Алгоритм работы гр. БУХ-18-11, БУХ-19-22
Перекличка в комментариях с указанием ФИО студента
Выдача заданий для студентов
Выполнение заданий студентами
4. Сдача заданий до конца занятия в личные сообщения по ссылке https://vk.com/id403549024
Практическая работа по теме: «Ряды динамики»
Методические указания по выполнению практической работы
Ход выполнения работы:
Ознакомьтесь с информацией по теме, запишите в тетрадь
Ряд динамики (хронологический ряд, динамический ряд, временной ряд) – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления.
Всякий ряд динамики включает два обязательных элемента: время (показатель времени) и конкретные соответствующие ему уровни развития изучаемого явления или уровни ряда.
По времени – моментные и интервальные ряды.
Интервальный ряд динамики – последовательность, в которой уровень явления представлен за определенный промежуток времени. Таковы, например, ряды показателей объема продукции по месяцам года, кварталам, годам, количество отработанных человеко-дней по отдельным периодам и т.д. Средний уровень интервальных динамических рядов, построенных по средним и относительным величинам, рассчитывается по средней арифметической простой:
=
∫-уровни динамического ряда;
t- число интервалов времени
Моментный ряд динамики – если уровень ряда показывает фактическое состояние изучаемого явления в конкретный момент времени (на дату, момент времени). Примерами моментных рядов могут быть последовательности показателей численности населения на начало года, величины запаса какого-либо материала на начало периода и т.д.
|
Средний уровень моментного динамического ряда следует в данном случае рассчитывать по средней хронологической:
=
где y1 - уровень на начало периода;
y2 - следующий уровень ряда;
n - число слагаемых в числителе.
Абсолютные и относительные показатели рядов динамики.
Динамический ряд представляет собой ряд последовательных уровней, сопоставляя которые между собой можно получить характеристику скорости и интенсивности развития явления. В результате сравнения уровней получается система абсолютных и относительных показателей динамики, к числу которых относятся: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.
Если сравнению подлежат несколько последовательных уровней, то возможны следующие два варианта сопоставления:
1) каждый уровень ряда динамики сравнивается с одним и тем же предшествующим уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве базисного уровня (базы сравнения) выбирается либо начальный уровень ряда динамики или же уровень, с которого начинается какой-то новый этап развития явления. Такое сравнение называется сравнением с постоянной базой;
2) каждый уровень ряда динамики сравнивается с непосредственно ему предшествующим. Такое сравнение называется сравнением с переменной базой.
Показатели динамики с постоянной базой – базисные показатели – характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, до данного (i -гo) периода.
Показатели динамики с переменной базой – цепные показатели – характеризуют интенсивность изменения уровня от периода к периоду (или от даты к дате) в пределах изучаемого промежутка времени.
|
Абсолютный прирост определяется как разность между двумя уровнями ряда динамики и показывает, на сколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения:
базисный абсолютный прирост: (1)
цепной абсолютный прирост: (2)
где – уровень сравниваемого периода;
– уровень базисного периода;
– уровень непосредственно предшествующего периода.
Темп роста определяется как отношение двух сравниваемых уровней, может быть выражен с помощью коэффициентов (коэффициент роста ) или в процентах, и показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода:
базисный коэффициент роста: ; (3)
цепной коэффициент роста: ; (4)
базисный темп роста: ; (5)
цепной темп роста: . (6)
Темп прироста показывает на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня:
базисный темп прироста: (7)
цепной темп прироста: (8)
Абсолютное значением одного процента прироста. Этот показатель рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста (в процентах) за тот же период времени:
2. Ознакомьтесь с типовым примером:
Производство хлеба и хлебобулочных изделий характеризуется следующими данными (Условные):
Год | Произведено хлеба, тыс. т |
166,6 | |
141,0 | |
128,9 | |
121,2 | |
133,0 |
Определите:
1) вид динамического ряда;
2) средний уровень динамического ряда;
3) абсолютные приросты, темпы роста и прироста цепные и
базисные, абсолютное содержание 1% прироста;
|
4) средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста
уровней динамического ряда.
Результаты расчетов представьте в таблице. Сделайте выводы.
РЕШЕНИЕ:
Производство хлеба и хлебобулочных изделий за пять лет.
Год | Производство хлеба, т (у) | Абсолютный прирост | Темп роста % | Темп прироста % | Абсолютное содержание 1% прироста | |||
ц.с. | б.с. | ц.с. | б.с. | ц.с. | б.с. | |||
А | ||||||||
166,6 | - | - | - | - | - | |||
141,0 | -25,6 | -25,6 | 84,63 | 84,63 | -15,37 | -15,37 | 1,67 | |
128,9 | -12,1 | -37,7 | 91,42 | 77,37 | -8,58 | -22,63 | 1,41 | |
121,2 | -7,7 | -45,4 | 94,03 | 72,75 | -5,97 | -27,25 | 1,29 | |
133,0 | 11,8 | -33,6 | 109,74 | 79,83 | 9,74 | -20,17 | 1,21 |
1. Абсолютный прирост
∆ уб.с. = уi - у1
141-166,6 = -25,6
128,9-141=-12,1 и т.д.
∆ уц.с. = уi - уi -1
141-166,6=-25,6
128,9-166,6=-37,7 и т.д.
2. Темп роста (%) (Тр ц.с.)
Тр ц.с. = | уi | х 100% | = | х 100% | = 84,63% | |
уi - уi -1 | 166,6 |
Тр ц.с. = | уi | х 100% | = | х 100% | = 91,42% и т.д. | |
уi - уi -1 |
Тр б.с. = | уi | х 100% | = | х 100% | = 84,63% | |
уi -1 | 166,6 |
Тр б.с. = | уi | х 100% | = | х 100% | = 77,37% и т.д. | |
уi -1 | 166,6 |
3. Темп прироста = Тр % – 100% = 84,63 – 100% = - 15,37%
4. Абсолютное содержание 1% прироста (ц.с.)
∆ уц.с. | = | 25,6 | = 1,66 тыс.т.. |
Тпр % | 15,4 |
__
5. Средний абсолютный прирост ∆ у
уn – у1 | = | 133,0 - 166,6 | = -8,4 тыс.т. |
n – 1 | 5-1 |
___ n – 1 ________ 5 - 1______
6. Средний темп роста Тр = √ уn: у1 = √133,0: 166,6 = 94,5 %
__ __
7. Средний темп прироста Тпр = Тр - 100% = 94,5-100% = -5,5%
8. Вид динамического ряда - интервальный
_
9. Средний уровень динамического ряда (арифметическая простая) (у)
∑ уn | = | 166,6 + 141 + 128,9 + 121,2 + 133 | = 876,7 тыс.т. |
n |
Вывод: За отчетный период средний объем производства хлебобулочных изделий составил 138,14 тыс.т. По отношению к первому году отмечается снижение этого показателя. Средний абсолютный размер снижения составил 8,4 тыс.т., при среднегодовом % - 5,5 %. По отношению с предыдущим годом (цепной способ), так же в течении трех лет отмечается снижение производства особенно во второй год, абсолютный размер достиг 25,6 тыс.т. или 15,4 %. Но на пятый год по сравнению с четвертым производство хлеба возросло, темп роста достиг 109,7%.
Выполните тест
1. Ряд динамики характеризует:
1. структуру совокупности по какому-либо признаку
2. изменение характеристики совокупности в пространстве
3. изменение характеристики совокупности во времени
2. Уровень ряда динамики – это:
1. определенное значение варьирующего признака в совокупности
2. величина показателя на определенную дату или момент времени
3. величина показателя за определенный период времени
3. Средний уровень интервального ряда динамики определяется как:
1. средняя арифметическая
2. средняя гармоническая
3. средняя хронологическая
4. Если сравниваются смежные уровни ряда динамики, показатели называются:
1. цепными
2. базисными