Первое историческое государство на территории, котирую сейчас занимают Чешская республика и Словакия было основано племенами, которые поселились в горном районе к северу от сегодняшних Австрии и Венгрии. Государство, основанное в VII веке, двумя веками позже вошло в состав Великой Моравской империи, которая в 863 году н. э. приняла Кирилла и Мефодия, христианских миссионеров, на своей земле. Находясь среди чехов и словаков, они читали проповеди и обучали людей на их родном славянском языке. Однако римский католицизм, а не восточное православие, доминировали в церковной жизни, и латинский, а не старый древнеславянский, стал языком молитв. Моравская империя распалась в начале десятого века, и Словакия стала частью Венгрии. После периода нахождения под германским управлением, Чешское государство вновь появилось как Чешское королевство (Богемия). Как и Польша, Чехия и Словакия стали римско-католическими.
Богемское королевство существовало на протяжении средних веков, но в XVI веке постепенно перешло под австрийское управление и в следующем иске вошло в состав империи Габсбургов. В конце XVIII века возрождение чешской культуры привело и к возрождению чешского национализма. Наконец, в 1918 году, в конце Первой мировой войны Чехословакия была создана как независимое государство. В таком виде
государство просуществовало почти весь XX век, хотя тысяча лет раздельного политического существования вбили существенный клин между чехами и словаками. После Второй мировой войны коммунистическое правление заменило демократическое правительство, которое существовало с 1918 года. Коммунистическая система была отменена в 1989 году, и вскоре после этого Богемия и Моравия разделились со Словакией. 1 января 1993 года появились два отдельных независимых государства — Чешская республика и Словакия.
Вампиры в Чешской республике и Словакии. Вампир в Чехии и Словакии зовется упырь, и реже нелапси, - это разновидность словацкого вампира. Верили, что упырь имеет два сердца и, таким образом, две души. Присутствие второй души можно было обнаружить по гибкости тела, открытым глазам, двум локонам волос и розовому цвету лица. Самый ранний рассказ о чешском вампире был записан Генри Мором в 1653 году. События имели место в конце 1500 года и касались торговца Йоханнеса Кантиуса (или Кунца), который беспокоил семью и соседей сразу же после своей безвременной смерти. Кантиус жил в городе Пенщ (в настоящее время Хории Бенссов). Сын его жил в Ягердорфе (теперь Крнов), в той части Моравии, где господствовали лютеранские протестанты.
Дом Августин Кальме включил сообщения о вампирах из Богемии и Моравии в свой знаменитый трактат 1746 года. Он отмечал, что в 1706 году трактат о вампирах «Magia Posthuma» был опубликован в Ольмутце (Моравия) Чарльзом Фердинандом Шерцом. tMagia Poslhuma» отражала ряд происшествий с вампирами, которые здесь появились как приносящие несчастье духи, нападавшие па своих бывших соседей и деревенский скот. Некоторые сообщения были из разряда классических кошмарных нападений, сопровождавшихся болью и чувством удушья и сдавленностью в области шеи. Те, на кого нападали таким образом, бледнели и слабели. Другие истории были об эффекте полтергейста, о предметах, которые кто-то разбрасывал по дому, и о вещах умершего человека, которые двигались таинственным образом. Один из самых ранних и эффектных случаев рассказывал о человеке, жившем в XIV веке в богемской деревне Блоу (Блау). Как вампир он заходил к своим соседям, и после его посещений они умирали в течение 8 дней. В конце концов, жители деревни выкопали тело этого человека и воткнули в него кол. Однако этот человек посмеялся над ними и поблагодарил за то, что они дали ему палку, которой можно отгонять собак. В эту же ночь он вынул палку из своего тела и вновь начал являться к людям. После еще нескольких случаев смерти, его тело было сожжено. Только тогда его визиты прекратились.
Юриста Шерца более всего интересовали поступки жителей деревни, которые, учиняя самосуд, расчленяли и сжигали тела. Он доказывал, что в случаях экстраординарных, прежде чем расчленить тело, необходимо соблюсти всю процедуру закона. В этот процесс должно было входить обследование тела любого, кто подозревался в вампиризме врачами и богословами. Разрушение вампира путем сжигания должно проводиться как официальный акт общественным исполнителем.
Монтегю Саммерс не был впечатлен доказательствами обвинения в случае вампиризма, подробно изложенном графом де Кадрерасом, который в начале 20-х годов XVIII века австрийским императором был назначен наблюдать за событиями в Хайдаме - городе, расположенном
около венгерской границы. Граф расследовал ряд случаев с людьми, которые умерли много лет назад (в одном случае 30 лет, а в другом 16) и о которых говорили, что они возвращаются, чтобы нападать на своих родственников. Когда их откопали, каждый из них демонстрировал все признаки запоздалого разложения, включая и поток «свежей крови при разрезании тела. С согласия графа каждое тело было обезглавлено (или же в череп были вбиты гвозди), а затем сожжено. Сохранились пространные документы, сообщающие об этих случаях императору, а также длинное повествование, приложенное графом для официального органа университета Фрибурга.
Вряд ли когда-либо будет возможным установить этот город - Хайдам. Пи одно место не было зафиксировано под таким названием. Более убедительно звучит предположение, что это название произошло от слова «хайдамак» (гайдамак) — украинского слова, означающего отверженный», или "грабитель". «Гайдамак» произошло от славянского "гайдук" и относилось к неимущему классу людей, которые организовывались в свободно формирующиеся группы и жили за счет грабежа.
В конечном итоге, австрийские правители Габсбурги наняли их для охраны особенно удаленных границ. Этот самый Хайдам, возможно, имел отношение к земле гайдамака, а вовсе не к определенному городу с таким названием.
Недавно, в середине XX века, собиратель фольклора Ян Мьяртан сообщил, что вера в вампиров все еще жива в Словакии. Считали, что вампир может сосать кровь у своих жертв (люди или скот) и душит их. Верили, что вампир способен убивать просто взглядом (злой глаз), и жертвами этого злого глаза называли целые деревни. Путем укладывания различных предметов в гроб (монеты, христианские символы, различные травы и вещи умершего) люди пытались предотвратить воскрешение человека, подозреваемого в вампиризме. В отверстия тела клали семена мака или просо и прибивали гвоздями одежду и волосы к гробу. В конце концов, голова или сердце могли быть проткнуты железным или дубовым колом, шляпной булавкой или каким-нибудь шипом, например, боярышника. Тело выносилось вперед головой к могиле, вокруг которой были разбросаны семена проса или мака. Семена также рассыпали на дороге к дому, а по возвращении домой проводили различные ритуалы, при этом обязательно нужно было обмыть руки, а затем подержать над печкой. Если эти процедуры с первого раза не давали эффекта, то семья умершего повторяла их снова.
Современное знание о вампире. Как и в других славянских странах, вера в вампира отошла к сельским районам Чешской республики и Словакии в XX веке. Она эпизодически проявилась в период чешского культурного возрождения в XIX веке в форме знаменитого рассказа «Вампир» Яна Неруды (1934—1891). В последние десятилетия стал известен еще один писатель художественных произведений ужасов - это чешский психиатр Йозеф Несвадба. Сборник его рассказов на английском языке был опубликован в 1982 году под названием «Вампиры Лимитед».
|
|
|
ЯВА И ЕЕ ВАМПИРЫ
Очень многое в своей мифологии жители Малайзии и другой части Индонезии разделяют с японцами. Эта мифология содержит верование в понтианак. Ионтианик — существо вроде ирландской банши (привидения-плакальщицы, вопли которой предвещают смерть), которая летает в ночи в образе птицы. Ее крик может принести вечерний ветер, когда она садится на деревья в лесу. Она описывается по-разному - как женщина, которая умерла девственницей (де Вит), или как женщина, которая умерла во время рождения ребенка (Кеннеди). В обоих случаях она появлялась как молодая прекрасная женщина, нападала на мужчин и лишала их мужской силы. Де Вит отмечал, что понтианак оказалась более порядочной, чем любые другие богини любви. Такие существа могли обнять мужчину, но после первого же поцелуя они отступали, и в этот момент можно было заметить дыру в их спине, которая была скрыта длинными прядями волос. Мужчине надо было схватить эти волосы и выдернуть прядь, в противном же случае его кровь была бы выпита понтианак. Если ему не удавалось этого проделать, то вскоре он погибал, а если же удавалось, то он жил долго и счастливо.
Понтианак также нападала и на младенцев и выпивала их кровь из ревности к счастью их матерей. Младенцы, которые родились мертвыми или же умерли сразу после рождения lie неизвестной причине, считались жертвами понтианак.
ЯПОНИЯ И ВАМПИРЫ
Среди различных существ, населяющих японский фольклор, нет классического вампира, сосущего кровь. Вероятно, наиболее вампирическим из бесчисленного количества мифологических создании можно считать каппа. Он описан как сказочное создание воды - рек, прудов, озер и морей. Kaппы проникли и японскую культуру и часто появляются в литературе, мультипликации, искусстве и среди игрушек.
Впервые о каине начали широко писать в XVIII веке. Его образ - непривлекательный, подобный человеческому, ребенок с зеленовато-желтой кожей, перепончатыми пальцами па йогах, длинным носом и круглыми глазами, напоминавший обезьяну. У него был панцирь, подобный черепашьему, и пах он отвратительно. Голова его была вдавлена и наполнена водой. Если вода из головы каппа вытекала, он терял свою
силу.
Жили каппа и воде и действовали у самой прибрежной кромки. Во многих историях говорилось о том, что каппы пытались схватить лошадей или коров и затащить их в воду, а там высосать их кровь через задний проход (основная черта, которая придаст каппа схожесть с вампиром). Однако было известно, что они покидают воду для того, чтобы ворочать дыни и огурцы, насиловать женщин и нападать на людей, чтобы завладеть их печенью. Люди могли умилостивить каппу. Для этого они писали имена всех членов своей семьи на огурце и бросали его в реку, где жил каппа.
Каппы рассматривались как нечто неотъемлемое от сельского пейзажа. Люди не нападали на них, а наоборот, пытались заключить с ними сделку. Такие отношения были проиллюстрированы в истории «Каппа из Фукиуры». Каппа, живший возле Фукиуры, доставлял множество неприятностей до тех пор, пока однажды по потерял руку, пытаясь напасть на лошадь. Крестьянин нашел эту руку, и в ту ночь каппа пришел к нему, чтобы попросить вернуть ее. Сначала каппа был напористым, по и конце концов убедил фермера вернуть руку в обмен на обещание никогда больше не причинять вреда жителям этого села. С этого момента, как сообщали люди, проживающие в этой деревне, каппа предупреждал их словами: «Не позволяйте детям играть на берегу, так как идет гость». Гостем был другой каппа, не связанный соглашением каппы из Фукиуры.
Кошка традиционно ассоциируется в Японии с вампирами
В другой популярной истории о каннах фигурирует канна, который жил в пруду. Когда человек оставил лошадь привязанной возле этого пруда, каппа пытался затащить ее в воду, но она резко рванула и убежала домой. Kaппa пролил свою воду и потерял силу, а лошадь принесла его в конюшню. Там и обнаружил их имеете этот человек. Не имея сил, каппа начал торговаться с ним: «Если ты будешь устраивать пиршество в своем доме, я буду приносить тебе посуду». С этого времени, когда бы этот человек ни собирался устраивать пиршество, каппа приносит ему посуду. После праздника посуда выставляется, и канна уносит ее.
Кроме историй о капле у японцев есть и другие интересные легенды, например, «Кошка-вампир из Набешимы». В ней рассказывается о принце Набешимы и его прекрасной возлюбленной Отойо. Однажды огромная кошка-вампир ворвалась в комнату Отойо и убила ее в традиционной манере. Она захватила ее тело и приняла ее вид. Под видом Отойо кошка начала вытягивать жизнь из принца каждую ночь, когда все стражники почему-то засыпали. В конце концов один молодой стражник пересилил сон и увидел вампира в образе молодой девушки. Поскольку стражник стоял рядом, девушка не могла приблизиться к принцу, и тогда он начал медленно поправляться. В финале был сделан вывод, что девушка была злобным духом, который нападал на принца. Молодой человек и несколько стражников направились в комнату девушки, однако, вампир исчез. И:1 далеких мест приходили рассказы о его действиях. Приип организовал большую охоту и в конце концов убил вампира. Эта история легла в основу пьесы «Кошка-вампир» (1918) и фильма «Hiroku Kaibyoden» (1969).
Современные японские вампиры. Японцы, не имея своего собственного обширного знания о вампирах, в течение последнею поколения приняли европейский миф о вампирах и привнесли в него кое-что свое, и основном через киноиндустрию. Их современный вампир зoвется Кийекипуки Га. В 1956 году был выпущен фильм «Кийекипуки Га». Сюжет был построен на серии убийств, жертвы которых имели следы зубов на nice, а в конце убийца оказывался вампиром. Спустя несколько лет, режиссер «Кийекипуки Га» поставил другой фильм о вампирах «Ониа Кийекицуки» (1959), который рассказывал о настоящем вампире, похитившем жену у физика-ядерщика. Среди японских фильмов о вампирах 60-х годов был и «Куронеко» (19(i9), который был построен на основе легенды о кошке-вампире. Одна женщина и се дочь были изнасилованы и убиты группой самураев. Из могилы они вернулись как вампиры, которые могли превращаться в черных кошек, и напали на своих убийц. В фильме «Йокаи Дсйсенос» губернатор провинции был одержим вавилонским демоном кровопийцей - первый сигнал, что.чападные элементы начали приживаться в японских фильмах.
Вампирические картины «Хаммер филмз» вдохновили в 1970 году режиссера Мичио Йамомото па создание «Ночи вампиров», или «Чи и Cуy Ниндзяо», а в 1971 году на «Чи у Суу Мо», который вышел на Западе под названием "Озеро Дракулы". Дракула впервые появился в Японии в 70-е годы в фильме «Вампир Дракула приходит в Кобе: зло делает женщину прекрасной» (1979).
Дракула обнаруживает, что перевоплощенная женщина, которую он любил, проживает в Японии в Кобе.
В 1980 году появляется «Дракула» — полнометражный мультипликационный фильм на основе персонажей очень успешной «Могилы Дракулы» от «Марвел комикс». Он был первым из целого ряда великолепных фильмов о вампирах, имевших успех за пределами Японии. За ним последовали «Охотник за вампирами Д» (1985) и «Принцесса вампиров Майу» (1988) — одни из наиболее популярных японских фильмов на Западе. В «Легенде о восьми самураях» (1984) режиссер Киньи Фукасаку предложил японскую версию истории Элизабет Батори, в которой злая принцесса купается в крови, чтобы сохранить свою молодость. Тема вампира была внесена в 90-е годы вместе с такими фильмами, как «Сказ о вампире», поставленный режиссером Шимако Сато на основе поэмы Эдгара Аллана По "Аннабель Ли". Эти недавние японские картины стали достоянием западного видео.