VI К ПОНИМАНИЮ ТЕРАПИИ, ВЫВОДИМОЙ ИЗ ПАТОЛОГИИ




Для понимания возникновения болезни и действий лечебных средств существенен следующий методический аспект: болезнь обусловлена тем, что деятельность членов существа перемещается из органа своего физиологического функционирования в орган другой физиологической деятельности членов существа.

«Болезнь не является чем-то совсем чужеродным здоровой жизни, противоестественным, она всего лишь «жизнь в ненормальных условиях», жизненные проявления не в том месте, или не в то время, или не в той интенсивности»[31].

Мы принципиально различаем два полярных расположения членов существа, по тому, как они в одном случае типичны для органа чувств, а в другом –– для органа обмена веществ. На приведенном ниже схематическом изображении показано, что астральная и Я-организация погружены в «нижнем» человеке и действуют созидающе в эфирно-физическом органе. Субстанция образуется в сульфурическом полюсе организма. Динамика обменных процессов направлена изнутри наружу. В противоположность 'тому, астральное тело и Я-организация могут в значительной степени «оттягиваться» из «верхнего» человека. Тем, что образовательные процессы там по мере созревания завершаются, часть сил членов существа освобождается для функционирования сознания. Физический орган обнаруживается в Sal-области организма. Астральная и Я-организация действуют относительно свободно. Их динамика направлена извне вовнутрь, они действуют снаружи, как бы отпечатывая, и создают таким образом форму и облик органов. Субстанциональные процессы носят здесь характер распада, вещество исчезает и сознание возникает в нервно-чувственном полюсе человека.

В основе этого жизненного процесса, который развертывается между полюсом обмена веществ и построения вещества «нижнего» человека и «верхним» человеком - формирующим полюсом, базирующимся на физиологическом распаде, лежит общий физиологический принцип, который в учении о ткани и в патологии[32] понимается как анаболизм и катаболизм. В здоровом живом организме анаболизм (на нашем языке сульфурическое построение субстанции под знаком физиологического «воспаления») и катаболизм (распад субстанции, физиологическая «дегенерация») находятся в функциональном равновесии. Построение и распад субстанции подлежат ритмическому чередованию, которое ведет к постоянному выравниванию этого двойного процесса.

Схема физиологического расположения членов существа в нервно-чувственной системе и в системе обмена веществ и конечностей

Этот физиологический двойной процесс может усиливаться до Патологического, когда созидающий полюс (анаболизм) усиливается до воспаления, или когда противополюс (катаболизм) вступает в органический распад (некробиоз) и, как бы линейно, в дегенерацию. Физиологический, биологический процесс развития регрессии или облитерации тканей является следствием, в первую очередь, локально усиленного физиологического процесса воспаления, который вступает в дегенерацию. Примерами являются облитерация Arteria centralis retinae глаза, Ductus Botalli, а также превращение фолликула в Corpus albicans. На пути к дегенерации уже находятся в физиологическом смысле такие органы, как роговица, хрящ, сухожилия, связки, так называемые брадитрофные ткани. Здесь равновесие между «верхним» (распад) и «нижним» (построение) сдвинуто в направлении «дегенерации». Несмотря на это, и эти органы в течение всей жизни связаны с жизненным процессом.

Таким образом, взаимодействие членов существа является для каждого органа здорового человека чем-то определенным, дифференцированным. Следствием сдвига этого соотношения является болезнь. Это пояснено Рудольфом Штайнером при характеристике карциномы, согласно которой карцинома является образованием органа чувств не в том месте. Конкретно это означает, что члены существа в этом случае ведут себя в одном из органов обмена веществ таким образом, в какой мере это является физиологичным для органа чувств. Задачей терапии является тогда побудить члены существа Я-организацию и душевную организацию вновь в полную силу пронизать физический и эфирный орган, прогреть его (Я-организация) и «продышать» (астральная организация).

Этот методический принцип в общих чертах служит для понимания болезни. Если, к примеру, члены существа ведут себя в сердце так, как в нервной области, то это может привести к некрозу сердечной мышцы.

Если нервно-формирующий процесс чрезмерно разыгрывается в артериальной сосудистой системе, это приводит к липоидной дегенерации стенок артериальных сосудов, а при перемещении в почечную область - к нефротическому синдрому с гиперлипидемией. С этой точки зрения будут вновь и вновь объясняться многие отдельные заболевания.

Для распознания болезни и рациональной терапии необходимо с точки зрения перемещения типичной деятельности членов существа выводить характерное образование и физиологию органов из того, каким образомчлены существа Я-организация и астральное тело ведут себя в каждом случае по отношению к эфирной и физической организации. Изучение взаимодействия в каждом отдельном органе является познавательной задачей антропософского врача. В каждом органе центр тяжести членов существа иной. При сравнении различных органов направление их действия многократно меняется: так, например, в венозной области и в печени наиболее деятелен химический эфир; тепловой и световой эфир деятельны здесь, будучи включенными в процесс образования субстанции (эндотермический обмен веществ). В почке, напротив, доминантно деятелен световой эфир; силы тепла и света становятся относительно свободными (экзотермический обмен веществ).

Задачей медицины, расширенной благодаря антропософии, является развитие лекарственных средств, которые соответствуют вышеприведенному аспекту патологического перемещения членов существа с учетом точки зрения, что при болезни физиологические процессы внутри человека становятся изолированными «природными процессами», частично утрачивающими взаимосвязь с Целым.

Рудольф Штайнер следующими словами описал взаимосвязь патологического процесса с природными субстанциями, которые в состоянии вызвать в человеке соответствующий терапевтический противо-процесс.

«Познание действия лекарственного средства основывается на распознании развития сил, существующих во внешнем по отношению к человеку мире. Ибо, чтобы побудить лечебный процесс, в организм необходимо ввести субстанции, которые в нем распространяются так, что процесс болезни постепенно перейдет в нормальный процесс. Итак, суть болезненного процесса состоит как раз в том, что в пределах организма разыгрывается нечто, что не включается в его общую деятельность. Здесь имеется процесс, общий с таковым процессом во внешней природе. Можно сказать: если внутри организма возникает процесс, сходный с таковым же процессом во внешней природе, то возникает болезнь»[33].

На фоне этой связи между человеком и природой, что должно проходить красной нитью через все прежние рассмотрения, становится ясным и принцип поиска лекарственных средств, введенный в новую медицину Самуэлем Ханеманном (1755-1843): «Similia similibus curentur».

Испытание лекарственного средства живо показывает на человеке характерные проявления болезни, спровоцированные в результате приема определенного лекарственного средства. Возникает общая картина симптомов как в отношении телесных, так и психических изменений, которая обозначается как картина лекарственного средства. Тот факт, что определенная, взятая из природы минеральная, растительная или животная субстанция может воспроизводимо вызвать в человеке определенные болезненные симптомы, осознается лишь тогда, когда в качестве идейной основы имеют представленные Рудольфом Штайнером мысли о родстве человека и природы. Гомеопатический принцип, следовательно, принимает в расчет при выборе лекарственного средства «сходство» процесса, протекающего внутри человека, с процессом, представленным лекарственным средством. Если в человеке спонтанно возникают явления, которые, исходя из испытания лекарственного средства, признаны типичными для определенной природной субстанции, то она в потенцированной форме служит лекарственным средством для соответствующего комплекса симптомов. В фармацевтической практике восходит к С. Хане-манну также и введение процесса гомеопатизации (потенцирования), который вновь присоединяет субстанцию, пришедшую к завершению в вещественном проявлении, к миру сил, лежащему в основе ее образования, и который сегодня представляет основу для лекарственных средств антропософского терапевтического направления.

В медицинских произведениях Рудольфа Штайнера мы находим признание и дальнейшее развитие богатства мыслей Ханеманна:

«...; следовать, исходя из отчетливого чутья, по пути, на который вступил после того, как обмелел путь древних (учение о четырех соках, гуморальная патология и др.), можно только потому, что человек в действительности является не просто ретортой, а чем-то большим. И это путь, на котором просто пытаешься через принятие того, что есть, сделать полезными силы, лежащие в основе уже имеющихся субстанций. Это есть путь, который по существу живет внутри ханеманновского направления и который, я бы сказал, представляет вид нового подъема из общего человеческого медицинского поиска, после того как старый путь уже обмелел в том смысле, что уже более ничего не знали о каких-либо внетеллуртеских или прочих взаимосвязях. » (Выделено автором)[34].

«... нельзя сказать, что исключительно всегда поэтому - я прошу мне это простить - получаешь удовлетворение, когда испытующе обозреваешь гомеопатическую медицину, ибо она действительно имеет то достоинство, что направлена в известной степени, конечно, к Целому человека; ибо всегда берет во внимание картину общего действия; ибо также стремится перекинуть мост к лекарственным средствам. Однако, тут в гомеопатической медицинской литературе выступает нечто иное. Когда берешь эту литературу, можно было бы усомниться, в первую очередь, в том, что, например, именно в терапевтической литературе находишь одно за другим перечисленные средства и каждое всегда помогает от множества болезней. Никогда не случается, что к Специфическому можно легко прийти, исходя из литературы. Все помогает от столь многого. Конечно, я знаю, что в начале это не может быть иначе. Однако это есть нечто, что является и заблуждением. Это заблуждение может быть преодолено, когда действуешь таким способом, как это здесь мы пытались сделать, хотя бы и элементарно, в наметках (...). Это можно улучшить только, если через такое внутреннее рассмотрение человеческой и внечеловеческой природы восходят, я бы сказал, к сужению сферы лекарственного средства, к установлению его границы. Но это может произойти лишь тогда, когда будет действительно изучаться не только то, что возникает через лекарство в здоровом или больном человеке, но и когда мало-помалу будут стараться рассматривать всю вселенную как единство...»[35]

Познание человека и природы, развитое благодаря антропософии, исходит из углубленного изучения феноменологии проявлений болезней и природных субстанций и имеет целью включить многообразие внутри- и внечеловеческих явлений во всеобъемлющий новый порядок. Итак, для каждого лекарственного средства важно найти центр тяжести его действенности в структуре членов существа человека, из которого может быть выведена логическим путем соответствующая картина заболевания. Эта методическая точка зрения была ведущей в концепции последующих монографий по лекарственным средствам.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: