Иконы средней части храма




В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные, допускаемые церковными правилами варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.
В центре купола изображается Христос Вседержитель. Под Ним, по нижнему краю сферы купола, — серафимы (силы Божии). В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил — райскую ветвь, Уриил — огонь. В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов. с орлом; напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, — евангелист Лука с тельцом; в северо-западном парусе — евангелист Марк со львом; напротив него, по диагонали, в юго-восточном парусе, — евангелист Матфей с существом в образе человека. Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов и святителей, преподобных и мучеников.
Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до нижней границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. Их высота, как правило, около 160 сантиметров. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали священных изображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами.
Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней части храма помещаются изображения «Христос и грешница» и «Спасение утопающего Петра». Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, — образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе.
Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.
Помимо западных врат православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах. Эти боковые входы могут означать Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе, через которые мы как бы входим в общение с Богом. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три — во образ Святой Троицы, вводящей нас в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.
В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы — большой деревянный крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину — в рост человека.

Крест делается восьмиконечным, с надписью на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» (Иисус-Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости — останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку — образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова:
«Жено! се, сын Твой», и, обратясь к апостолу: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 26-27), тем самым восыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество.
В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или налой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.
Аналой — вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на него Евангелия, Апостола или прикладывания к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, который имеют в данный праздник одежды духовенства.

Свечи и светильники

Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме — окна, лампады и свечи.
Богослужебный Устав предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других — только некоторой части, в третьих — полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.
Какие же светильники находятся в храме, что они символизируют?
В алтаре за престолом горят в особом светильнике — семисвечнике — лампады или свечи, лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, у икон ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи.
Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе — за литургией, а также перед чтением Евангелия, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди и Самого Христа, как Света от Света, как Света
истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех»
Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях (двусвечниках и трехсвечниках).
Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой.
Эта свеча знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей
принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в некоторые моменты богослужения находятся в руках священников. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами.
В центральной части храма из купола вниз спускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, — паникадило.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликадилами. Поликадила имеют от семи до двенадцати светильников, в то время как паникадила — более двенадцати.
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, также имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Божией Матери, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Притвор

Обычно притвор отделяется от храма стеной с западными вратами в середине. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части — трапеза, поскольку в древности в ней устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс — место для наказанных. На Западе эта часть храма получила название нартекса. Теперь практически почти все наши храмы, за редким исключением, имеют эту третью часть. Однако необходимо отметить, что древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же притворы становятся все меньше. В шатровых столпных храмах XVI в. они практически отсутствуют. В храмах Нового времени притворы либо также отсутствуют, либо носят условный характер.
Сейчас у притвора имеется богослужебное назначение. В нем совершаются литии на великих вечернях и панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. Во многих храмах в притворе совершается также последование определенных частей вечерних богослужений.
В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.
Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в нем находятся различные иконы. Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее. Притвор может устраиваться и под колокольней, если она вплотную примыкает ко храму.

Церковная паперть

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти. Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет весьма определенный смысл, так как является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Паперть — это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, — это второе возвышение. Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, — это третье возвышение. Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу: первое — это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе — подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье — это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: