И дистанционных образовательных технологий




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению учебного предмета «Физическая культура»

С применением электронного обучения

и дистанционных образовательных технологий

 

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 (далее – Порядок), и Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (сайт Минпросвещения России: https://docs.edu.gov.ru/document/id/1792) в целях оказания методической помощи учителям физической культуры при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. В соответствии с пунктом 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации самостоятельно определяют:

- порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3. Основываясь на Порядке педагогическое взаимодействие в системе «педагогический работник – учащийся (учащиеся)» может быть организовано:

- в форме online-курса: учебные занятия, консультации, вебинары на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов;

- в иных формах взаимодействия: направление образовательного контента, доведение и проверки выполнения заданий, обмена информацией (прямая и обратная связь) по электронной почте или иных способов коммуникации; проведение консультаций по телефону или с использованием популярных мессенджеров.

4. В указанных обстоятельствах перед физкультурно-педагогическим сообществом общеобразовательных школы стоит две задачи:

1) педагогическая: обеспечить с использованием доступных средств и форматов непрерывный процесс физического воспитания учащихся, прежде всего освоение учебного предмета «Физическая культура»;

2) гигиеническая и социально-просветительская: всесторонне содействовать оптимальному режиму двигательной активности учащихся в условиях домашнего пребывания в комплексе со смежными составляющими здорового образа жизни.

5. Решая первую задачу, следует обратиться к тесту федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.

Так, ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, диктует, что предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» в части учебного предмета «Физическая культура» должны отражать:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)…

Как видно из текста ФГОС основного общего образования, значительный объем в результатах освоения учебного предмета «Физическая культура» отводится организации самостоятельных занятий и доступно для домашних условий.

6. Ключевым принципом физического воспитания в домашних условиях является сочетание разнообразных форматов, интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

7. Условия домашнего пребывания актуализируют самостоятельные проектирование, организацию и проведение занятий с использованием средств физической культуры.

Важным моментом здесь является готовность и умение учащихся разработать комплекс физических упражнений «под задачу» (например, повышение общего тонуса организма, расслабление, воспитание конкретных физических качеств и т.д.), а также создать условия для самостоятельных занятий.

В этой связи в рамках педагогического взаимодействия особое внимание необходимо обратить на освоение учащимися принципов и методических правил составления комплексов физических упражнений с учетом конкретной гигиенической или педагогической задачи.

Здесь важны умения выбора индивидуального режима, а также регулирования объема и интенсивности физической нагрузки, оценки соответствия подобранных средств функциональному состоянию, имеющему арсеналу двигательных умений и навыков (двигательному опыту), поставленным задачам, базовым положениям техники безопасности и профилактики травматизма и т.д.

8. Рекомендовал бы в этом вопросе находится в постоянном контакте с учащимися посредством видеосвязи, электронной почты или иных средств коммуникаций: проводить оценивание разрабатываемых комплексов упражнений, вносить рекомендации по их корректировке, доработке и последующему использованию.

9. В этой связи необходимо предоставить учащимся источники информации по вопросам организации самостоятельных занятий с использованием средств физической культуры (соответствующие параграфы учебника по физической культуре, ссылки на информационные ресурсы сети Интернет и т.д.), а также памятки, примеры комплексов (в отдельных случаях программ) физических упражнений.

10. Также чрезвычайно важно заострить внимание учащихся на системе (методах и приемах) самоконтроля в процессе самостоятельного выполнения физических упражнений. Для этого рекомендую ввести дневники самоконтроля учащихся, а педагогам – дать рекомендации по их ведению.

11. Попытки разработки комплексов занятий вероятно не будут корректными и продуктивными, если он не в полной мере ориентируется в разнообразии средств физической культуры, включая базовые виды спота, оздоровительные системы. Освоение этого контента должно предварять проектирование самостоятельных занятий, стать для него информационно-педагогическим фундаментом!

Образовательный контент может быть доведен до учащегося по электронной почте или посредством популярных мессенджеров, размещен на сайте общеобразовательной организации.

Выбор этих источников должен быть весьма аккуратным, исключающим обращение учащихся к непроверенным и небесспорным с педагогической позиции ресурсам.

12. Существенное внимание следует уделить мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, подчеркнув доступность для этого и домашних условий.

С этой целью рекомендуется стимулировать учащихся к фиксации индивидуального прогресса в освоении физической культуры в логике «относительно себя»: «не знал – теперь знаю», «не умел – теперь умею», «умел – теперь владею в совершенства и могу научить других», «мог так – теперь могу лучше» и т.д.

Также рекомендую инициировать бесконтактные, доступные для домашних условий состязания среди учащихся с применением средств видеоконференцсвязи и т.п.

В помощь педагогам множество сайтов-мотиваторов спорта, физической культуры, здорового образа жизни, размещенных в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

13. Таким образом, в процессе удаленного, опосредованного взаимодействия с учащимися при освоении учебного предмета «Физическая культура» важнейшим является воспитание готовности к самоорганизации, самостоятельному проектированию занятий с применением средств физической культуры, а также самоконтролю (включая самооценку функционального состояния организма, уровня физического развития). Все это важно осуществлять, непрерывно мотивируя учащихся.

14. И, конечно, особое внимание вопросам безопасности и профилактике травматизма! Следует исключить даже минимальные риски для жизни и здоровья учащихся при использовании физических упражнений в рамках самостоятельных занятий!

15. Важным стимулом в процессе «домашнего» освоения учебного предмета «Физическая культура» является внешняя оценка.

Полагаю, индивидуальные достижения учащихся в освоении учебного предмета «Физическая культура» в домашних условиях (в рамках текущего контроля успеваемости) должны оцениваться в системе «зачтено - не зачтено».

Для этого необходимо сформировать и отразить в локальных актах, а также образовательной программе систему критериев и показателей оценивания, а также контрольно-оценочные средства, адекватные «домашнему» режиму освоения учебного предмета «Физическая культура».

Рекомендуется выражать свое отношение к работам учащихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

16. Не могу не обратить внимание, хотя это очевидно, на особую роль родителей (законных представителей) учащихся в процессе самостоятельно организуемых занятиях физическими упражнениями.

Решая стоящие задачи, следует наладить устойчивый контакт с данной категорией участников образовательных отношений, взять их себе в партнеры и, если угодно, единомышленники.

17. Что касается второй задачи – содействие оптимальному режиму двигательной активности учащихся в условиях домашнего пребывания – то здесь следует опираться на официальные санитарно-гигиенические нормы и установки, касающиеся уровня повседневной двигательной активности школьников.

При этом следует дать рекомендации учащимся и их родителем (законным представителям) относительно уровня и режима повседневной двигательной активности, довести информацию о физкультурно-оздоровительных системах и способах двигательной активности, адекватных возрасту и интересам учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: