Правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 5.3, 7.1, 7.2, 8.1,
10.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 3, 6, 10.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
1.1 | А – вирусы Б – растения В – животные Г – бактерии |
2.1 | зеркало |
2.2 | регулирование освещённости |
2.3 | устьице / замыкающие клетки |
2.4 | |
4.1 | сжалось |
4.2 | раздражимость ИЛИ рефлекс |
4.3 | нервные клетки ИЛИ нейроны |
5.3 | яйцеклетка |
царство – Растения отдел – Покрытосеменные (цветковые) род – Ромашки вид – Ромашка аптечная ИЛИ 4132 | |
7.1 | 2,5 метра |
8.1 | наличие почвы |
10.2 | майский жук – 7 крот – 13 гребешок – 5 |
10.3 | крот |
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объект: вирус; 2) объяснение, например: это неклеточная форма жизни | |
Правильно определён объект и дано объяснение | |
Правильно определён объект, объяснение отсутствует. ИЛИ Объект определён неправильно / не определён, независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
пыльник
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Верно подписаны три части цветка | |
Верно подписаны только две части цветка | |
Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
|
Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: защита семязачатка от высыхания ИЛИ защита от низких температур ИЛИ защита от поедания насекомыми | |
Правильно указана функция | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
7.2. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос, например: Замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима) | |
Дан правильный ответ на вопрос | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
Используя рисунки, сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать вывод, например: наличие почвы не влияет на прорастание семян ИЛИ прорастание семян не зависит от наличия почвы | |
Сделан правильный вывод | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
|
Какое из условий опыта, проведённого Сергеем, является необходимым для прорастания семян? Обоснуйте свой ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос (условие опыта): наличие воды ИЛИ наличие воды, так как семена проросли в обоих стаканах; 2) обосновани е, например: вода участвует в обмене веществ ИЛИ семенная кожура в присутствии влаги набухает; питательные вещества, растворённые в воде, поступают к зародышу. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно дан ответ на вопрос, и приведено обоснование | |
Правильно дан только ответ на вопрос | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие условия выращивания растений: агава: 1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) сухая земля; 4) прямые солнечные лучи; фиалка: 1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) наличие воды в поддоне; 4) рассеянный свет Условия могут быть приведены в более развёрнутых формулировках | |
Правильно указаны по четыре условия для выращивания каждого из растений | |
Правильно указаны два-три условия для выращивания одного из растений и два- четыре условия для выращивания другого растения. ИЛИ Правильно указаны четыре условия для выращивания только одного из растений | |
Все комбинации элементов, не соответствующие указаниям по выставлению 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
|
По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание следующих позиций, по которымрастения имеют одинаковые характеристики: 1) агава и фиалка – выносливые растения; 2) для выращивания необходима комнатная температура | |
Правильно указаны две позиции | |
Правильно указана только одна позиция | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
10.1. Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот, гребешок. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного:
наземно-воздушная, водная, почвенная.
Название | Гребешок | Майский жук | Крот |
Среда обитания | водная | наземно-воздушная | почвенная |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Верно подписаны три животных и указаны среды их обитания | |
Верно подписаны два-три животных и указаны среды обитания одного-двух из них. ИЛИ Верно подписаны только три животных | |
Все комбинации элементов, не соответствующие указаниям по выставлению 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы - 33.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–11 | 12–19 | 20–27 | 28–33 |