· Авторитарный (автократический) тип отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятияребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей —командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка.
· Авторитетный тип характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитетный стиль основывается на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка.
· Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком.
· Индифферентный тип определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
· Хаотический стиль воспитания характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно.
Наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный тип воспитания, в то время как остальные типы приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.
|
Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания
Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
• взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
• признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;
• отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
• признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
• обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
•систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
• разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.
Типы дисгармоничного воспитания
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:
•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;
|
• низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
• высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
• ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;
•завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;
•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;
•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Классификация дисгармоничных типов воспитания в семье.
Гипопротекция
Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля,интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
Гиперпротекция
Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнемпротекции.
Причины: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; б) патологический страх несчастья с ребенком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в признании; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.