Вектор направления эволюционной магистрали определяется как разница между человеком и шимпанзе. Все векторы направлений эволюционной магистрали параллельны.




Роль инфантильных поведений.

Программы человека с возрастом включаются и выключаются.

Программы в соответствии с возрастной шкалой можно разделить на инфантильные и взрослые.

Можно заметить, что инфантильные и взрослые программы часто противоположны. Кроме того, существуют поведения, присущие только молодым.

Самое заметное среди этих инфантильных поведений: создание групп молодых самцов с многоуровневой социальной иерархией власти. Но это типичное поведение мартышек.

Эволюционная магистраль имеет еще одно выражение. Допуская некоторые натяжки, можно представить собственно развитие каждого человека как прохождение стадий эволюционной магистрали.

Существует изображение, на котором человеческий зародыш проходит различные трансформации, делающие его похожим сначала на рыбу, потом на земноводное, потом на пресмыкающееся. Человек рождается млекопитающим.

Дети начинают с уровня мартышек, подростки переходят на уровень собакообразных, и только потом поднимаются до уровня шимпанзе, и некоторые уже взрослые поднимаются несколько выше.

Например, детям свойственно выстраивание многоуровневых иерархий, по сути повторяющих таковые у мартышек. Кого-то подавляют, кто-то становится лидером, причем это наблюдается и у мальчиков, и у девочек. На стадии собакообразных иерархия слабеет, девочки в ней принимают меньшее участие, но повышается роль лидера, подростки склонны сбиваться в «стаи молодых самцов».

Это изменение в том числе отражает и усложнение социальной структуры – от простой многоуровневой иерархии к многоуровневой иерархии с образованием дополнительных групп.

Бабуины живут небольшими группами, как и шимпанзе. Но иногда, когда где-то оказывается много еды, или когда водные ресурсы ограничены, несколько групп собирается вместе. Когда они собираются в составе нескольких родовых групп, альфы групп не бросаются друг на друга и не претендуют на чужих самок. У шимпанзе такого нет; их группы сойдутся в смертельной драке.

Человек повторил более раннее, утраченное поведение низкого уровня, достигнув более высокого уровня. Это стало возможным благодаря работе инстинкта подражания, развитию памяти, усилению самоконтроля. И благодаря инфантилизму – без него позаимствовать эти поведения было бы очень трудно. Благодаря развитию памяти человек начал помнить свои прежние поведения. Далее он научился их использовать.

Человек пополнил свой арсенал поведений взятыми именно у бабуинов. Сюда относится возможность создания сверхгруппы – прототипа племени. Второе важное поведение, которого нет у шимпанзе – это создание сплоченных групп молодых самцов, отправляющихся на захват территориальных и позднее иных ресурсов.

Биологическое в человеке от общего предка с шимпанзе. Социальное в человеке во многом от его ближайшего соседа по саванне и одного из главных конкурентов – бабуина. И это социальное начало человека является трансформацией его же инфантильного поведения, результатом запоминания и повторения инфантильных программ.

Происхождение поведения должно учитываться при его рассмотрении в первую очередь, поскольку именно происхождение может указать, является ли это поведение врожденным или приобретенным.

Человек может использовать как свои инфантильные поведения, так и поведения других видов.

Семья

Семья – это не какая-то новая форма организации, это сократившаяся в размерах родовая группа. Одна группа – один альфа. Одна семья – один альфа. Женщина уходит и из рода, и из семьи. Женщин в семье может быть несколько, но все права на них принадлежат одному альфе.

Если сравнивать современных людей с шимпанзе, то получится следующее: большинство самцов и самок ушли в свадебные путешествия, некоторые самки остались с альфой. И в первом случае, и во втором получились семьи одного рода.

Эволюция сокращения родовой группы и возникновения человеческого рода (клана) получается следующей:

Сначала в результате улучшения памяти женщин группы перестали друг друга атаковать.

Далее, использовав инфантильное поведение, а равно наблюдая за бабуинами, группы начали предпринимать совместные действия для борьбы за ресурсы.

Далее закончился ресурс биологической дальности, и женщины уже не смогли переходить в ближние кланы, а стали переходить в дальние.

Далее у женщин, приходящих в другой клан, появилась возможность выбора из нескольких альф.

Далее размер семьи начал уменьшаться, потому что женщины могли выбирать тех альф, у которых женщин меньше.

Главным фактором формирования таких многородовых групп тоже была внешняя борьба – иначе несколько альф не стали бы договариваться и терпеть друг друга. У людей в процессе деления групп новые группы смогли существовать совместно в результате хорошей человеческой памяти, и в результате совместной борьбы за ресурсы, в которой память оказалась механизмом сплочения малых родовых групп в большие родовые группы с несколькими альфами.

Естественно, что никаких общих женщин у этих альф быть не могло – только у каждого свои.

Для правильного биологического развития ребенок должен воспитываться в родовой группе. Любое иное воспитание задает смещение восприятия биологических параметров, тем большее, чем реальная группа отличается от идеальной родовой. Например, неполная семья находится дальше от родовой группы, чем полная семья. И потому у детей из неполных семей больше проблем с социализацией. А у людей из родовых деревень в пределах этих деревень проблем с социализацией почти не встречается.

Полная семья, или хотя бы наличие партнера родителя нужно, чтобы ребенок воспринял отношения между мужчиной и женщиной как нормальные. Речь, естественно, идет не о наблюдении секса, а о наблюдении деталей отношений.

Семья, возглавляемая не альфа-самцом, не может восприниматься как родовая группа подсознанием женщины. Семья, в которой вообще нет альфа-самца, не является биологической группой и потому конфликтность в ней максимальна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: