Собор Святой Девы Марии, арх. К. Танге




РЕФЕРАТ

Свет в современной архитектуре Японии

ОГУ 03.03.02. 6014. 026 Р

Руководитель

Зав.кафедры архитектуры

Аюкасова Л.К.

«03» марта 2016 г.

Исполнитель

Ст.гр 13Арх(б)ОП

Анисимова А.А.

«03» марта 2016 г.

 

 

Оренбург 2016

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3

2.

 

 

Введение

Создание любого архитектурного сооружения предполагает определенную организацию пространства, которая лежит в основе проекта. В Японии творческая деятельность архитектора подчиняется строгим закономерностям пространствопонимания, сложившимся еще в древности и остающимися актуальными до сих пор. Следование сформировавшимся принципам построения пространства, опирающимся на основополагающие мировоззренческие категории, может быть, как осознанным, так и бессознательным, ведь они уходят корнями далеко вглубь культуры, тесно переплетаясь с религией, философией, образом жизни и эстетическими представлениями. В качестве центральных категорий, составляющих основу пространственного восприятия архитектуры в Японии, предлагается выделить следующие: пустота, промежуток, тень. Эти категории можно считать инвариантами культуры страны Восходящего Солнца, т.к. устойчивость их применения прослеживается не только в средние века, но и в Новейшее время. С их помощью в культуре сформировался и сохраняется по сей день принцип гармонии как ее важнейшее условие существования и функционирования.

Архитектура предлагает ясную картину жизни посредством формальной простоты. Ясная геометрия формирует простой образ, который развивает воображение зрителя, концентрирует внимание на нюансах. Архитектура создает эстетику отсутствия, свободы воображения. Именно по этой причине она рассматривается как одна из вершин японской эстетики. Ведь пространство пустоты является сущностью японской культуры, сосудом с эстетическими эмоциями.

 

 

Дом Косино, арх. Т. Андо

Рисунок 1-Дом Косино, экстерьер

Природа играет решающую роль в проектах современных японских архитекторов. Взаимодействие тени и света, обеспечиваемое ограниченным открытым фрагментом неба, трехмерными формами, выраженными в бетонных стенах, лежит в основе философии природы и архитектуры - это создание геометрии природы геометрией стен. Примером может служить дом Косино (рис.1), архитектор постепенно раскрывает миру природы замкнутую коробку, позволив интерьеру и внешнему пространству сообщаться посредством проемов в стенах, между стенами и кровлей, тщательно прорабатывая пространства. Свет, проходящий через проемы, драматизирует интерьер (рис.2) и делает его полностью зависимым от условий природы. Свет проникает через проем между стеной и кровлей и освещает вогнутую стену. Большое окно находится в стене гостиной - формируется естественное природное панно в доме. Интерьер постепенно сливается с пейзажем. Таким образом, природа становится основополагающим пространственно - структурным элементом в архитектуре.

Рисунок 2- Дом Косино, свет в интерьере

 

Собор Святой Девы Марии, арх. К. Танге

Рисунок 1- Собор Святой Девы Марии, экстерьер

Кафедральный собор Токио (рис.3) был спроектирован с учетом символического раскрытия его предназначения, религиозного содержания. План храма ромбовидный, что представляет собой один из символов древнехристианского искусства - рыбу. От ромбовидного плана совершается сложный переход к крестообразному завершению. Стороны церкви соединяются с вершинами креста с помощью восьми кривых, называющихся гиперболическими параболоидами. Размеры креста - 55,5 метра в длину и 40 метров в ширину. Таким образом, вид на собор сверху - это вид на удлиненный латинский крест, подчеркивающий принадлежность постройки к католичеству.

Крестообразное завершение храма (рис.4) - это световой проем. дневной свет, проникающий в церковь, символически наполняет ее Божественным благословением, за которым приходят верующие. Изогнутые стены собора имеют форму паруса, края которого приподняты, и торцы представляют собой вертикальные световые проемы шириной два метра. Высота торцевых частей от З0 до 40 ветров. Таким образом, любое положение солнца дает эффект креста внутри собора, независимо от того, в какое крыло попадают его лучи.

Рисунок 4- Собор Святой Девы Марии, крестообразное завершение храма

Ключевым моментов в создании художественного облика интерьера, затмевающего по силе воздействия все остальное, стало оформление алтаря (рис. 5). Его высокий строгий крест по ширине совпадает с остекленным проемом в торцевой части собора. Алтарное пространство - это самая высокая часть собора: 40 метров. Расположен алтарь, согласно канону, с восточной стороны, поэтому во время утренней службы восходящее солнце поднимается в алтарной части над крестом, освещая всех прихожан благодатным светом.

 

Внешнее и внутреннее пространства собора (как символизирующие светское и церковное начала) противопоставлены благодаря выбранным материалам. Блестящая нержавеющая сталь, которой покрыта наружная часть стен, контрастирует с необработанным бетонов, используемым в интерьере. Можно сказать, что свет отражается от гофрированной поверхности металлической облицовки наружных стен, подчеркнуто разводя смыслы. Ведь только попадая внутрь, свет становится Божественным.

В отличие от яркого, ослепительно сверкающего в солнечный день наружного покрытия внутреннее пространство очаровывает своими мрачными тонами и незавершенностью текстуры бетона. Это сделано в полном соответствии с японской концепцией ваби-саби, свидетельствующей о красоте незавершенных вещей и характеризующей способность японцев воспринимать прекрасное в своем первозданной естестве, без излишеств - всматриваться в незаметное, вслушиваться в недосказанное. Необработанные бетонные стены представляют собой строгое зрелище, которое становится величественный и прекрасный при контакте со светом, проникающий внутрь через крестообразное завершение и удлиненные окна в торцах постройки. Объединяет архитектурно-художественный облик собора и оформление его интерьера простота, даже аскетичность используемых материалов и отсутствие декора. Всем своим творчеством Танге подчеркивал важность одного из своих творческих кредо - сохранять честность по отношению к материалу. Если материал выбран правильно, скрывать, а тем более украшать, его не нужно.

Внутри собора, где нет ни одной колонны, создалось большое пустое пространство. Это сделано для того, чтобы появился специальный звуковой эффект, сопоставимый с тем, который появляется в каменных церквях эпохи Возрождения и барокко в Европе. В соборе Святой Марии помещен один из крупнейших в Японии органов. Его звучанию придавалось особое значение, поэтому лучшие специалисты следили за установкой инструмента. На монтаж и настройку огромного органа ушло два месяца. Звук, исходящий от него, проходит эхом по зданию, вторя церковному пению и молитвам. Когда в соборе пусто, эхо слышится до семи секунд.

Единое, неразделенное пространство собора делает его довольно вместительным. Здесь предусмотрено 600 пест для сидения и еще около 200 прихожан могут поместиться внутри стоя.

7Пак как лаконичный объем собора не может вместить в себя все необходимые службы, с разных сторон от него пришлось добавить низкие пристройки. В них расположены баптистерий, крипта и служебные помещения. Они также выстроены из бетона, но внутри облицованы под камень, создавая зримый контраст с интерьером собора. Они должны восприниматься как переходные пространства -от светского мира к сакральному.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: