Отчёт по педагогической практике
Выполнила:
студентка 4 курса ФФКиС
Белова Евгения Евгеньевна
Руководитель: доцент психологии и
педагогики Бусыгина Т.А.
Оценка_____________________
Самара 2018
План психологической характеристика 5 класса
1. Общие сведения о классе:
ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ, муниципального района Клявлинский, Самарской области.
Количество учеников, и их возраст: В 5 классе 7 учащихся, из них 3 мальчиков и 4 девочек. Все учащиеся 2011 года рождения, т.е. всем 11 лет.
Профильный или обычный: обычный класс.
Социальное происхождение школьников: В данном классе дети из рабочих семей, военнослужащих нет.
Материальное обеспечение: у всех собственное жилье(дом). Орально- психологическая обстановка в семье: благоприятная-3, неблагоприятная – 4.
Образование | Мать | Отец |
Высшее | 14% | 0% |
Средне-специальное | 14% | 0% |
Среднее | 72% | 67% |
Неполное среднее | 0% | 33% |
Состояние здоровья учащихся: Все отнесены в основную группу, больных нет.
Образование родителей:
2. Учебная мотивация:
. Результаты исследования представлены на рис. 1
С 5 классомбыло проведено тестирование, по определению уровня учебной мотивации. Анализ результатов, представленных на рис 1, показал, что 30% (2 чел) учащихся этого класса имеют уровень учебной мотивации выше среднего. Подобные показатели имеет большинство учащихся 5 классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
|
50% (4 чел) показатели среднего уровня мотивации. Таких учеников школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
30% (1 чел) учащихся показали низкий уровень мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
0% (0 чел) у ребят не выявлена низкая школьная мотивация.
Таким образом, ученикам, имеющим средний уровень учебной мотивации, составлены рекомендации для формирования высокого, положительного уровня учебной мотивации. Дети с высоким уровнем учебной мотивации нуждаются в помощи для формирования у них целеполагания, а так же внутренней мотивации учения, а не внешней.
Рекомендации учителям начальных классов по психолого-педагогической коррекции учебной мотивации младших школьников.
- Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации;
-Свести к минимуму применение наград и наказаний за результаты обучения. Результаты обучения должны соответствовать потребностям и возможностям ребёнка и быть значимыми для него;
|
-На уроках осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих неуспевающих в учёбе детей;
- Формировать у школьников мотивацию совместной учебной деятельности (учить детей способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.);
3. Познавательная деятельность:
Внимание среди 5 класса, демонстрирует произвольное. Учащиеся сосредотачиваются не на том, что представляет для них интерес, и то, что доставляет им удовольствие, а над тем, чем им нужно заниматься в данный момент. Более устойчиво на таких предметах как физическая культура, музыка и математика. Отлично развита у них зрительная и слуховая память. Увидеть это можно также на занятиях физкультуры.
У школьников хорошо развит кругозор. Большинство имеют представление как пользоваться спорт инвентарем, даже если они им не разу не испытывали и это может свидетельствовать о том, что дети любознательные. Некоторые ребята умеют грамотно выражать свои мысли.
Большая часть класса преобладает высокой степенью творческих и физических способностей, а остальные чуть меньше. Замечаем мы это на школьных конкурсах, праздниках и других учебных мероприятиях, когда детям нужно приготовить сценки, плакаты и т.п.
4. Особенности личности школьников:
Типы темпераментов | всего | Процент(%) |
флегматик | ||
меланхолик | ||
Холерик | ||
Сангвиник |
Таблица 2. Типы темпераментов
Из таблицы видно, что преобладают флегматики(57%) и холерики(29%), после идёт сангвиники(14%) и меланхолик(0%). Проведя тестирование, исследование на выявление типа темперамента у класса, мы можем сделать вывод о том, что дети спокойные даже в сложнейших ситуациях, стабильны и последовательны в стремлениях и отношениях. Придерживаются выработанного распорядка они неторопливые и основательны. Вместе с тем ониинтроверты, медленно переключается с одной работы на другую, но не на физкультуре.
|
Поэтому степень выраженности эмоциональных проявлений в классе средняя. Высокая тревожность достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители хотят большего и тем самым предъявляют завышенные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Завышенная самооценка у 14% класса, они преувеличивают свои заслуги и успехи. Адекватная самооценка, у остальных 86%, они объективно оценивают свои личностные качества. Самооценка зависит от развитости у школьника рефлексии, критичности к себе и окружающим.
5. Межличностные отношения:
С 5 классомбыл проведен еще одно тестирование, по определению групповой сплоченности.
Кол-во баллов | Кол-во учеников | Группы сплоченности |
от 5 до 8 баллов | 0 человека | самая неблагоприятная |
от 9 до 11 баллов | 5 человек | нормальная |
от 12 до 15 баллов | 1человек | благоприятная |
от 16 до 18 баллов | 1 человек | самая благоприятная |
Таблица 3. Индекс групповой сплоченности Сишора.
Анализ результатов, представленных в табл.3, показал, что отношения между одноклассниками характеризуются как вполне нормальные и благоприятные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Нет учащихся, которые претендуют на лидерство. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка.В классе преобладает сотрудничество, ученики стараются помочь друг другу, это особенно заметно, когда один из учеников попадает в ситуацию затруднения на уроке. Отношение детей к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Конфликты возникают редко, чаще всего причины их не очень важны.
6. Общение школьников с взрослыми:
На характер взаимоотношений учителя и ученика огромное влияние оказывает стиль педагогического общения, в котором находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, сложившийся характер взаимоотношений педагога и детей, творческая индивидуальность педагога и особенности классного коллектива.С классным руководителем, у учеников сложилось доброжелательные взаимоотношения, ученики слушаются и сами тянутся к ней со всей душой.
7. Трудовая деятельность:
Учащиеся активно занимаются общественным трудом. Каждую неделю назначают дежурного по классу, в его обязанность ходит подготовка доски, на каждое занятие и дежурный по столовой, накрывает на стол. Перед каждым праздником, они ответственно готовятся к каждому мероприятию, например, готовят номер для выступления, рисуют стенгазету и украшают свой класс под тематику.У детей очень сформированы трудовые навыки.
8. Формы досуга, увлечения:
Ребята посещают секции от организации «Прометей» и «ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ». Мальчики отдают предпочтение такому вида спорта, как лыжи, футбол и легкая атлетика. Девочки очень любят играть, в футбол с мальчишками и посещать теннисную секцию. Ну, а так же у них есть занятия внеурочной формы, такие как «Весёлые старты», игры и интеллектуальные задания. Есть и дети, которые не посещают секции, но они занимаются дома, рисуют, читают книги, играют на улице.
9. Выводы и рекомендации:
По результатам проведенных методик исследования, можно сказать, что 5класс, сплоченный и дружный коллектив.Главное проводить больше урочные и внеурочные игры, так как, соревнования вырабатывают командный дух, и раскрывает творческий потенциал у каждого ученика.
Нельзя не отметить, что положительным аспектом этого класса является наличие своих собственных традиций, например празднование «День рождение». Психологический климат в классе большая часть учащихся оценивает как благоприятный, что еще раз доказывает то, что ученикам нравится проводить время со своими одноклассниками, участвовать в жизни класса.На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, всегда относятся к учителям с уважением. В классе есть девочка, которая пришла к ним с другой школы и к удивлению они её приняли, и она очень комфортно чувствует себя в классе.
Рекомендации для родителей
• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.