Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите - осень в золото одета!
Ю. Липницкая.
Актуальность темы
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Тип проекта: групповой, исследовательский, творческий, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта:
27.08.2018г. -07.09.2018г.
Участники проекта: воспитатели подготовительной группы «Калинка» Анискова Ю. В., Журавлева А. А. дети подготовительной группы «Калинка» (23 человека, их родители (23 человека).
Цель проекта.
Формировать экологическую культуру, исследовательские способности в процессе изучения.
Задачи проекта.
Обучающие:
обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы.
Развивающие:
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
|
развивать опыт исследовательской деятельности, экологической культуры, формировать умения реализовывать интересы;
развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное отношение к природе;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.
Ожидаемый результат.
- познавательное развитие:
расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
- речевое развитие:
активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
- социально-коммуникативное развитие:
формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие:
достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие:
повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Повышение заинтересованности и активного участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы Содержание Цели
Подготовительный
(27.08.18г. – 30.08.18г.) • 1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• 2. Разработка конспектов НОД;
• 3. Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
• 4. Подбор художественного материала;
|
• 5. Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень »;
• 6. Оформление уголка для родителей по теме проекта;
• 7. Беседа с родителями о участии их в проекте, серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
1. Подобрать методическое обеспечение проекта.
2. Заинтересовать родителей и привлечь их к совместной работе.
3. Разработать консультации, рекомендации и памятки для родителей.
Основной
(30.08.18г. -07.09.18г.)
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Работа с родителями
Заключительный
07.09.18г. Словесные игры: «Подбери слова для осени », «Осенний лес », «Краски осени ».
• Разучивание пословиц и поговорок, загадок об осени.
• Чтение художественной литературы:
• А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… » А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье». А. Плещеев «Скучная картина». К. Бальмонт «Осень », Н. Сладков «Осень на пороге ». Е. Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень ». А. Ерикеев «Наступила осень ». Л. Толстой «Дуб и орешник». З. Федоровская «Осень ». К. Ушинский «Осенняя сказка », «Спор деревьев
Аппликация под музыку А. Вивальди «Осень ».
«Отговорила роща золотая…»;
• «Осенние деревья ».
• Рисование под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года»: «Осенние деревья », «Осеннее настроение », «Дары осени », «Кленовые листочки».
• Лепка: «Грибное лукошко», пластилинография- «Осенние листочки ».
• Рассматривание картины Левитана «Золотая осень ».
|
• Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Осенняя песенка ».
«Музыка дождя».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин осенней одежды », «Осеннее кафе », «Лесная аптека».
Дидактические игры: «Назови правильно», «Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку».
Игры – драматизации: «Как звери осень встречали ».
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность:
• сбор листочков для гербария.
Беседы по ОБЖ:
«Как себя вести в осеннем лесу?»
•
Цикл наблюдений:
— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
— за цветником
— за перелетными птицами
— за насекомыми
— за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени ».
Экспериментирование:
«Свойства воздуха и воды»
Ситуативная беседа:
«Почему медведь и еж зимой спят, а лиса и белочка – нет?». «Чем мне нравиться осень?»
Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров - закаляйся!»
Подвижные игры:
«Съедобное — несъедобное!»
«Я знаю 5 названий!»
«Осенние листочки »
«Вороны и собачка!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»
Игры – соревнования: «Кто быстрее перепрыгнет лужи?»
Пальчиковые игры:
«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород».
Физкультминутки:
«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень », «Дождь», «Птички».
1. Беседы с родителями и привлечение их к совместной деятельности.
2. Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной »;
- «Осенняя одежда для детей ».
3. Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии » - ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
4. Домашнее задание для родителей:
-провести экскурсию в городской парк
-подобрать и разучить с детьми стихотворение об осени, для участия в «Конкурсе чтецов».
-приобретение раскрасок для детей «Осенние картинки »;
5. Выставка для родителей рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
Итоговое мероприятие: «Конкурс чтецов» - «Осенняя природа ».
1. Ввести в круг чтения детскую периодику произведений великих поэтов и писателей.
2. Развивать воображение, творческие способности, активный словарь.
3. Закреплять навыки пересказа, общения друг с другом.
4. Воспитывать интерес к художественному слову.
1. Закреплять умение использовать различные приемы рисования, лепки и аппликации.
2. Приобщать к культурным ценностям в музыке и художественном творчестве.
3. Воспитывать желание беречь природу и заботиться о ней.
1. Закркплять умение использовать в играх полученные знания.
2. Развивать осознанное понимание причинно-следственных изменений в природе.
3. Воспитывать правила поведения нахождения в дикой природе.
1. Закреплять навыки самостоятельного наблюдения.
2. развивать умение понимать закономерность сезонных изменений в природе.
3. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
1. Развивать представление о том, что здоровье нужно беречь.
2. Закреплять устойчивое желание соблюдать культуру гигиены.
3. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
4. Воспитывать доброжелательность в детском коллективе.
1. Заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе в проекте.
2. Подготовить консультативный материал, материал для домашнего задания.
3. Организовать эффективное взаимодействие детей и родителей.
1. Обобщить полученные знания детей.
2. Закрепить полученные знания проведением итогового мероприятия.
Итоги проекта.
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
• повысилась экологическая культура воспитанников.
Литература:
1. Н. В. Алешина «Экологическое воспитание дошкольников». – М.: ЦГЛ,
2005.
2. С. А. Козлова «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: 1988.
3. Занятия по экологическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ». Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007.
5. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
6. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
7. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007.