С момента обретения независимости Казахстан прошел сложный путь становления правовой базы, экономики, социума. В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость по-новому решать проблемы социально-экономического обоснования развития региональной экономики. В соответствии с 117-й Конвенцией МОТ, «всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Политика более общего назначения определяется с должным учетом ее влияния на благосостояние населения». Позднее эти положения дополнены научно обоснованными концепциями «устойчивого развития» [1].
Проведенные за эти годы реформы, во многом благодаря взвешенной политике Главы государства Н. Назарбаева, позволили преодолеть неблагоприятные последствия переходного периода и создали базис перехода к масштабным социальным реформам, основная цель которых — повышение материального благосостояния населения, с привлечением такого государственного инструмента социальной политики как социальная защита.
Социальная защита – это совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие (социально незащищенные слои населения) [2].
По поручению Президента Н. Назарбаева в республике сформирована трехуровневая система защиты населения. Помощь и поддержка гарантированы со стороны государства, работодателей и страховых компаний, а также за счет личных пенсионных накоплений. Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи казахстанского общества. Так, основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах казахстанских ученых А. Есентугелова, Т. Притворовой, Г. Карагусовой, А. Белиспаева, Р. Наубетовой, Т. Пантелеевой, Г. Червяковой и др.
|
Социальная защита рассматривается как важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке [3].
В рамках социальной политики Республики Казахстан одним из стратегических приоритетов деятельности Правительства провозглашено обеспечение достойной занятости населения как основного вида её социальной защиты. Обеспечение занятости населения – важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни. Приоритетность обеспечения занятости населения Республики Казахстан обусловлена снижением темпов производства, ростом инфляции, снижением занятости и, соответственно, уменьшением его доходов в условиях переходного периода, ещё более обострившихся с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса. В переходный период в республике было полностью или частично приостановлено производство 264 предприятий, более сорока тысяч работников переведены на режим частичной занятости или же отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составляла 559,3 тыс. человек (6,6% экономически активного населения). Непринятие антикризисных мер в сфере занятости могло привести к росту безработицы, дальнейшему высвобождению работников. В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости (Дорожная карта), направленную на сохранение и создание новых рабочих мест. Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7%) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране.
|
Реализация в условиях кризиса 2008–2010 г.г. Стратегии краткосрочной занятости населения – Дорожная карта, позволила не только не допустить роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 г. до 5,5% – в декабре 2010 г. Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7% в 2001 г. до 18,2 % – в 2006 и 6,9% – в 2010 г. Основными результатами Дорожной карты, по данным Министерства труда и социальной защиты, стали: внедрение почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики [4].
|
Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда до сих пор не сбалансирован. При наличии безработных сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, связанный с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеют профессионального образования. Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного доступа к получению профессионального образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда. Прямым следствием такого состояния рынка труда являются сохранение бедности и связанные с этим высокие расходы государства на социальную поддержку малообеспеченного населения. По состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума. На оказание адресной социальной помощи и предоставление социальных услуг в последние годы расходовалось до 17% государственного бюджета.
В целях повышения эффективности социальной модернизации, обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года, перед Правительством и акимами была поставлена задача разработать и принять принципиально новую программу стратегии занятости населения [5].
В рамках реализации поручения Главы государства по разработке новой стратегии занятости Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан предложен проект новой Программы занятости до 2020 года. Главной целью данной программы является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости путем решения следующих задач: вовлечение самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченного населения в активные программы на рынке труда (АПРТ); развитие кадрового потенциала; совершенствование системы социальной помощи. Основную нагрузку по реализации АПРТ будут нести Центры занятости населения, которые необходимо создать в районах и городах областного значения. А работодатели, которые примут специалистов, прошедших переквалификацию, смогут рассчитывать на увеличение суммы субсидий по кредитам, выданным в рамках программы ФИИР (форсированного индустриально-инновационного развития) и «Дорожной карты бизнеса-2020» [4].
Система социальной защиты граждан Казахстана сегодня занимает достойное место в социальной политике и не уступает, а в чем-то и превосходит подобные системы других стран. Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Естественно, что социальная доминанта государственного развития должна быть устойчиво сбалансированной с природными, экономическими и другими ресурсами.
Использованная литература:
1. Аймагамбетов Е.Б. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона / Е.Б. Аймагамбетов, А.А. Алимбаев, Т.П. Притворова и др. [в 2 т., Т.1]. – Караганда: КЭУ Казпотребсоюза, 2006. – 475 с.
2. Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.undp.kz.
3. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2001. – 550 с.
4. Сафарова Т. Занятость населения – одно из приоритетных направлений социальной политики Республики Казахстан / Т. Сафарова, Н. Жумабаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.izrk.kz.
5. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года//www.zakon.kz.