Книга для родителей и воспитателей




Кэтрин Тейлор

Психологические тесты и упражнения для детей

Книга для родителей и воспитателей

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступление

Глава 1

ТЕСТ "СКАЗКА"

Глава 2

ТЕСТ "ДЕРЕВНЯ"

Глава 3

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Глава 4

ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"

Глава 5

ТЕСТ "РИСУНОК СЕМЬИ"

Глава6

РИСУНОК ДЕРЕВА

Глава 7

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

Глава 8

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ

Глава 9

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Заключение

 

 

Вступление

Содержание этой книги в основном вращается вокруг понятия "детское творчество". Все, о чем мы здесь будем говорить, опирается на широкий спектр творческой деятельности ребенка. Вы познакомитесь с различными ее аспектами, разными проявлениями, ее смыслом и возможностями. Это в общем. Не вижу смысла пересказывать содержание, с которым вы очень скоро познакомитесь, лучше поговорим о вашем творчестве. Считаете, что здесь не о чем говорить? В целом вы, наверное, правы. В жизни обычных взрослых людей, не обремененных такими проблемами, как персональная выставка художественной фотографии или участие в ежегодном симпозиуме "Лучшие новации в промышленном дизайне", творчества не так уж много. Но в нашем случае многого не нужно.
Вам известно, что обязательной процедурой в ООН является уничтожение всех листов бумаги, оставшихся после совещаний на столах? Догадываетесь почему? Все из-за этих невинных каракулей, которые мы машинально набрасываем на бумаге (или что там у вас под рукой) и на работе, и дома, когда слушаем, думаем, ждем. Мы как будто и сами догадываемся, что в них что-то есть нечто такое... лучше эти бумаги не оставлять, скомкать и выбросить. Нет, разорвать на мелкие кусочки, потом выбросить. Возможно, мы чувствуем, что эти узоры, квадраты и стрелки могут рассказать о нас больше, чем мы бы этого хотели. Как и наши сны, наши каракули наполнены сложными, очень индивидуальными символами, которые отражают наши глубинные желания, страхи, тревоги и потребности. В спонтанных рисунках,
так же как и в произвольных, находит свое отражение наше сознание и бессознательное. "Если вы целый день чистили картофель, то, чиркая ручкой по бумаге, вы можете непроизвольно нарисовать картофелину, но, если в рисунке картофелины угадывается ваша теща - это значит, что здесь проступает ваше бессознательное", считает Роберт К. Берне, автор нескольких книг, посвященных психологическим аспектам рисунков. Таким образом, непроизвольный рисунок часто отражает сложности, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Самостоятельно разобраться в своих рисунках достаточно сложно, ведь речь идет о вашем бессознательном. Чтобы в какой-то мере прикоснуться к своему внутреннему миру, воспользуйтесь теми заданиями, которые мы предлагаем вашему вниманию.
1. Основные фигуры. Взгляните на эти фигуры. Какие из них вам нравятся больше, & какие меньше? Перерисуйте эти фигуры на своем листе, расположив их в порядке предпочтения. Пусть крайней слева будет наиболее привлекательная для вас фигура и т.д.

2. Предпочитаемые образы. Вспомните, какие фигуры, какого типа рисунки вы обычно изображаете на бумаге, когда, например, говорите по телефону. Если вам тяжело вспомнить, то положите перед собой лист, возьмите в руки карандаш, максимально сосредоточьтесь над этим вопросом и просто поводите карандашом по бумаге, посмотрите, что у вас получится. Не следует рисовать сознательно или приукрашивать рисунок, главное - естественность и непроизвольность.
3. Поле. Возьмите лист бумаги и начертите на нем восемь одинаковых квадратов, расположив их в два ряда, по четыре квадрата в каждом. Получившиеся квадраты вы должны пронумеровать. Сперва верхний ряд, затем нижний. После этого перерисуйте туда эти фигуры:

После этого вы должны дополнить каждый из рисунков. Дополните существующую деталь, продолжите ее чем-нибудь по вашему усмотрению так, чтобы получился какой-нибудь рисунок.
4. Настроение. Возьмите лист бумаги и начертите еще восемь квадратов. Над каждым квадратом верхнего ряда напишите следующие слова: гнев, радость, спокойствие, депрессия. Над нижним рядом квадратов напишите слова: активность, женственность, болезненность. Над оставшимся квадратом напишите свое слово, означающее какое-нибудь чувство, например: скука, возбуждение, любовь, страх. После этого нарисуйте в каждом квадрате нечто такое, что, по вашему мнению, отражает те чувства, которые перечислены здесь. Это может быть что угодно, но не предметный рисунок и не символ. Нельзя под словом любовь рисовать, например, сердце или цветы, а под гневом - нож или кулак; ничего предметного. Пусть это будут линии, штрихи, узоры, фигуры и т.д. Это должен быть экспрессивный рисунок, пусть вашей рукой водит та эмоция, которую вы пытаетесь изобразить. Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой вы последний раз переживали то или иное чувство. Позвольте этой эмоции овладеть вами, пусть она пробежит по телу и дойдет до кончика карандаша, приводя его в движение. Не стоит что-то выдумывать или планировать - действуйте спонтанно и неожиданно для самих себя. Помните, как в этом задании, так и во всех остальных от вас не требуется демонстрировать свои художественные способности. Здесь нет правильных или неправильных рисунков, главное требование - искренность и спонтанность.
5. Зеркало проблемы. Это задание схоже с предыдущим в том, что вы должны довериться чувствам, а не разуму. Будьте чувствующим существом, не думайте о том, что у вас получится, и не ставьте никаких задач перед собой. Мысленно погрузитесь в себя, прислушайтесь к своим ощущениям, найдите в себе нечто тревожное, беспокоящее, следы какой-то неразрешенной проблемы. Не пытайтесь вспомнить, чем именно вызваны эти неприятные чувства, не пытайтесь выразить проблему в словах. Попробуйте воплотить эти ощущения в каком-то беспредметном образе. Возьмите лист бумаги, нарисуйте рамку, которая станет границей для выражения проблемы, и нарисуйте "образ" вашей проблемы. Изобразите ее так, как вы ее ощущаете изнутри. Рисуйте как вам придет в голову, ничем не ограничивайте себя, здесь не важна ни красота, ни симметрия, ни гармония. Главное в том, чтобы не было конкретных предметов и символов. Если вы посчитаете, что ваш рисунок не совсем точен, можете выполнить другой. Пусть будет несколько рисунков.
Анализ рисунков. Эта информация поможет вам проанализировать свои рисунки. Подойдя к делу со всей тщательностью и серьезностью, вы сможете узнать о себе нечто новое, то, что раньше было скрыто от вас, недоступно вашему сознанию. Но следует учитывать специфику подобной интерпретации. Дело в том, что данные, полученные с помощью ваших рисунков, могут оказаться двусмысленными, неоднозначными, достаточно расплывчатыми, неконкретными. Ваше творчество может иметь большое количество значений, часто противоречивых и скрытого смысла, - все зависит от вашего уникального жизненного опыта. Опирайтесь не только на наши указания и рекомендации, но и на собственную интуицию. Когда вы будете анализировать свои рисунки, постарайтесь взглянуть на них в целом, в совокупности, постарайтесь рассматривать их с точки зрения общей стилистики.
Давление. Если в ваших рисунках заметно сильное надавливание на карандаш, то можно предположить, что вы находитесь в сильном напряжении. Кроме того, это может свидетельствовать об амбициозности или даже агрессивности вашего характера, и, вероятно, о склонности проявлять эти качества в действительности. Слабый нажим может указывать на неуверенную, колеблющуюся, робкую, нерешительную, пассивную личность, но, с другой стороны, это может говорить о гибкости и подвижности мышления.
Качество линий. Преобладание горизонтальных штрихов может означать слабость, осторожность, постоянную обеспокоенность собственной защищенностью или преобладание женственных качеств. Вертикальные линии предполагают самоуверенность, решительность, возможно, повышенную активность. Преобладание кривых линий свойственно женственной или зависимой, конформной личности. Большое количество прямых, жестких штрихов указывает на агрессивность. Постоянные изменения направления штриха означают обеспокоенность. Твердые, уверенные линии означают безопасность, упорство, амбициозность, решительность. Прерывистые, зигзагообразные линии означают чувство беззащитности, медлительность и зависимость. Длинные линии указывают на импульсивный, легковозбудимый характер.
Размер рисунков. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, трудности в соблюдении меры. Рисунки малых размеров свидетельствуют о наличии комплекса неполноценности, неадекватности, неуверенности, подавленности, вероятно, о предрасположенности к депрессии.
Расположение на листе. Склонность размещать рисунки в центре листа указывает на нормальную, уверенную личность, чувствующую себя в безопасности. Это самый распространенный способ размещения рисунка. С другой стороны, постоянно повторяющееся расположение такого рода может означать чувство обеспокоенности и скованности, особенно во взаимоотношениях. Расположение рисунков наверху листа - возвышенность чувств, воодушевленность, энтузиазм, высокий уровень оптимизма. Расположение рисунков внизу означает чувство беззащитности, угнетенности и депрессии. Преобладание рисунков на краю листа может означать потребность в одобрении и поддержке, стремление избегать принятия самостоятельных решений.
Форма рисунков. К рисункам 1 и 2. С помощью этих рисунков вы сможете обнаружить разницу между вашими сознательными отношениями и бессознательными устремлениями. Рисунок 1 дает поверхностное представление о вашей личности, а рисунок 2 отражает ваши подсознательные предпочтения. Если между рисунками наблюдаются существенные различия - это говорит о противоречиях между сознательными и бессознательными импульсами. Для того чтобы вы смогли сделать определенные выводы, перечислим основные значения каждого символа. Круг - символ любви, одобрения, чувственности, миролюбия, умиротворенности, дружественности. Квадрат означает, что человек чувствует себя уверенно, в безопасности, отдает предпочтение логическому, практическому подходу к жизни, стремится создать прочную базу. Треугольник символизирует секс и агрессию. Для такого человека важен успех, победа, а не участие, он энергичен и чрезвычайно активен. Кривая, изломанная линия означает творчество и воображение. Эти люди ценят свободу и независимость, отрицают любую рутину, оценивают окружающих по их внутренним качествам, интересуются поэзией, музыкой и другими видами творчества.
Оценив свои ответы по 1 и 2 рисункам, вы можете сделать предположения о различиях в ваших сознательных и бессознательных предпочтениях. При анализе своих рисунков спросите себя: совпадает ли то, как вы расположили фигуры на 1 рисунке с тем, что вы изобразили на рисунке 2? Есть ли какие-то различия? Как вы думаете почему? Считаете ли вы, что обладаете такими качествами, о которых раньше не подозревали? Если да, то что это за качества?
Анализ поля. Задание 3 основано на тесте Вартегга, используемом для исследования личности.
Первый квадрат. Точка в середине символизирует эго и часто соотносится с эмоциональной реакцией на внешние события. Рисунок, который вы сделали, отражает ваш подход к решению проблем. Например, если из точки исходит прямая линия, рисунок показывает достаточную уверенность и гибкость при решении проблем, способность найти несколько подходов к ее решению. Если точка окружена нагромождением линий - это значит, что человек весьма обеспокоен заботой о собственной безопасности, либо, возможно, находится в скованном, зажатом состоянии.
Второй квадрат. Волнистая линия в левом верхнем углу означает движение. В зависимости от того, как вы свяжете с ней свой рисунок, вы проявите стремление свободно двигаться в окружающем пространстве, либо тяготеть к замкнутому, четко организованному пространству.
Третий квадрат. Три вертикальные линии означают амбициозность и энтузиазм. Если человек усиливает и подчеркивает этот символ - это означает, что у него есть четкая ориентация на цель и ясная мотивация. Если он затемняет этот символ - это значит, что он лишен этих качеств.
Четвертый квадрат. Темный квадрат в правом углу символизирует преграду или проблему, с которой необходимо справиться. То, что вы нарисуете здесь, укажет на активный или пассивный стиль в решении проблем.
Пятый квадрат. Две перпендикулярные линии приглашают вас продолжить путь в пространство. То, как вы продолжите их, расскажет о том, что вы из себя представляете. Пересекающиеся линии, напоминающие мечи и молоты, указывают на агрессивность или враждебность. Непересекающиеся линии означают нерешительность, нехватку воли и настойчивости.
Шестой квадрат. Одна вертикальная и одна горизонтальная линии означают единство эмоций и среды в прошлом или настоящем. Они также являются символом отношений между вами и вашими близкими. Уравновешенные штрихи указывают на сбалансированную среду, в то время как противоположное их положение указывает на факторы нестабильности в сознании человека.
Седьмой квадрат. Кривая из точек дает возможность для выражения деликатности, чувственности. В этом рисунке отражается наличие или отсутствие этих качеств.
Восьмой квадрат. Дуга означает убежище. То место или окружение, где человек находит убежище: среди других людей, в работе, в книгах, в тишине, в природе, в материальных благах, в удовольствиях - все это отразится в вашем рисунке.
Чтобы интерпретировать спонтанные рисунки, вы должны задать самому себе следующие вопросы: что было нарисовано и как это было сделано. Важно учитывать, как вы используете пространство, форму, движение, какова сила нажима и т.д.
Настроение. Рисунки, полученные при выполнении данного задания, отражают бессознательную часть вашей личности. В ваших рисунках может присутствовать сходство с тем, что рисуют другие люди, изображая те же эмоции, но должны быть и индивидуальные черты. Как правило, люди связывают чувство гнева с темными, жирными, нервными линиями, подчас выходящими за границы рамки; радость - это плавные, округлые линии, идущие вверх. Депрессия - нечто хаотичное, но спокойное, размещается часто в нижней части пространства. Активность изображается взрывными, резкими рисунками с преобладанием треугольных форм, а женственность выражается округлыми, мягкими линиями. Посмотрите, сколько усилий вы приложили к каждому из рисунков, сколько внимания уделили каждому из них. На что похоже, что напоминает вам тот или иной рисунок, какими словами вы можете описать его. Подумайте, насколько близки вам эти изображения, к которым из них вы чувствуете неприязнь, а какие вызывают у вас чувство близости. Есть ли что-то общее в изображениях разных чувств? Что все это говорит о вашей личности? Какие эмоции вы считаете наиболее выраженными? Не забывайте все, что мы говорили об особенностях рисунка в целом, и учитывайте это при вашем анализе.
Проблема. Этот тест предназначен для того, чтобы предоставить вам возможность получить более точное представление о волнующих вас проблемах. Чтобы начать интерпретацию рисунка, возьмите его в руку и держите перед собой. Всмотритесь в него, подумайте о том, что это - послание вашего бессознательного. Ваша задача - передать это графическое послание словами. Изучите рисунок и сделайте его анализ мысленно или изложите на бумаге. Какое название вы дали бы этому рисунку (одно-два слова)? Спросите себя: как вы интуитивно относитесь к тому, что нарисовали? Есть ли на рисунке что-то, что символизирует вас? Какой его элемент символизирует сердце вашей проблемы? Что представляют собой другие детали рисунка: отдельных людей или даже группы, какие-то предметы, вещи, какое-то окружение? Находите ли вы сходство с другими вашими рисунками, например изображениями различных эмоций? Что вы можете сказать, глядя на рисунок, о своем подходе к проблеме? Видится ли она вам мрачной, огромной, поглощающей, неприступной или вы видите просвет, луч надежды. Вспомните о таких характеристиках рисунка, как размещение на листе и заполнение пространства, может это добавить что-то к анализу вашего творения? Попробуйте перевернуть рисунок - можете ли вы что-то найти в рисунке с этой точки зрения? С какими эмоциями, из числа тех, которые вы изображали ранее, связана в большей степени ваша проблема? Есть здесь что-то от активности или больше связи вы находите с болезненностью и депрессией?
После того как вы всесторонне, без спешки и максимально внимательно проанализируете свой рисунок, отложите его в сторону на некоторое время и вернитесь к нему позднее. Посмотрите, сможете ли вы добавить что-то новое к ранее сказанному.
Это краткое практическое вступление в меньшей степени предназначалось для того, чтобы раскрыть ваше бессознательное или всесторонне описать свойства и качества вашей личности, и в большей для того, чтобы продемонстрировать, что даже незначительные и, казалось бы безобидные вещи, такие, как каракули, сочетания штрихов и линий, могут иметь достаточно глубокое содержание. Это во-первых. Во-вторых, сделать это содержание явным и понятным способен, вероятно, только хороший специалист, но пролить некоторый свет может любой здравомыслящий взрослый. Вот с такой установкой следует подходить ко всему, что будет выполнять и создавать ребенок в процессе своей творческой деятельности.

Глава 1
ТЕСТ "СКАЗКА"

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста, даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.
Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.
Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.
Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.
Несколько советов
Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен почувствовать, что тест - это некая игра, похожая на многие другие. Вам также следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой.
Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.
Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент.
Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка. Согласно Дюсс, такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, - все это признаки патологической реакции на тест и не исключено - сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.
Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.
Данный тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными результатами, не следует считать себя непогрешимыми. Следует помнить, что достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты, и теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.
Первая сказка "Птенец"
Цель этой сказки - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Какого типа ответы можно считать нормальными. "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался"; "Полетит к папе, потому что он сильней"; "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".
Какого типа ответы можно считать патологическими, то есть требующими внимания. "Не умеет летать, поэтому останется на земле"; "Попытается взлететь, но у него ничего не получится";- "Погибнет во время падения"; "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)"; "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.
Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.
Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок скорее всего будет очень привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.
Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности - в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.
Есть и другой фактор формирования независимости. В период о 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей - отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя "большим". Помощь, поддержка, но не опека, должны стать нормой поведения для родителей.
Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.
Вторая сказка "Годовщина свадьбы родителей"
Цель сказки - выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать - отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Можно задать дополнительные вопросы, приведенные после сказки.
Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?
Типичные нормальные ответы. "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)". Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Ушел, потому что разозлился"; "Хотел остаться один"; "Ему стало грустно (одиноко)"; "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".
Если вы столкнулись с такими ответами, вам следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснять свои ответы, а, возможно, внесет некоторые уточнения, которые помогут вам сделать более верное заключение. Уточнения могут быть такими: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания"; "Было слишком шумно"; "Ему не позволяли играть"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфету"; "Другие дети на празднике ему не понравились (или наоборот)"; "Когда в доме праздники, он всегда уходит играть один, ему не нравятся праздники" и т.д.
Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.
А то, что при сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит, - сегодня не редкость.
Игра "Я чувствую…"
Эта игра может пригодиться вам в том случае, если вы посчитаете необходимым более тщательно проработать какую-либо проблему или конфликт, которые были затронуты ребенком в процессе выполнения теста (как в процессе рисования, так и последующей беседе), но в силу каких-то причин не развиты. Если вы сочтете эту проблему значимой и посчитаете полезным рассмотреть ее более подробно, дайте ей какое-нибудь рабочее определение. Например, если проблема ребенка касается его отношений с младшим братом, ее можно назвать "Ссора". Игра начинается с того, что вы просите ребенка нарисовать круг и записать в него все чувства, которые ему известны (рис. 1). Пусть он формулирует их, как ему хочется, так, как он их понимает. Вы в свою очередь помогаете ему найти подходящие слова и ненавязчиво пытаетесь расширить спектр его самоощущений с помощью наводящих вопросов, таких, как: "Если папа обещал сводить тебя в выходные в парк, а сам уехал по делам, что ты чувствуешь?". Разумеется, это касается детей младшего возраста, самосознание которых развито еще очень слабо. После того как эта часть задания будет выполнена, попросите ребенка нарисовать ниже еще один круг и вписать в него определение главной проблемы, в нашем случае это "Ссора". Ниже следует нарисовать еще несколько кругов - по числу участников, вовлеченных в конфликт. У нас это круг "Мама" и круг "Брат"; если ребенок сочтет, что нужно включить еще кого-то - не препятствуйте этому. После этого ребенок должен с помощью перечня известных ему чувств из первого круга описать свои переживания, связанные с участниками этой драмы. Пусть в соответствующие круги будут вписаны те чувства, которые он испытывает по отношению к брату, маме и т.д. Разумеется, главное здесь - не заполнить все круги, а сам процесс, в ходе которого вы

выслушиваете ребенка, обсуждаете с ним его чувства и переживания, научаете его прислушиваться к своим ощущениям, подводите его к пониманию того, отчего возникают те или иные чувства и эмоции, что с ними связано и к чему они приводят в реальности.
Третья сказка - "Ягненок"
Цель сказки - выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант, который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.
Первый вариант
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?
Обычные ответы. "Он будет есть травку"; "Поплачет, а потом станет кушать травку"; "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Умрет от голода"; "Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется"; "Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока"; "Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему".
Второй вариант
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?
Типичные нормальные ответы того же типа, что перечислены в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку" и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Он будет есть только травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму"; "Постарается прогнать маленького ягненка"; "Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко"; "Найдет другую маму для маленького ягненка"; "Будет бить маленького ягненка" и т.д.
Младенец получает питание путем сосания груди, в то же время сами сосательные движения доставляют ему удовольствие. Таким образом, первым объектом - источником удовольствия - становится для него материнская грудь. Кормя грудью, мать закладывает основы психического здоровья своего ребенка. Э. Эриксон писал, что "в это время ребенок живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая голосом, мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка". 3. Фрейд считал, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни ребенка". Поэтому и отлучение от груди он называл "психологической травмой первых дней". То, как ваш ребенок перенес эту психологическую травму, какой след она оставила в его душе, вы можете узнать из результатов данного теста. Мать, конечно, не сможет восполнить то, что утратил ребенок с отнятием от груди, естественным путем, то есть предложив ему свою грудь.
Но компенсировать это в некоторой степени можно, проявляя заботу о ребенке, уделяя ему свое внимание и демонстрируя ему свою любовь и одобрение.
Привязанность к матери, которая первоначально проистекает из инстинкта самосохранения (в частности, необходимости утоления голода), постепенно становится независимым от этого инстинкта, дифференцируется от него. Ребенок хочет находиться рядом с мамой и скучает без нее, даже когда его голод утолен и чувствует себя абсолютно счастливым, если мать занимается исключительно его кормлением и заботой о нем. Но когда появляется младенец, старший ребенок понимает, что мать принадлежит не только ему. Несложно понять, что ребенок смотрит на своих братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать и хотел бы, чтобы их не было. Двухлетняя девочка, отец которой с гордостью показывает ей новорожденного брата и ожидает, что она придет в восторг, просто спрашивает: "А когда он снова умрет?" Одна женщина рассказывает, что, когда она кормила своего ребенка грудью, к ней довольно близко подобрался ее трехлетний сын, вооруженный каким-то острым предметом, и она с большим трудом остановила его, чтобы он не нанес увечье малышу. Можно привести множество подобных примеров. Известно немало случаев, когда двух - и трехлетние дети, оставленные наедине с малышами, наносили им серьезные травмы.
Вот высказывание ребенка о своей младшей сестре, характер которого типичен для подобных ситуаций: "Я надеюсь, что доктор сделает Дороти укол, и ей будет очень больно. И она будет кричать и кричать. А я буду смеяться и радоваться, что ей больно. Я притворюсь, как будто это совсем меня не волнует".
Упражнение "Образ настроения"
Это задание, так же как и следующее, помогает ребенку научиться более тонко различать свои переживания, понимать свой внутренний мир, адекватно воспринимать себя и оценивать свое состояние. Рост и углубление самопонимания поможет ему более точно воспринимать окружающих, их отношение. Таким образом, чем лучше ребенок понимает себя, тем лучше он понимает других и легче устанавливает с ними контакт и взаимодействие.
Ребенка просят нарисовать свое нынешнее настроение или свои чувства с помощью форм, линий, цвета, оттенков и т.д., без изображений каких-либо объектов. Инструкции могут быть разными. Например:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: