Как помочь заикающемуся ребенку




Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

1. При инициальном (начальном) заикании специальные

логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся.

Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети

подражают речи окружающих взрослых.

2. При остро возникшем заикании в первую очередь надо попытаться

устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском

саду, сделайте все возможное, чтобы ребенок хотя бы какое-то время туда не

ходил. Нужно обеспечить домашний режим минимум на 2 мес. Чем быстрее

удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее

прогноз.

3. Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление

запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до

минимума такое общение.

4. Составьте список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.

5. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.

6. Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Помните, что дети подражают речи окружающих их взрослых.

7. Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.

8. Полезно петь, двигаться под музыку.

9. Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям.

10. Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание создает

напряжение.

11. Нужно как можно раньше показать ребенка неврологу или

психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медикаментозное лечение,

тем благоприятнее прогноз.

12. Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.

13. Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения более желательны неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

 

Как помочь заикающемуся ребенку

1. После того как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая таким образом для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если он хочет сказать что-то еще, дайте ему такую возможность.

2. Не перебивайте ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за него, если он вдруг начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.

3. Соблюдайте правила ведения беседы в семье: говорите по очереди как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.

4. Выделите время для взаимодействия с ребенком наедине. Малышу очень важно получать неразделенное родительское внимание. Беседу проводите с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.

5. Не критикуйте вашего ребенка. Фразы «Прекрати!», «Подожди!»,

«Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать!» не помогают, а усиливают

заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное

напряжение способствует развитию заикания. Критические замечания, даже

сказанные с самыми лучшими намерениями, ухудшают ситуацию.

6. Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов или просят что-то рассказать.

7. Будьте терпеливы. Успокоив малыша, используйте это время для приятного взаимодействия с ним.

 

Заикание

 

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

 

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

 

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и производящие.

 

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), конституциональную предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наследственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражение головного мозга.

 

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающимся и т. п.) факторы.

 

Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физиологическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим — речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т. п.

 

 

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий:

 

терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

психотерапевтическое воздействие;

коррекционные занятия с логопедом;

обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: