Литературоведческий словарик.




 

Троп – стилистический перенос названия, употребление слова в переносном (не прямом) его смысле в целях достижения большей художественной выразительности.

 

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Сравнения обычно выступают в форме:

- сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов: как, точно, словно, будто и др. (И берёзы стоят, как большие свечки);

- существительного в творительном падеже (Морозной пылью серебриться его бобровый воротник [П.]);

- в форме вопроса: (О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы [П.];)

- отдельного предложения:

(Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час! [Л.].

 

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека (… Звезда с звездою говорит [Л.]; Спит земля в сиянье голубом [Л.]).

Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.

 

Аллегория /греч. аlleqoria – иносказание/ - выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях сказках глупость, упрямство воплощается в образе Осла, трусость – в образе Зайца и т.д.

 

Метонимия /греч. мetonomadzo – переименовать/ - перенос с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию нет. (Ликует буйный Рим [Л.]; Шипенье пенистых бокалов [П.].)

 

Антономасия /греч. antonomasia - переименование/ - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного (донкихот, донжуан; Мы все глядим в Наполеоны [П.]).

Синекдоха /греч. synekdoche – соотнесение/ - замена множественного числа единственным, в употреблении названия целого вместо части или части вместо целого.

(На восток, сквозь дым и копоть,

Из одной тюрьмы глухой

По домам идёт Европа.

Пух перин над ней пургой [Тв.]).

Эпитет /греч. epitheton – приложение/ - образное определение предмета или действия.

(Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льёт печально свет она [П.]).

Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Гипербола /греч. hyperbole – преувеличение/ - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. (Мою любовь, широкую как море, вместить не могут жизни берега [А.К.Т.]).

Литота /греч. litotes – простота/ - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка [Гр.]). Литоту называют обратной гиперболой.

Перифраза /греч. periphrasis – пересказ/ - описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. (Страна голубых озёр – Карелия; город на Неве – Санкт-Петербург).

Дисфемизм – троп, состоящий в замене естественного в данном контексте обозначения какого-либо предмета более вульгарным, фамильярным или грубым. Например: «Пень пнём» – ничего не понимающий человек; «Надутый пузырь» – человек, преувеличивающий свои достоинства; «Рот до ушей» – жизнерадостный смех.

Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; насмешка, нарочито облечённая в форму положительной характеристики или восхваления. Например: «Посмотрите, каков Самсон!» (о слабом, хилом человеке); «Откуда, умная, бредёшь ты, голова?» (пренебрежительное отношение к человеку).

Катахреза – употребление слов в значениях, им не принадлежащих. Часто выступают как разновидность гиперболической метафоры («Он глотнул глазами пространство»; «Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь, летит рысак»).

Метафора – употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии (говор волн; сии птенцы гнезда Петрова; шёлковые ресницы; ситец неба голубой).

Метафора гиперболическая – метафора, основанная на гиперболическом преувеличении качества или признака (он – Геркулес по силе; глаза глубокие, как море).

Метафора лексическая - слово (выражение) или значение слова, которое первоначально возникло путём метафорического переноса (вечное перо; лист бумаги).

Метафора ломаная – метафора, приводящая к объединению логически несовместимых понятий.

Метафора последовательная – ряд внутренне связанных и взаимно друг друга дополняющих метафор (подобно рысаку, закусившему удила, несётся он по ипподрому поэзии и занимает первое место среди своих собратьев, обогнав лучшего из них не менее чем на два корпуса).

Метафора поэтическая – метафора, входящая в число экспрессивных средств поэтического произведения и выступающая как сложная разноплановая семантическая структура (и ничего не разрешилось весенним ливнем бурных слёз; своими горькими слезами над ними плакала весна).

Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение какого-либо предмета или явления (он в почтенном возрасте [вм. он стар]; он пороха не выдумает [вм. он неумён]).

Фигура речи – оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.

Антиметабола – фигура речи, состоящая в симметрическом повторении одних и тех же слов, но с изменением их синтаксических функций и связей в непосредственном контексте (ем, чтобы жить, но не живу, чтобы есть).

Антитеза – фигура речи, представляющая антитезное противопос-тавление (Я царь – я раб; я червь – я бог).

Амплификация – (расширение) – фигура речи, состоящая в соположении (накоплении) синонимов с нарастанием экспрессивности, в использовании гиперболических сравнений и т.д. (Он храбрый, отважный человек; Сам царь Соломон, при всём его великолепии, не мог бы состязаться с ним в роскоши наряда).

Кеннинг – замена собственного или обычного нарицательного имени описательным поэтическим оборотом (шествующий по волнам парусный конь [вместо: корабль]).

Мейозис – фигура речи, состоящая в заведомом преуменьшении степени или свойства чего-либо; противопол. «Гипербола» (играют прилично [вместо очень хорошо]; мальчик с пальчик; ниже тоненькой былиночки надо голову клонить; голова два уха).

Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом параллельном элементе речи (клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья…).

Анафора лексическая – анафора, основанная на повторении слова или слов (не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза).

Анафора синтаксическая – анафора, основанная на повторении одной и той же грамматической конструкции (я стою у высоких дверей, я слежу за работой твоей).

Анафора фонетическая – анафора, основанная на повторении звука или звукосочетании (грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…).

Каламбур – юмористическое (пародийное) использование разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов (взять жену без состояния, я в состоянии, но входить в долги для её тряпок не в состоянии; Осип охрип, а Архип осип).

Оксюморон – фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов или слов, противоречащих друг другу по смыслу (красноречивое молчание, звонкая тишина, горькая радость, сладкая боль, пессимистический оптимист).

Повтор (реприза) – фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, выражений в известной последовательности (… мещане между собой как кошки с собаками; …дворяне между собой как кошки с собаками).

Повтор звуковой (- Бурлили бури. Плюхали пушки. А ты, как был, такой и есть – ручною вшой копошащийся Плюшкин).

Повторы слов (повтор словесный)

(… Терпеть не могу подозрительности!

Терпеть не могу! Глупо и глупо!

Воображаю, как это ты поехал бы в горы

Без проводника! Воображаю!..

Лучше молчи. Молчи и молчи!)

Повтор синонимический – накопление в речи синонимов или синонимических выражений как стилистический приём.

Эпимона – фигура речи, состоящая в повторении одного и того же слова или словосочетания с небольшими вариациями.

(А я от горя в темны леса,

А горе прежде – век зашёл,

А я от горя в почестный пир,

А горе зашёл, впереди сидит).

Эпифонема – фигура речи, состоящая в употреблении пояснительного или восклицательного предложения после утвердительного с тем же общим содержанием для придания первому большего веса (он опять пошёл к начальнику, чёрт его понёс!).

Эпифора – фигура речи, состоящая в повторении слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности поэтической речи.

Клише – избитое, шаблонное, стереотипное выражение, механически воспроизводимое либо в типичных речевых и бытовых контекстах, либо в данном литературном направлении, диалекте (здоров как бык; передавайте привет; в связи со сказанным; вопрос ждёт своего решения).

Контекст – лингвистическое окружение данной языковой единицы; условия, особенности употребления данного элемента в речи.

- Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи, позволяющий установить значение входящего в него слова или фразы.

Контекст бытовой – ситуация общения, определяющая выбор слов и моделей построения в устной речи; обстановка (ситуация) речи, допускающая сокращение речевого сигнала, вследствие чего вырабатывается повседневный разговорный эллиптический стиль. (Недостающие члены предложения восполняются за счёт данной ситуации.)

Контекст метафорический – последовательно развёртываемая совокупность тропов, основанная на «семантической двуплановости», параллельном функционировании двух смысловых рядов; ср. последовательная метафора («Новейшие, рабски следуя древним, приняли их мерку, не заботясь о выкройке их»; ср. «Мы ещё не имеем своего покроя в литературе»).

Контекст ситуации – (обстановка речи) – условия, в которых осуществляется данный акт речи с точки зрения их воздействия на содержание последнего, его детерминированности особенностями данной культурной общности.

Контекст театральный – контекст ситуации, создаваемый обстановкой театрального исполнения и разъясняемый в тексте пьесы сценическими ремарками.

Контекст топонимический – совокупность топонимов, характерная для данной территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: