душевному состоянию. Героиня всеми силами по собственной аоле старается сохранить свою внутреннюю чистоту, в то время как Кабаниха постоянно напоминает ей о необходимости следовать сложившимся веками нормам: почитать старших, слушаться мужа и сохранять ему верность. Тихон думает только о том, как пережить гнет матери и потому не может сочувствовать Катерине и помочь ей, понять ее внутреннюю борьбу и дать ей домашнюю ласку и заботу, защиту от гнета свекрови и соблазна любви к борису. Варвара не видит ничего страшного в грехе, если о нем никто не знает, поэтому тоже не способна отозваться на ее призыв о помощи. В конечном итоге, не найдя, «за кого ухватиться» в борьбе с соблазном, Катерина совершает грех. Катерина и Кулигин – единственные в пьесе, кто способен откликнуться душой на красоту природы. Эта отзывчивость показывает их богатый внутренний мир. Остальные не способны на сочувствие ни людям, ни чему-либо прекрасному, они погрязают в житейских проблемах и теряют лучшие человеческие качества.
А.И.Гончаров «Обломов» Штольц- пример отзывчивого отношения к товарищу. Он постоянно пытается каким-то образом вернуть Обломова к жизни и вывести из этой спячки.Всячески помогает ему, например, устраивает дела с его имением. Но Штольц не может постоянно находиться рядом. И когда он уезжает по каким-то делам, то Обломов снова погружается в полудремотное состояние. В конце концов, когда Илья Ильич умирает из-за проблем, вызванных малой подвижностью и лишним весом, Штольц берёт к себе на воспитание сына Обломова. Также он готов поучаствовать в судьбе вдовы и слуги Ильи Ильича, но те отказываются. Обломов, Ольга Ильинская – герои, отзывчивые к искусству, всему прекрасному (пение Casta Diva)/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: