Деревня – город - цивилизация




Существует мнение, что за последние 100 тысяч лет человек не эволюционировал. Этот вывод был сделан на основании исследований ископаемых остатков человека. Эта идея является основополагающей для «принципа саванны».

Человек как особь, как биологическая единица действительно перестал эволюционировать; и эта эволюция завершилась 200 – 150 тысяч лет назад. Но эволюционирующая единица – это ведь не особь, а популяция, группа. Продолжение биологического прогресса человечества происходит следующим образом: это сначала возникновение племен, и далее возникновение народов-наций. С точки зрения социобиологии это принципиально иные в качественном плане формы организации, которые и вывели человечество на новые рубежи. Эти формы именно социальные – что не вызывает сомнений, и именно биологические – поскольку они определяют диапазоны скрещивания – чисто биологический параметр. Именно эти новые формы позволяют многократно, качественно повысить параметры через расширение возможностей при выборе партнеров. Эти формы позволяют поддерживать и воспроизводить редкие, уникальные вариации человека, для которых в тех же родовой группе или племени просто не нашлось бы применения.

Но как особь человек эволюционировать перестал.

Изменения социобиологической структуры – это тоже эволюционное изменение. В разговорах об эволюции человека это почему-то игнорируется.

Увеличение родовой группы в равной степени является эволюционным изменением, по значению не меньшим, чем увеличение размера черепа.

Но группы человека увеличились не только количественно. Человеческий вид сделал два качественных скачка. И эти скачки стали результатом накопления количественных изменений, в первую очередь они стали результатом увеличения памяти и усиления самоконтроля.

Люди – не обезьяны.

Размер структуры определяет уровни вариабельности. Род может поддержать только воинов, вариабельность крайне низка. В племени к воинам добавляются ремесленники, художники, шаманы. Нация позволяет поддержать полный спектр вариабельности, если она достаточно велика. Замечается явный переход количественных изменений в качественные. Это и есть эволюция человека после выхода из саванны.

В социобиологии это сформулировано несколько иначе: при достижении определенных количественных параметров качественные характеристики популяции меняются. Но народы-нации – на данный момент это нестабильная форма существования человека. Народы возникают и разваливаются на атомарные человеческие единицы, бывает, что вырождаются в ноль. С этим вырождением связаны и цивилизационные кризисы. В цивилизации происходит некоторая синхронизация правил для нескольких народов, и через синхронизацию правил синхронизируются следственные от них биологические изменения.

Скептицизм по отношению к разного рода концепциям «нового общества», постчеловечества в основном состоит в том, что не освоив жизнь в цивилизации как стадию, замахиваться на более высокие уровни просто несерьезно. Уровень цивилизации еще не достигнут. А через уровень перескочить, согласно правилам биологии, нельзя.

Снижение качества человеческого материала обычно сводят к тому, что была преодолена смертность до репродуктивного периода – с 500 на 1000 до 20 на 1000. Но эти цифры – отбраковка по состоянию здоровья. Но цивилизации вырождались и раньше, когда отбраковка еще была. Есть еще два дополнительных вида отбора – внутригрупповой и межгрупповой. Оба вида отбора сопровождаются оттеснением от воспроизводства особей и групп, не располагающих должными качественными параметрами.

В тот момент, как несколько групп во главе со своими альфами смогли жить территориально вместе, возникла деревня.

Деревня возникла как очередная стадия человеческого участка эволюционной магистрали. Деревня, образ жизни в деревне, стабилизировались и адаптировались к биологическим предпосылкам десятками тысячелетий.

Город возник порядка 12 тысяч лет назад. Город возникает в результате взаимодействия племен. И собственно город в момент создания – это новое племя, которое получается путем браков людей из племен-создателей.

Деревня и город – две последних стадии человеческого развития. Город – на текущий момент самый эффективный способ организации борьбы за ресурсы. Но плюсы в борьбе за ресурсы часто приводят к минусам в плане соблюдения биологических правил.

Парадоксально, но город обычно вырождается быстрее деревни. Когда говорится о вырождении цивилизации, обычно имеется в виду город. В городе ускорены все процессы. За счет этого он сначала выигрывает, а потом проигрывает. Город в современной цивилизации вырождается в результате нарушения биологических правил. Деревня в современной цивилизации вырождается, потому что не может конкурировать с городом.

В саванне не было города. Человеческие восприятие, инстинкты, программы не интерпретируют правильно городскую среду и выдают ошибочные поведения. Например, ежедневное наблюдение за массами людей вполне может подавить какие-то программы и запустить другие. Город как среда может сам по себе провоцировать биологически неправильное поведение.

Деревня всегда проигрывает городу. Деревня неконкурентоспособна в отношении города, поскольку в городах выбор партнеров всегда шире, и город менее консервативен, особенно когда это касается так называемых «общепринятых» поведений, которые часто антибиологичны. Если в городских обществах создать условия для выполнения биологических программ, города обгонят деревни по качеству за счет более широких возможностей выбора партнера. Иллюзия биологического превосходства деревни возникает, поскольку относительно здоровая деревня сравнивается с относительно вырожденным городом. Город вырождается относительно быстрее за счет социальных отношений. Точно так, как с шимпанзе – шимпанзе относительно более здоровы, чем люди, но все равно менее конкурентоспособны и людям проиграли.

Деревня – это стадия развития человеческого общества, часть ЭМ, не столь длительная, как саванна, но все равно важная. В деревне соблюдается больше биологических принципов, и потому в деревне реализуется больше биологических программ. Это происходит потому, что отношения в деревне выработаны в процессе тысячелетий. Отношения в городах все время меняются, и потому можно сделать вывод, что они не выработаны, что правильных отношений жизни в городах не найдено.

Но переход к деревне в свое время был не простым.

Работа шведского антрополога Ян Линдблад «Человек – ты, я и первозданный» интересна тем, что он задался целью разыскать и описать племя, минимально затронутое цивилизацией. Он нашел это племя, но он описал и другие племена, находящиеся в стадии перехода к деревне. Яномамо – это индейцы, перешедшие к жизни в стационарной деревне.

Положение женщины яномамо весьма незавидное. От былой самостоятельности ничего не осталось, тут скорее подходит слово рабство. Из-за вражды внутри группы и между группами главе семейства нужны сыновья, способные не только приносить в дом добычу, но и защищать шабоно и участвовать в набегах на другие селения. Не говоря уже о том, чтобы поддерживать отца в драках. Нужда в сыновьях так велика, что женщины нередко убивают девочек, которых рожают, уединившись в лесу за пределами селения....

Сравнивая поведение «свирепых» яномамо с мирной жизнью трио в селении Алалападу, видишь огромную разницу. Агрессивные общины яномамо явно стали такими после того, как бывшие кочевники перешли на оседлый образ жизни и численность групп возросла с пятнадцати-двадцати до ста пятидесяти – двухсот человек. Такой рост сам по себе оказался пагубным для прежних норм поведения.

Для поддержания большой группы требуется «большое» сознание. Требуется больше самоконтроля и интеллекта. И эти качества должны быть накоплены до того, как деревня возникает. Изменилась социальная структура, а сознание оказалось не готово это изменение воспринять. Естественно, описанная выше группа обречена на вырождение. Переход оказался «бутылочным горлышком эволюции», через которое далеко не все племена могут проскочить. Древние города исчезли все. Многие были просто заново заселены. Город – это тоже «бутылочное горлышко», следующее после деревни.

Игнорирование природных программ в пользу правил борьбы за ресурсы на уровне городов является вынужденным. Люди городов вынуждены нарушать биологические правила, чтобы выжить в конкурентной борьбе с другими городами. Обычно это проявляется в изменении социальных правил, которые влияют на биологические параметры воспроизводства.

Деревня стабилизирована биологически через собственные социальные механизмы; поскольку она существует очень долго, относительно правильный вариант поведения в ней уже выбран. В городе происходит нарушение работы этих механизмов. У жителя деревни, приехавшего в город, происходит конфликт между традиционной моделью поведения и новой, городской. Старая модель ломается, но на ее место встает модель социального успеха, навязанная высшими социальными группами города.

Накопив критическую массу культуры социального успеха, город приходит к задаче обеспечения массового комфорта – физического и морального, и начинает навязывать эту модель во всех областях, в том числе в области воспроизводства. И тогда город быстро приходит к вырождению.

Вырождение – неизбежная судьба городов и цивилизаций. Городская популяция заканчивает тем, что от нее или ничего не остается, или остается 1-10% популяции, которые разбегаются жить по окрестностям.

Вырождение деревни в большинстве случаев связано с заимствованием городских поведений. А также конкуренцией за людей, в которой город выигрывает и вывозит к себе качественных деревенских жителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: